Великомученик Георгий Победоносец. Жизнеописание

Великомученик Георгий Победоносец родился в III веке в семье христиан в Лиде. Поступив на военную службу, Георгий отличился умом, мужеством и стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана (245-313 гг.). Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но, когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.

В первый день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжелый камень. На второй день его пытали колесом, которое было утыкано ножами и мечами. Диоклетиан подумал, что Георгий мертв, но вдруг явился ангел, и мученик приветствовал его, как это делали воины.

Тогда император понял, что Георгий выжил, а все раны, которые нанесли ему, чудесным образом зажили. Затем его бросили в яму с негашеной известью, но и это не навредило святому. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали невредимы. Его заставили бежать в раскаленных докрасна железных сапогах.

Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором. Его избили воловьими жилами так, что со спины слезла кожа, но Господь снова даровал ему исцеление. На 7 день мучений его принудили выпить две чаши с зельем, которое было приготовлено волхвом Афанасием. От одной чаши Георгий должен был лишиться разума, а от второй — умереть.

Но они не навредили ему. Георгий  совершил несколько чудес: воскресил умершего и оживил павшего вола. Благодаря этому многие из видевших чудеса уверовали во Христа. После бесполезных уговоров отречься от Господа и принести языческое жертвоприношение Георгия приговорили к смерти. В эту ночь ему во сне явился Христос с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай.

В конце мучений Георгия император Диоклетиан спустился в темницу и снова предложил мученику отречься от Христа. Георгий на это сказал: «Отнесите меня в храм Аполлона». И когда его отвели туда, Георгий встал в полный рост перед статуей и сказал: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву, как Бог?

» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением — и этим вынудил беса, обитавшего в статуе, объявить себя падшим ангелом. После этого рухнули все идолы в храме. Разозлившись, жрецы кинулись избивать Георгия. В это время в храм прибежала жена императора — Александра, она бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи ее мужа-мучителя.

Она обратилась в христианство благодаря случившимся только что чудесам. Диоклетиан разгневался и велел отсечь головы Георгию и своей супруге. Георгий, помолившись, со спокойной улыбкой положил голову на плаху. Вместе с Георгием приняла смерть царица Александра Римская, которая названа в Житии супругой императора Диоклетиана.

Житие великомученика Георгия Победоносца – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Она предала Богу свой дух по молитве св. Георгия по дороге на казнь (Макарьевские Четьи Минеи, 23 апреля). Другие исторические источники сообщают, что жену императора звали Приска. Как сообщает предание, святой Георгий был погребен в городе Лида. Над его гробницей был сооружен храм, который ныне принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Глава и меч святого Георгия хранятся под главным алтарем в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Частица мощей великомученика Георгия Победоносца хранится в храме-реликварии Сент-Шапель в Париже. Мощи великомученика Георгия Победоносца, его десница, хранится в серебряной раке на святой горе Афон, в монастыре Ксенофонта.

Свято́му Великому́ченику Гео́ргию Тропарь, глас 4

Нечестивый Диоклетиан, недостойно занявший римский престол, весьма был привязан к идолопоклонству. В особенности почитал он Аполлона, как бы предсказателя будущего, по действию злого духа, который, заключаясь в бездушном идоле, давал ответы спрашивавшим, ложно пророчествуя о будущем, потому что предсказания его никогда не сбывались. В одно время Диоклетиан спросил о чем-то Аполлона и получил от него такой ответ: «Не могу более предсказывать о будущем, мне препятствуют праведные люди: они причиною того, что с капищных треножников говорится ложь, эти праведники уничтожают нашу силу». Тогда Диоклетиан спросил жрецов: «кто те праведные на земле, из-за которых бог Аполлон не может пророчествовать?» Жрецы отвечали: «праведные на земле – христиане». Услышав это, Диоклетиан сильно разгневался на христиан и снова воздвиг на них гонение, которое уже было прекратилось. Снова послал он, во все области своего царства, приказание убивать и мучить праведных и невинных людей Божиих. Тогда в темницах не было места разбойникам, ворам и прелюбодеям; они наполнялись людьми, исповедовавшими истинного Бога. Прежние роды мучений, как негодные уже, стали заменяться новыми более суровыми и жестокими; ими терзали ежедневно повсюду множество христиан. Из всех стран, а в особенности из восточных, присланы были к царю наполненные клеветами на христиан донесения, в которых жаловались на появившееся множество людей, называющихся христианами, ни во что не ставящих царские повеления и до того усилившихся, что надобно или оставить их при своей вере, или действовать против них оружием. Тогда царь призвал отовсюду правителей и наместников своих на совет к себе в Никомидию и собрав князей, сановников и весь Сенат, выразил свое раздражение против христиан и предложил, чтобы каждый, по своему разумению, подал совет в данном деле. После многих высказанных мнений царь сказал: «нет ничего честнее и полезнее, как почитание древних отечественных богов». Когда же все согласились с этим, присовокупил: «если вы так думаете и усердно желаете исполнить это и если цените любовь мою, то постарайтесь всячески истребить противную нашим богам христианскую веру; а чтобы лучше успеть в этом, я буду помогать вам всеми силами». Все согласились и одобрили царское слово; однако Диоклетиан приказал в другой и третий раз собраться совету и после того уже решился возвестить всему народу о состоявшемся определении, издав строгое повеление в точности исполнить его.

В это время в римском войске был славный воин Христов Св. Георгий, родом из Каппадокии, сын знатных христианских родителей, с малолетства воспитанный в благочестии. Он еще в детстве лишился отца, который скончался мученически за Христа; мать же по смерти его переселилась с сыном в Палестину, откуда была родом и где владела большими имениями. Св. Георгий, достигнув совершеннолетнего возраста, отличался красотою лица, телесною силою и мужеством, был включен в войско и назначен тысяченачальником одного из славных римских полков. Когда же в этом звании оказал неоднократные примеры своей храбрости в сражениях, то Диоклетиан, не зная еще, что он христианин, сделал его воеводою на двадцатом году от роду. В это время уже скончалась его мать. Во время издания мучителем указа об истреблении христиан, Георгий находился при царе. В первый же день как услыхал, что предпринимается такое жестокое намерение против христиан и что состоявшийся указ никаким образом не может быть отменен, Георгий решил, что время это суждено ему свыше для открытого исповедания веры и спасения души. И тотчас все, что только имел у себя: золото, серебро, дорогие одежды роздал нищим, бывших при нем рабов отпустил на свободу, а о тех имениях и рабах, которые были у него в Палестине, завещал – имения отдать бедным, а рабов освободить.

И в третий день, когда окончательно должно было утвердиться распоряжение нечестивого Диоклетиана и его советников против невинных христиан, он, отбросив всякий человеческий страх, уповая на Бога и только его страх нося в своем сердце – мужественно стал посреди того великого и беззаконного собрания, с светлым лицом, и смелым голосом так начал говорить к ним: «Долго ли ты, царь, и вы, князья и советники, поставленные законно управлять и справедливо судить, долго ли будете продолжать вашу жестокость против христиан, утверждая беззаконные законы, издавая неправедные постановления о людях невинных и никого не обидевших? Зачем гоните, мучите и принуждаете к своему нечестию тех, которые научились жить благочестиво? Идолы ваши не боги, нет. Не прельщайтесь обманом. Один только Бог Христос, и Он один Господь в славе Бога Отца, Которым все сотворено и Духом Его Святым все держится. Или сами познайте истину и научитесь благочестию, иди тех, которые содержат истину и благочестие, не смущайте своим безумием».

Удивившись таким словам Георгия, такой неожиданной его смелости, все обратили глаза на царя, желая слышать, что он ему на то ответит. Царь же, как бы изумленный, или оглушенный громом, сидел молча, и, сдерживая гнев, подал знак сидевшему с ним другу своему, военачальнику Магнентию, чтобы он отвечал Георгию. Магнентий, подозвав к себе Св. Георгия, сказал: «кто внушил тебе такую дерзость и отважную речь?»

–  «Истина», отвечал Святой.

–  «Какая же это истина? спросил Магнентий.

–  «Истина эта – сам Христос, гонимый вами».

–  «Поэтому и ты христианин?»

–  «Я раб Христа Бога моего и в надежде на Него добровольно стал теперь пред вами свидетельствовать истину», отвечал Св. Георгий. Эти слова Святого привели в замешательство все собрание: всякий говорил свое, слышался только нестройный и шумный крик, как это часто бывает при большом стечении народа. Тогда Диоклетиан, распорядившись, чтобы в собрании настало молчание, посмотрел на Святого, и узнав его, начал ему говорить следующее: «Я и прежде, Георгий, удивлялся твоему благородству; признав твои лета и твою храбрость достойными отличия, я облек тебя важным саном. И теперь, хотя ты говоришь это и не в пользу себе, однако любя тебя за разум и мужество, как отец советую тебе для твоей пользы и прошу тебя не лишать себя воинской славы и чести твоего высокого сана, не подвергать мукам цветущую юность свою непокорностью, но принести жертву богам; за это получишь еще больше почестей». Святой же Георгий отвечал: «О, если бы ты, царь, лучше сам чрез меня познал истинного Бога и принес Ему приятную жертву хвалы, и Он удостоил бы тебя лучшего, бессмертного царства, тогда как это царство, которым ты теперь наслаждаешься, непостоянно, суетно и скоро разрушается, а потому блага его кратковременны и не приносят пользы принимающим их. Все твои обещания не могут ослабить любви моей к Богу и никакой вид мучений не может испугать души моей и поколебать ума моего»….. Сильно разгневанный этими словами Святого, царь, не позволяя ему кончить речи, приказал стоящим близ него оруженосцам прогнать Георгия из собрания копьями и отвести в темницу. Когда они с усердием стали исполнять это распоряжение царя, одно копье, коснувшись тела Св. Георгия, вдруг сделалось мягким подобно олову и согнулось, а Святой мученик неустанно хвалил Бога.

Воины, приведя Св. Георгия в темницу, положили его там на землю, ноги забили в колодки, а на грудь наложили большой камень; – все это приказал сделать царь. Святой, терпя страдания, которым подвергали его, всю ночь провел в молитве, благодаря Бога.

На другой день царь снова призвал его на испытание, и увидав, что он крайне ослаблен от давления камня на грудь, спросил: «раскаялся ли, Георгий, или остаешься еще в своем упорстве?» Святой, едва владея голосом после того, что грудь его была придавлена камнем, проговорил царю: «ужели думаешь, царь, будто я пришел в такое изнеможение, что за столь малые мучения отрекусь от своей веры? Скорее ты изнеможешь, муча меня, нежели изнемогу я, терпя мучения». Тогда Диоклетиан велел принести устроенное для мучений большое колесо, под которым устроены были доски с воткнутыми в них железными остриями в виде ножей, мечей и рожнов, то прямых, то закривленных наподобие крючков, и к тому колесу царь приказал привязать нагого Георгия и вращать его, чтобы все тело мученика было истерзано. Таким образом мучимый и терзаемый на части, Святой мужественно терпел и сначала громко молился Богу, а потом тихо благодарил Господа, совсем не издавал стона и как бы не чувствовал боли. Царь же, думая, что Георгий уже умер, радостно благодарил своих богов и сказал: «где же твой Бог, Георгий, зачем не избавил тебя от такого мучения?» Потом велел его, как мертвого, отвязать от колеса, а сам пошел к жертвеннику Аполлона. Вдруг небо покрылось облаками, раздался страшный удар грома и многие слышали голос свыше: «Не бойся, Георгий, Я с тобой». Немного спустя явилось большое необычайное сияние, и Ангел Господень в образе светлого и прекрасного юноши стал у колеса и, положив руку на мученика, сказал ему: «радуйся!» Никто не осмелился подойти к колесу и к мученику, пока продолжалось это видение. По окончании же его мученик, отвязанный Ангелом Божиим, сам сошел с колеса, и, исцеленный от ран и здоровый телом, славил Бога. Видя это, воины пришли в ужас и побежали известить царя, который тогда еще находился при совершении служения в идольском храме. Святой Георгий последовал за воинами и явился во храме к царю.

Увидев его, царь сперва не поверил, что это действительно Георгий и считал его за другого ему подобного. Но стоявшие близ царя, пристально смотря на Георгия, узнали его, к тому же и сам мученик громко объявил: «Я – Георгий». Все ужаснулись и в недоумении долгое время молчали. Стоявшие тут же два почтенных сановника, Анатолий и Протолеон, готовившиеся принять крещение, когда увидели это чудо, совершенно укрепились в христианской вере и громко сказали: «Один только Бог великий и истинный, Бог христианский». Немедленно царь повелел их взять и без всякого допроса вывести за город и убить мечем. И многие другие уверовали тогда во Христа, но из страха скрывали это, не смея явно Его исповедовать. Царица Александра, бывшая также во храме, видя чудесно исцеленного мученика и слышавши о явлении Ангела, познала истину и хотела торжественно исповедать Христа, но правитель (епарх) удержал ее и приказал отвести во дворец прежде, нежели мог узнать об этом царь. Жестокосердный же Диоклетиан, никогда не делавший добра, повелел Св. Георгия бросить в каменный ров с нерастворенной известью и закопать его в ней на три дня. Ведомый ко рву, Святой громко молился ко Господу, говоря: «Спаситель скорбящих, прибежище гонимых, надежда ненадежных, Господи, Боже мой, услыши молитву раба Твоего, и призри на мя, и помилуй мя, избави мя от коварств сопротивнаго, и подаждь мне, даже до конца исповедание имени Твоего Святаго, соблюсти неизменно. Не остави меня, Владыко, по грехам моим, чтобы не сказали враги мои: где Бог его? Покажи силу Твою и прославь имя Твое во мне, непотребном рабе Твоем. Пошли Ангела Твоего, недостоинству моему Хранителя, превратившаго в росу печь Вавилонскую и сохранившаго невредимыми святых Твоих отроков, Господи, яко благословен еси во веки, аминь». Так помолившись и осенив себя крестным знамением, он вошел в ров, радуясь и славословя Бога; а слуги, закопав его там связанного, отправились назад. На третий день царь приказал выбросить кости мученика изо рва, полагая, что Георгий сгорел в извести. Но когда слуги разгребли известь, то, сверх всякого ожидания, нашли в ней мученика целым и невредимым, с поднятыми руками благодарившего Бога за все Его благодеяния. Слуги и народ, бывшие при этом, пришли в ужас и изумление и единогласно прославляли Бога Георгиева, называя Его великим. Узнав об этом, Диоклетиан приказал привести к себе мученика и с большим удивлением спросил: «Откуда у тебя, Георгий, такая сила и какими волшебствами производишь это, скажи нам? Думаю, что ты волшебную хитрость прикрываешь верою в Распятого, чтобы удивить всех твоим чародейством и чрез то показать себя великим». Святой отвечал: «Я ожидал, царь, что ты не осмелишься хулить Всесильного Бога, Которому все возможно и Который чудесно избавляет от бед надеющихся на Него. Ты же, опутанный диаволом, впал в такую бездну заблуждения и погибели, что чудеса Божие, видимые вашими глазами, называешь чарованием и волшебством. Плачу о вашей слепоте, и, называя вас окаянными, считаю недостойными моего ответа».

Тогда Диоклетиан приказал принести железные сапоги, в подошвы которых вбиты были длинные гвозди, и, раскалив их, надеть на ноги мученику и с побоями гнать его в них до темницы. Когда гнали мученика в такой обуви, мучитель ругался над ним, говоря: «Какой ты быстрый скороход, Георгий! как скоро бежишь, Георгий!» Мученик же, с жестокими побоями гонимый, говорил сам себе: «Тецы Георгие, да постигнеши: сице бо течеши, не яко безвестно»  (1Кор. 9:26). И призывая Бога, говорил: «Призри с небесе, Господи, и видя труд мой услыши стенания окованнаго раба Твоего, ибо умножились враги мои и неправедной ненавистью возненавидели меня за имя Твое Святое; но Ты Сам исцели меня, Владыко, потому что я изнемогаю, дай мне терпение до конца, чтобы не сказал враг мой: победил я его». Так молился Святой, идя в темницу; брошенный в нее, он совершенно изнемогал от ран телом, чувствуя сильную боль в ногах, но не падал духом; весь тот день и всю ночь непрестанно возносил благодарение Богу и в ту же ночь Божией помощью получил исцеление и стал здоров ногами, также как и всем телом.

Утром же вновь он приведен был к царю на площадь, где собран был и весь Сенат; царь увидев мученика здорового, не хромающего, как бы не имеющего на ногах никакой раны, с большим удивлением сказал ему: «Что, Георгий, понравились ли тебе сапоги?» – «Да, понравились», отвечал Святой. Царь продолжал: «Оставь дерзость свою, будь кроток и покорен, и, отбросив волшебное искусство, поди и принеси жертву милостивым богам, дабы не лишиться приятной сей жизни от многих мук». Святой Георгий отвечал: Как безумны вы, называя силу Божию волшебством и бесстыдно гордясь бесовскими обольщениями!»…. Диоклетиан гневно взглянул на мученика, сильно закричал на него и не дал ему докончить речи, приказав стоявшим близ него бить Святого по устам, причем сказал: «Пусть научится не досаждать царю». Затем повелел бить воловьими жилами до тех пор, что видно было, как тело его, вместе с кровью падая кусками, прилипало к земле. Святой Великомученик Георгий, так жестоко мучимый, нисколько не изменил своего обыкновенного светлого лица; царь, сильно удивляясь сему, сказал окружавшим его: «Воистину это дело не мужества и крепости Георгия, а волшебнаго искусства». А Магнентий сказал царю: «Здесь есть один очень опытный в этом искусстве человек; если прикажешь его позвать, тогда побежденный Георгий покорится твоей воле».

Предлагаем ознакомиться:  Святые в мае месяце

Когда призванный волхв стал пред царем, Диоклетиан сказал ему: «Что сделал здесь этот негодный человек Георгий, все видели своими глазами; но как это он сделал, знаете только одни вы по своему искусству. Поэтому или победи и уничтожь все хитрости этого человека и сделай его нам покорным, или волшебными отравами лиши его жизни, чтобы он получил смерть от того же волшебства, которым занимался и спасался до сих пор». Волхв обещался исполнить на другой день все, что нужно; звали же волхва Афанасий. Царь, приказав строго стеречь мученика в тюрьме, встал с места, а Святой снова был заключен в тюрьму, где так молился Богу: «Яви, Господи, милость Твою на мне, исправи стопы мои к Твоему исповеданию, соверши течение мое в вере Твоей, да во всех прославится Пресвятое имя Твое». Наутро царь снова сел на возвышенном месте в виду всех. Пришел и волхв Афанасий, гордясь своим знанием; показав царю и всем предстоящим какие-то волшебные напитки в разных сосудах, он сказал царю: «Пусть приведут сюда осужденного, он увидит действие наших богов и силу моего волшебства». И, взяв один сосуд, сказал: «Если хочешь, царь, чтобы тот безумный во всем тебя слушался, пусть выпьет этот напиток». Затем, взявши другой сосуд, сказал: «А если ты хочешь видеть горькую смерть его, пусть выпьет это». Тотчас, по воле Диоклетиана, Св. Георгий был приведен к суду и царь сказал ему: «Теперь все твои, Георгий, чародейства разрушатся и кончатся», и велел насильно напоить его волшебным напитком. Святой же выпил без смущения и остался невредим, торжествуя и смеясь над бесовскими ухищрениями. Царь, в сильном гневе и ярости, приказал насильно напоить его другим напитком, заключавшим в себе смертельный яд. Святой же, не дожидаясь принуждения, сам охотно взял сосуд и, выпив, также остался невредим; по благодати Божией он был сохранен от готовившейся ему смерти. Царь и окружавшие его очень удивились и волхв Афанасий также стоял в изумлении и недоумении пред совершившимся чудом. Прошло несколько времени; царь сказал: «Долго ли ты нас будешь удивлять, Георгий, своими хитростями? Долго ли не скажешь нам правды, какими волшебными чарами избавляешься от причиняемых тебе мук и остаешься невредим от смертоносного напитка? Скажи по правде все нам, желающим тебя кротко выслушать». Тогда блаженный Георгий отвечал: «Не думай, царь, что мы обращаем мучения в ничто человеческими средствами; этого достигаем призыванием Христа и Его всемогущею силою: надеясь на Него, мы ни во что ставим все мучения по Его таинственному наставлению». Диоклетиан спросил: «Какое это таинственное наставление Христа твоего?» Святой же Георгий сказал: «Предвидя вашу злобу, успевающую в худом, Он научил верующих в Него не бояться убивающих тело, души же не могущих убити (Мф. 10:28); И влас главы вашея не погибнет (Лк. 21:18). И аще что смертно испиете, не вредит вы (Мк. 16:18). Слушай, царь, это не ложное обещание Его нам, которое я тебе вкратце скажу: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит» (Ин. 14:12). Диоклетиан сказал: «Какие же эти дела Его, о которых вы говорите?» Святой отвечал: «Слепым давать зрение, очищать прокаженных, делать хромых ходящими, возвращать слух глухим, изгонять нечистых духов, воскрешать мертвых; эти и подобные им суть дела Христовы». Царь же, обратившись к волхву Афанасию, спросил: «Ты что на это скажешь?» Афанасий отвечал: «Удивляюсь, как может он, издеваясь над твоей кротостью, осмеливаться лгать, надеясь освободиться из твоих державных рук. Мы, наслаждаясь всякий день многими благодеяниями от бессмертных богов наших, никогда не видали еще, чтобы они воскресили мертвого; этот же, надеясь на мертвого человека и веруя в распятого Бога, бесстыдно свидетельствует, что Он творец великих дел. А так как он пред всеми нами открыто заявил, что его Бог совершает такие чудеса и что всем верующим в Него дано обещание чрез них творить тоже: то да воскресит он мертвого пред тобою, царь, и пред всеми нами, тогда и мы Богу его, как всемогущему, покоримся. Вот недалеко от нас гроб, где не задолго пред этим положен был мертвец, которого я знал в живых; если воскресит его Георгий, то истинно победит нас». Царь удивился такому совету Афанасия; гробница же была большая, отстоявшая от судилища на полверсты; суд происходил на площади, находившейся у городских ворот, а гробница была вне города, так как у греков был обычай погребать умерших не в городе, а вне его. Тогда приказал царь мученику воскресить мертвеца, чтобы доказать силу своего Бога; при этом правитель Магнентий просил царя, чтобы Георгия освободили от цепей. И когда Святого освободили, Магнентий ему сказал: «Теперь, Георгий, покажи чудесные дела твоего Бога и тогда мы все уверуем в Него». Святой сказал ему: «Бог мой, все существующее сотворивший, может чрез меня, Своего раба, воскресить того мертвеца, но вы омраченными умами своими не можете познать истины. Впрочем, ради предстоящего народа, Бог мой сотворит то, чего вы, искушая, требуете; но не считайте этого за волхвование. Вот ваш же волхв, которого вы привели, пред всеми вами открыто утверждал, что ни волхвованием, ни силою какого-либо бога, невозможно воскресить мертвого, а я пред всеми, здесь стоящими, и в слух всех призову Бога моего».

Сказав это, Св. Георгий стал на колена и долго молился Богу со слезами. Потом встав, громко еще помолился, говоря: «Боже веков, Боже милостей, Боже всех сил и всемогущий, не посрамляющий тех, кто уповает на Тебя, Господи Иисусе Христе, услыши меня, смиреннаго раба Твоего в час сей! Ты внимал Святым Апостолам Твоим на всяком месте, во всех чудесах и знамениях; дай роду сему лукавому просимое знамение и воскреси мертвеца, лежащаго во гробе, в посрамление непризнающих Тебя, во славу же Твою, и Отца Твоего, и Пресвятаго Духа. Ей, Владыко, покажи предстоящим, что Ты один истинный Бог по всей земле, да познают Тебя, всесильного Господа, да уразумеют, что Твоему мановению все повинуется и Тебе подобает слава во веки. Аминь». Когда произнес «Аминь», все услыхали великий шум и земля потряслась; всех объял ужас. Тогда верх гроба и покров его упали на землю, гроб раскрылся и оживший мертвец встал и вышел из гроба пред глазами всех, едва живых от страха. Тогда поднялся говор в народе, многие радовались и прославляли Христа, как великого Бога, но царь и его приближенные, исполненные ужаса и неверия, сперва говорили, что Георгий, будучи великим волхвом, не мертвеца вывел из гроба, но какого-то духа или привидение для обмана зрителей; когда же узнали, что это не дух, а действительно воскресший из мертвых человек, который, призывая имя Христово, подошел и припал к ногам Св. Георгия, то пришли в великое недоумение и изумление, и, не зная что делать, молчали. Афанасий тоже пал к ногам Святого, исповедуя Христа всесильным Богом и умолял мученика простить ему сделанные по неведению согрешения.

Чрез несколько времени Диоклетиан велел замолчать народу и начал говорить так: «видите ли обман, злобу и лукавство этих волхвов? Этот нечестивый Афанасий, помогая подобному себе волхву, дал ему выпить не яд, но какое то волшебное питье, помогшее ему обольстить нас; потом живому человеку чародейством они придали вид мертвеца и волшебством подняли его из могилы, как будто воскресшаго!» Сказав это, тотчас приказал Афанасию и воскресшему человеку отсечь головы без всяких допросов и суда, а Святого мученика крепко держать в тюрьме в оковах, пока сам не освободится от народных дел и не придумает, что ему сделать с Георгием. Святой Георгий, пришедши в темницу, радовался душевно и благодарил Бога, говоря: «слава Тебе, Владыко, не посрамляющий надеющихся на Тебя! Благодарю Тебя, что Ты помогаешь мне везде и оказываешь на всякий день большие и большие благодеяние и недостоинство мое украшаешь Своею благодатию. Удостой же меня, Господи, Господи мой, вскоре увидеть славу Твою, в конец посрамив диавола».

Когда Святой Великомученик находился в темнице, уверовавшие во Христа ради чудес его приходили к нему и припадали к ногам; открывали же себе вход в темницу, давая золото страже. Св. Георгий наставлял приходивших святой вере; больные получали от него исцеление по силе крестного знамения и призывания имени Христова. Поэтому шло к нему много народу. В том числе был один человек из простого звания, хлебопашец Гликерий; однажды случилось, что вол его упал с горы в пропасть, разбился и издох. Услышав о Святом, Гликерий пришел к нему и жаловался на свою беду. Св. Георгий с улыбкою сказал ему: «ступай, брат, и радуйся: Христос Бог мой оживил твоего вола». Тот, несомненно веря Святому, отправился и действительно нашел своего вола живым. Немедленно возвратился он к мученику и, идя но городу, громко провозглашал: «по истине велик Бог Христианский!» Гликерия взяли случившиеся там воины и известили о нем царя. Диоклетиан, разгневавшись, не хотел и видеть его, приказав без допроса тотчас же за городом отсечь голову. Гликерий с радостью, как бы на пир, шел на смерть за Христа, опережая даже ведших его воинов и громко призывал Христа Бога, прося, чтобы пролитие крови его вменил ему вместо крещения, и так скончался. Тогда же некоторые из совета царского объявили царю, что Георгий, находясь в тюрьме, возмущает народ, многих отвращает от богов, приводит к вере в Распятого, волшебством совершает чудеса и все идут к нему, а потому советовали опять предать его испытанию и, если не покается и не обратится к богам, немедленно осудить на смерть.

Царь, призвав на другой день Магнентия, приказал приготовить место для суда пред Аполлоновым капищем, чтобы всенародно судить мученика.

          В ночь накануне суда Св. Георгий, молясь в тюрьме, слегка задремал и во сне явился ему Господь. Который, подняв его Своею рукою, обнявши, поцеловал и возложил ему на голову венец, говоря: «Не бойся, но мужайся, и удостоишься царствовать со Мною. Не изнемогай, скоро ты придешь ко Мне и получишь уготованное тебе». Проснувшись, Святой благодарил с радостью Бога, затем позвал тюремного сторожа и просил его: «одной только, брат, прошу у тебя милости: позволь войти сюда ко мне слуге моему, я желаю сказать ему об одном деле». По приказанию сторожа вошел слуга, стоявший неотступно у тюрьмы и записывавший в точности слова и деяния Святого. Вошедши в тюрьму, он поклонился до земли своему господину, сидевшему в цепях, и, лежа на земле у ног его, плакал. Но Святой, подняв его, утешал и успокаивал, рассказав же ему о своем видении, просил: «брат, скоро Господь призовет меня к Себе; ты же, после моей смерти, возьми мое смиренное тело с завещанием, написанным до страданий, с Божией помощию отнеси в наш дом, который в Палестине, и все завещанное мною исполни; имей же страх Божий и непоколебимую веру во Христа». Когда слуга, горько плача, обещался в точности исполнить все приказанное, Святой, с любовью обняв его, поцеловал в последний раз и отпустил с миром.

На другой день, при восходе солнца, царь снова явился в суд, приказал привести Святого мученика и, сдерживая гнев свой, начал кротко с ним говорить: «разве не видишь, Георгий, сколько во мне человеколюбия и милости, что я так долго сношу твое упорство? Все боги мне свидетели, что я очень берегу твою молодость, цветущую красоту, разум и мужество. Если бы ты согласился обратиться к богам, я разделил бы с тобою царство и сделал бы вторым после себя. Скажи нам, как ты о том думаешь?» Святой Георгий отвечал: «тебе сначала, царь, следовало бы показать ко мне такую милость, а не мучить меня так жестоко». Услышав с радостью от мученика такие слова, царь тотчас же сказал: «если хочешь мне, как отцу, с любовью повиноваться, то я вознагражу тебя большими почестями за все претерпенныя муки». Святой Георгий сказал: «если позволишь царь, пойдем во внутрь храма, чтобы увидеть почитаемых вами богов». Царь встал, с радостью поспешил в храм Аполлона со всем советом своим и множеством народа, ведя за собою Св. Георгия; народ сопровождал царя похвалами и славословил богов, приписывая им силу и победу.

Когда вошли в храм и была приготовлена жертва, все в глубоком молчании смотрели на мученика, несомненно ожидая, что он принесет их богам жертву. Святой же, подошедши к бездушному идолу Аполлону, протянул к нему руку и спросил как бы живого: «ты ли хочешь принять от меня жертву, как Бог?» Говоря это, он сотворил крестное знамение. Бес же, находившийся в идоле, вскрикнул: «нет, я не Бог; не Бог и ни один из подобных мне; один только истинный Бог – Тот, Котораго ты проповедуешь, а мы, из ангелов, прежде служивших Ему, сделавшись отступниками, из зависти теперь обольщаем людей». Святой опять сказал ему: «как же вы осмеливаетесь оставаться здесь, когда я, служитель истиннаго Бога, пришел сюда?» Когда Святой сказал это, вдруг послышался сильный шум и жалобный голос от идолов и тотчас же все они, упав на землю, разбились. После чего жрецы и множество народа с яростью бросились на Святого, стали бить и вязать его и закричали царю: «погуби, царь, этого волхва, пока он не погубил нас всех».

Когда произошло это смятение и слух о совершившемся распространился по всему городу, царица Александра, которая свою веру во Христа скрывала до сих пор, решилась не таиться более и поспешила к тому месту, где был Святой Великомученик Георгий. Увидевши издали связанного мученика и, за множеством народа, не имея возможности подойти к нему, она начала громко взывать: «Боже Георгиев, помоги мне, потому что Ты один всесилен!» Когда немного утихли народное волнение и говор, Диоклетиан приказал представить мученика к себе и, беснуясь от гнева, сказал Святому: «так ли благодаришь меня, за все милости мои к тебе, неблагодарный? Так ли ты привык приносить жертвы богам?» Св. Георгий отвечал: «так только привык я почитать богов твоих, безумный царь! Постыдись же наконец ожидать помощи от таких богов, которые не только не могут спасти самих себя, но даже не выносят присутствия рабов Христовых!» При этих словах Святого явилась царица и пред всеми торжественно исповедала Христа, истинного Бога. Она, припав к ногам мученика и, пренебрегая гневом Диоклетиана, унижала богов и проклинала поклоняющихся им. Царь же, пораженный смелостью своей супруги, которая славила Христа, уничижала идолов и припадала к ногам мученика, сказал ей: «что сделалось с тобой, Александра, что ты, увлеченная этим волхвом и чародеем, так бесстыдно отвергаешь наших богов!» Она же отвернулась от него и даже ничего не ответила. Придя от того еще в большую ярость, Диоклетиан не стал долее допрашивать ни Св. Георгия, ни Александру, а обоих осудил на смерть таким приговором: «Злейшаго Георгия, признавшаго себя Галилеянином и много хулившаго богов и меня, повелеваем умертвить мечем вместе с увлеченною его волхвованиями и столь же безумно порицавшею богов царицей Александрой».

Назначенные на то воины, взяв связанного мученика, повели его вместе с благороднейшею царицею за город для казни; святая царица с радостью шла на смерть, молясь в душе Богу, что видно было по движению ее уст, причем часто поднимала глаза к небу. Пройдя некоторое расстояние, царица изнемогла от усталости и попросила позволения немного отдохнуть. Сидя, она приклонила голову к стене и предала дух свой Богу. Увидев это, Святой мученик благодарил Бога и, продолжая идти с радостью, молил Господа, чтобы Он помог и ему достойно окончить свой подвиг. Пришедши на место казни, Святой громко стал молиться Богу так: «благословен еси, Господи, Боже мой, что не предал меня в руки врагов моих, не дал им победы надо мной и спас душу мою, как птицу от сети ловцов! Услышь меня и теперь, Владыко, предстань мне в последний этот час и избавь душу мою от козней воздушнаго князя, страшнаго воителя тьмы и от его нечестивых духов; не поставь греха тем, которые согрешили против меня, по своему неведению, но подай им прощение и любовь Твою, чтобы они, познав Тебя, получили участие в царствии Твоем с избранными Твоими. Приими и мою душу со всеми угодившими Тебе, прости все грехи мои, в ведении и неведении соделанные. Помяни, Владыко, призывающих Святое имя Твое, ибо Ты благословен и препрославлен во веки. Аминь». После этой молитвы Св. Георгий с радостью наклонил голову под меч и был усечен в 23 день месяца апреля 303 года. Славно и непоколебимо увенчал он исповедание Христа мученическим подвигом, сохранив до конца непорочную веру, за что удостоен от Бога светлого венца правды.

Таково торжество великих подвигов храброго воина Христова, такова славная борьба и победа его над врагами; так подвизаясь, сподобился он нетленного и вечного венца. Его молитвами да удостоимся и мы части праведных – стать по правую сторону в день второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Ему же Единому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков! Аминь.

Я́ко пле́нных свободи́тель, и ни́щих защи́титель, немощству́ющих вpач, царе́й побо́рниче, победоно́сче великому́чениче Гео́pгие, моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

 Кондак, глак 4

Возде́лан от Бо́га показа́лся еси́ благоче́стия де́латель честне́йший, доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́, се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши, страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́, и моли́твами, свя́те, твои́ми все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

О, всехвальный, Святый Великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию, и умоли человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа и Бога нашего тихое и Богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие, и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от всещедраго Бога, но во славу Святаго имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он православному Императору нашему и всему Боголюбивому воинству на супостаты одоление, и да укрепит царство Его непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа Славы. Услыши ны, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость, со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосуднаго Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Предлагаем ознакомиться:  Святые угодники кто это

(Молебное пение и акафист Св. Георгию).

Чудеса великомученика Георгия Победоносца

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея, который опустошал языческий город Гевал в стране Палестинской. Когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство (Четьи Минеи митрополита Макария, 23 апреля).

В многочисленных версиях и редакциях сказания о чуде Георгия о змие присутствуют разные названия города: Ласия, Гевал, Вирит, и т. д. Город Гевал упоминается в древнерусской редакции повести «Чудо, бывшее со святым великомучеником Георгием о змии», которая опубликована по списку XVI в. (Древнерусская редакция повести публикуется по списку XVI в.

— РНБ, Погодинское собрание, 808, лл. 178—186 об.). Повесть основана на широко известном многим народам эпическом сказании о герое-змееборце; это сказание оказало большое влияние на развитие многих жанров народного творчества, в том числе и русского (былины, сказки, духовные стихи), отразилось в изобразительном искусстве и сделало популярным в народной среде имя Георгия Победоносца.

Город Ласия указан на иконописных изображениях Чуда Георгия о змие (например, икона Чудо Георгия о змие из монастыря Дечаны в Сербии, до 1350 г.), но т.к. надписи на иконах не редактировали, как в Повести, их можно считать верными. В Четьих Минеях Преображенской печати 7423 года (напечатано с оригиналов киевской печати со ссылкой на рукописи) указано, что Чудо Георгия о змие произошло в городе Вирите.

Одно из чудес великомученика Георгия повествует о том, как в Сирии, где не было больших камней для столбов, которые должны были поддерживать здание, эти камни покупались в далеких странах и привозились морем. Так поступила и одна вдова, купившая хороший столб и умолявшая градоначальника взять его на корабль, чтобы отвезти к строящемуся храму Георгия великомученика.

Тот не внял мольбам бедной женщины и отплыл, а она упала на землю и, горько рыдая, призывала в молитве святого Георгия. В слезах она заснула и увидела во сне явившегося ей Георгия на коне, который спросил, о чем она так скорбит. Вдова рассказала святому о своем горе. «Где хочешь поставить столб?» — спросил святой.

«На правой стороне церкви», — ответила женщина. Тогда святой написал на столбе пальцем, где этот дар вдовы должен быть поставлен по ее желанию. Вместе с женщиной они подняли столб, который вдруг стал легким, и опустили в море. Проснувшись, вдова не обнаружила на прежнем месте столба, а когда вернулась домой, то оказалось, что ее столб с надписью, сделанной рукой святого, уже лежал на берегу. Градоначальник раскаялся в содеянном прегрешении, а столб вдовы был поставлен на том месте, где и было велено.

В том же сирийском городе Рамеле, уже завоеванном сарацинами, в церковь святого Георгия во время службы зашло несколько сарацин, и один из них, взяв лук, пустил стрелу в икону великомученика. Но стрела полетела вверх и, падая оттуда, вонзилась самому стрелку в руку. Рука раздулась, очень болела, и сарацин, мучаясь от страшных страданий, признался во всем своим служанкам, среди которых было несколько христианок.

Они посоветовали хозяину позвать священника, и тот объяснил варвару, кто был святой Георгий и почему он получил от Бога благодать творить чудеса. По совету священника сарацин приказал принести к себе в дом икону великомученика Георгия, поставил над своей постелью, молился перед ней и смазал руку маслом из лампады.

Чудо о плененном пафлагонском юноше повествует об избавлении молодого человека, захваченного в плен агарянами в церкви великомученика Георгия во время торжества в день памяти святого. Год пробыл он в плену у агарянского князя, и через двенадцать месяцев, точно в тот день, когда юноша был захвачен иноверцами, по молитвам его бедной матери пленник был чудесным образом возвращен родителям.

Он только что прислуживал агарянскому князю за столом и явился перед пораженными родителями прямо с сосудом для вина в руках. Рассказывая о том, что произошло, юноша сказал: «Я налил вино, чтобы подать князю, и вдруг поднят был светлым всадником, который посадил меня к себе на коня. Я держал в одной руке сосуд, а другой держался за его пояс, и вот очутился здесь…».

Интересные факты

1. Святитель, помимо обычного своего имени, известен под именами Георгий Лиддский и Каппадокийский.

2. В день памяти святителя 6 мая православной церковью празднуется память царицы Анны, сердечно принявшей мучения святого, уверовавшей во Христа и погибшей за исповедание православия.

3. Святой великомученик особенно почитается в Грузии. Первый из храмов, возведенных в его честь, был построен в 1 веке.

Житие великомученика Георгия Победоносца – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

4. Именем Георгий нарекают большинство грузинских младенцев. Считается, что нареченный именем Георгий человек не познает неудач и по жизни будет победителем.

Все страдания великий православный воин претерпел за веру Христову, которую не предал и не променял на власть и богатство, предложенные ему язычником Диоклетианом. Святой великомученик Христов помогает всем, обратившимся к его предстательству. По искренней и сердечной вере просителя его просьба всегда будет исполнена.

Посмотрите видео о жизни Георгия Победоносца

Великомученик Георгий Победоносец. Почитание

Легенды о великомученике Георгии излагали Симеон Метафраст (вторая половина X века), Андрей Иерусалимский (ок. 660–740 гг.), Григорий Кипрский  (1241–1289 гг.). В традиции Византийской империи существует легендарная связь между Георгием Победоносцем и святыми воинами Феодором Стратилатом (ум. 319 г.

) и Феодором Тироном (306 г.). Исследователи объясняют это тем, что Галатия и Пафлагония, которые являлись центрами почитания святых Феодоров, были недалеко от Малой Азии и Каппадокии, где почитали святого Георгия. Латинские тексты Жития великомученика Георгия изначально являлись переводами греческих текстов, но со временем стали сильно отличаться от них.

Они сообщают, что по дьявольскому наущению персидский император Дациан, повелитель 72-х царей, подверг жестоким гонениям христиан. В это время жил некий Георгий из Каппадокии, уроженец Мелитены. Его подвергли многочисленным пыткам. После каждой пытки Георгий снова исцелялся. Мучения продолжались 7 дней.

  1. Венский палимпсест (V век);
  2. «Мученичество Георгия», упоминаемое в Декрете папы Геласия (ранняя редакция конец V — начало VI веков). Геласий отвергает акты мученичества святого Георгия как еретическую фальсификацию и относит Георгия к святым, которые более известны Богу, чем людям;
  3. «Деяния Георгия» (Нессанские отрывки) (VI век, найдены в 1937 году в пустыне Негев).

Апокрифическая агиография относит мученичество Георгия к правлению персидского или сирийского правителя Дадиана. Житие «Страдание славного великомученика Георгия» Феодора Дафнопата, жившего в X веке, называет Дадиана топархом Сирии и племянником императора Диоклетиана. По этому апокрифу казни Георгия приказывал делать Диоклетиан, Дадиан при этом требовал усилить пытки, и присутствовал также Максимиан.

Мученичества святого Георгия известны в латинских, сирийских, грузинских, армянских, коптских, эфиопских и арабских переводах, которые содержат различные подробности о перенесенных святым страданиях. Один из лучших текстов его жития находится в славянской Минее. В исламе Георгий (Джирджис, Гиргис, Эль-Худи) является одной из главных некоранических фигур, и легенда его весьма похожа на греческую и латинскую.

Жил он в те же времена, что и пророк Мухаммед. Аллах послал его к правителю Мосула с призывом принять истинную веру, но владыка повелел казнить его. Его казнили, но Аллах его воскресил и послал обратно к правителю. Его казнили во второй раз, затем в третий (сожгли и пепел бросили в Тигр). Он восстал из пепла, а властитель и его приближенные были истреблены.

Житие святого Георгия было переведено на арабский язык в начале VIII века, и под влиянием арабов-христиан почитание святого Георгия проникло в среду арабов-мусульман. Греческий историк XIV века Иоанн Кантакузин отмечает, что в его время существовало несколько храмов, возведенных мусульманами в честь святого Георгия.

Великомученик Георгий Победоносец почитался еще со времен раннего христианства. В Римской империи, начиная с IV века, возникали церкви, посвященные Георгию: сначала в Сирии и Палестине, затем и на всем Востоке. На Западе империи почитание святого проявилось не позднее V века, о чем свидетельствуют как апокрифические тексты и жития, так и церкви, известные в Риме с VI века, в Галлии — с V века.

По одной из версий, святого Георгия противопоставляли  языческому культу Диониса, строились храмы на месте прежних святилищ Диониса. Георгий считается покровителем воинов, земледельцев (имя Георгий происходит от греч. γεωργός — земледелец) и пастухов, а в ряде мест — путешественников. Интересно, что святого Георгия также почитают балканские и румынские цыгане. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя.

В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от болезней, о чадородии. На Западе святой Георгий почитается как покровитель рыцарства, участник крестовых походов. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хидр.

На Руси с древних времен великомученик Георгий почитался под именем Юрий или Егорий. В 1030 годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия (Юрьев монастырь) и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября (ст. ст.). В русской народной культуре Георгия почитали как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов.

23 апреля и 26 ноября (ст. ст.) известны под именем весеннего и осеннего дней святого Георгия. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля. Изображения святого Георгия встречаются издревле на великокняжеских монетах и печатях. Великомученик Георгий вместе с Богородицей считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым.

Со времен Димитрия Донского святой Георгий считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIV-XV веков появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ святого Георгия; в 1730 г.

это было закреплено официально. В настоящее время эта фигура в гербе Российской Федерации описывается как «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона», то есть без прямой ссылки на святого Георгия, и изображается без нимба.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый в честь своего святого покровителя Георгия основал и назвал следующие города: Юрьев (Гюргев, ныне Тарту) и Юрьев Русский (сейчас Белая Церковь). В 1152 году Юрием Долгоруким был основан Юрьев-Польский. В 1225 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем был основан город на месте явления ему иконы великомученика Георгия Победоносца. Город получил название в честь святого Юрьев-Повольский, современное название — Юрьевец.

Память великомученика Георгия Победоносца совершается несколько раз в год:  6 мая (23 апреля ст. ст.) — гибель святого; 16 ноября (3 ноября ст. ст.) — освящение храма великомученика Георгия в Лиде (IV век); 23  ноября (10 ноября ст. ст.) — страдание (колесование) великомученика Георгия; 9 декабря (26 ноября ст. ст.

Библиотека Русской верыПоучение на память великомученика Георгия Победоносца. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Еще в древнем мире украшали изображением его знамена, печати, щиты. На монетах Византии ввели его образ: Тиверий II, Константин, Иустин II. Георгий Кодин (1453 г.) в церемониалах Византийского двора предписал, чтобы в Константинополе на праздник Рождества Христова изображение Св. Георгия, в виде всадника, с крестным ходом приносили в Императорские палаты.

В западной Европе поклонение Св. Георгию распространилось особенно со времен Крестовых походов, и в 1220 г. Оксфордским собором установлено празднование ему 23 апреля.

С XIII в. явилось во всей Европе множество орденов и обществ, учрежденных в память Св. Георгия.

В Грузии, где подвизалась Св. равноапостольная Нина, родом из Каппадокии, по отцу своему Завулону, племянница Св. Великомученика, преставившаяся в 338 г., над могилою ее (в Бодби) царем Мирианом основан в 342 г. первый храм и освящен во имя Св. Георгия.

Многие цари Грузии (тринадцать) носили его имя (с 1014–1801). Также изображение его внесено и в государственный герб Грузии.

В России почитание Св. Георгия становится известным с 988 г., когда вся Русь была озарена светом крещения по воле Вел. Кн. Св. Владимира.

Первый в княжеском роде, нареченный именем Георгия, был Ярослав Владимирович Мудрый.

Ярославом, после победы над Чудью в 1030 г., основан Юрьев монастырь, близ Новгорода, и г. Юрьев, а в 1036 г., после победы над печенегами, он основал в Киеве монастырь в честь своего ангела и заповедал повсеместно совершать в честь его празднество 26 ноября.

Таким образом ему принадлежит первый почин, ему же обязана Россия распространением и благоустройством монастырей и церквей, в особенности посвященных имени Св. Георгия. Обилие храмов и монастырей на Святой Руси – наша сила и слава, в них же и спасение наше. Ярослав имел изображение своего покровителя Георгия Победоносца на своей печати. Его же изображение употреблялось и при чеканке монеты.

По примеру Ярослава, и другие великие князья особенно усердно чтили память святого, имели изображение Св. Георгия на своих печатях и шлемах, и давали своим детям в честь его имя.

Ярославу и другому Святому Великому Князю Георгию посвящены здесь особые статьи. Имена и деяния сих Князей для каждого истинно русского должны быть всегда памятны.

С основанием Московского Государства в гербе его помещено изображение Св. Георгия Победоносца. Московский герб имеет великое значение для русского человека: в нем заключается первый жизненный вопрос – беспредельное повиновение Монархической власти, в нем сосредоточивается религиозное верование о защитнике русской земли. С 1472 г. этот герб послужил основанием и гербу Российской Империи.

В царствование Феодора Иоанновича раздавали воинам серебряную монету с изображением Св. Георгия, в награду за храбрость, для ношения на рукаве или шапке. С того же времени становится известным и «Юрьев день».

«Юрьев день» получил название в народе, как срок времени перехода от одного владельца земли к другому крестьян, прикрепленных к земле за господами в 1597 г. Отсюда и пословица: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

День Св. Георгия важен не только как праздник церковный и исторический, но и народный.

Егорьев, или Юрьев день, как он известен по простонародному русскому выражению, составляет для русского сельского хозяина – первый весенний праздник.

В этот день, после обедни, совершаются крестные ходы из приходских церквей на «зелень» – поле, засеянное рожью; там на нивах служится молебен с коленопреклонением и священник окропляет св. водой хлебные всходы. Крестьяне молятся о плодородии земли. Отправляясь в поле, каждый хозяин берет с собой «крашанки» и «паляницы» (небольшие хлеба). В продолжение целого дня на полях едят и пьют, приговаривая при этом: «роды Боже, жыто, пшеныцю и всяку пашныцю». Некоторые катаются по посевам ржи и пшеницы, в полной уверенности, что этим способствуют хорошему урожаю и будут здоровы от Юрьевской росы. В этот день все домохозяева считают первым долгом выгнать домашний скот из зимних, тесных помещений, в поле, на чистый воздух, «на первую зеленую травку», если только такая травка появилась к празднику Св. Георгия. Повсюду в России этот первый выгон скота на первое пастбище совершается с молитвою, окроплением скота св. водою и похлестыванием животных освященною вербою. Во многих местах крестьяне и крестьянки, одетые в праздничные платья, гонят скот прежде всего к своей приходской церкви, около которой торжественно и всенародно совершается молебен, скот окропляется Богоявленской водою, крестным обходом вокруг стада и затем весь скот поручается пастуху, этому важному в сельском хозяйстве летнему распорядителю судеб скотоводства.

У всех народов Европы и даже Азии Св. Георгий почитается покровителем земледелия, стад и пастухов. Даже у турок, по словам профессора Снегирева, с этого дня открывается так называемый «пастушеский год» и начало этого года празднуется отличительным семейным пиршеством, для которого закалывается лучший первенец из всего стада. Подобный же обычай держится и в Болгарии, где в этот день приносится в жертву ягненок. В Венгрии скот выгоняется в этот день ранним утром на самой заре, так как в это именно время, по народному поверию, у ведьм и всякой нечистой силы теряется власть над рогатым скотом. У нас в России в некоторых губерниях о Егорьеве дне сложилась народная поговорка, что сегодня следует «в поле стадо гонять и Егорья окликать». Вот слова песни Егорьевского окликанья: «Мы вокруг поля ходили, Егорья окликали, Макарья величали. Егорий ты наш храбрый, Макарий преподобный! Ты спаси нашу скотинку в поле и за полем, в лесу и за лесом, под светлым под месяцем, под красным солнышком, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого».

По народному воззрению на Св. Георгия, этот Угодник, почитаемый как охранитель домашнего скота от падежа и разных болезней, невидимо выезжает на поля на своем белом коне и охраняет стада от нападения хищных зверей и тому подобных напастей. Такой величественный народный взгляд на Георгия Победоносца, очевидно, сложился о нем на основании сказаний Миней-четий. Как бы то ни было, но этот взгляд на Св. Георгия – весьма древний. Еще в древней Греции, да и у всех славянских народов, задолго до принятия Русью Христианства, Св. Георгий издревле почитался именно как покровитель земледелия и скотоводства.

В русском хозяйственном году Егорьев день отличен народом особыми приметами, которые сложились в народные поговорки. «Св. Юрий по поли ходит, хлеб жыто родит». «Як дощ на Юрья, то буде хлеб и в дурня». Так, напр., доселе русский народ в северных губерниях верит, что «коли на весенний Егорий мороз, то будет овес». «На Юрья роса – не надо овса». «Коли в Егорьев день лист в полушку, то в Ильин день клади хлеб в кадушку». Это значит, что ранняя весна припасет раннюю уборку хлеба. Но народ осторожен в своих воззрениях на раннюю весну: «не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травой». Вековые наблюдения русского земледельца над погодою послужили основанием к таким народным поверьям, и они справедливы в том отношении, что ранняя весна около Егорьева дня не обещает еще благоприятных условий для благополучия всего хозяйственно-земледельческого года. Отсюда проистекает и то благоговейно-религиозное и молитвенное настроение русского народа, с каким повсеместно относится русский человек к весеннему чествованию Св. Георгия.

Предлагаем ознакомиться:  Приснилось день рождения свое

Как защитнику воинов, в честь и память Св. Георгия Императрицей Екатериной II учрежден 26 ноября 1769 г. военный орден.

Его же именем названа община сестер милосердия, состоящая под покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны и находящаяся под председательством Ее Императорского Высочества Евгении Максимилиановны, Принцессы Ольденбургской.

Память Св. Великомученика Георгия празднуется православною церковью 23-го апреля.

3 ноября празднуется обновление храма Св. Георгия в Лидде, где положено тело его  .

26 ноября – день освящения древнего храма Георгиевского монастыря в Киеве, по установлению самого храмоздателя, благочестивого Князя Ярослава.

Этого же числа празднуется и день учреждение военного ордена.

Великомученик Георгий Победоносец. Иконы

Уже к VI веку сформировались два типа изображения великомученика Георгия: мученик  с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ, и воин в доспехах, с оружием в руках, пеший или конный. Георгий изображается безбородым юношей, с густыми кудрявыми волосами, доходящими до ушей, иногда с венцом на голове.

Житие великомученика Георгия Победоносца – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

С VI века Георгий часто изображается с другими воинами-мучениками — Феодором Тироном, Феодором Стратилатом и Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами.  

Житие великомученика Георгия Победоносца – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого
Георгий Диасорит и Феодор Стратилат на конях. Ок. 1260-х гг. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет

Редко встречающийся иконографический извод — Георгий-воин, восседающий на троне, — возник не позже конца XII в. Святой представлен фронтально, сидящим на троне и держащим перед собой меч: правой рукой вынимает меч, левой придерживает ножны. В монументальной росписи святые воины могли изображаться на гранях подкупольных столпов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к восточной части храма, а также в нартексе.

Святой Георгий. 1096 г. Церковь во имя Архангелов, Ипрари, Грузия

Иконография великомученика Георгия пришла на Русь из Византии. На Руси она претерпела некоторые изменения. Древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля. Святой изображен в кольчуге, с копьем; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ.

Великомученик Георгий. Русь. Около 1170 г. Успенский собор Московского Кремля

Житие великомученика Георгия Победоносца – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Образу святого из Успенского собора созвучна житийная икона великомученика Георгия XVI века из Успенского собора г. Дмитрова. Святой на среднике иконы изображен в рост; кроме копья в правой руке он имеет меч, который придерживает левой рукой, у него есть также колчан со стрелами и щит. В клеймах — эпизоды мученических страданий святого.

Великомученик Георгий с житием. Икона. Москва. 1-я треть XVI века. Из Успенского собора г. Дмитрова. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Великомученик Георгий. Икона. Новгород. 1130-40-е годы. Москва, ГТГ

Георгий Победоносец. Москва. Начало XV в. Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва

В основе иконографии Георгия на коне лежит позднеантичная и византийская традиции изображения триумфа императора. Различаются несколько вариантов: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец («Чудо великомученика Георгия о змии»); Георгий со спасенным из плена отроком («Чудо великомученика Георгия с отроком»).

Чудо Георгия о змие. До 1350 г. Монастырь Дечаны, Сербия

Композиция «Двойное чудо» объединила два наиболее известных посмертных чуда Георгия — «Чудо о змии» и «Чудо с отроком»: Георгий изображен на коне (скачущем, как правило, слева направо), поражающим змея, а позади святого, на крупе его коня, — небольшая фигурка сидящего отрока с кувшином в руке.

Святой Георгий. 1096 г. Церковь во имя Архангелов, Ипрари, Грузия

На Руси сюжет Чудо Георгия о змие широко известен с середины XII века.

Чудо Георгия о змие. Фреска. Последняя четверть XII в. Церковь святого Георгия, Старая Ладога

До конца XV века существовал краткий извод этого образа: всадник, поражающий копьем змия, с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы Господа. В конце XV века иконография Чуда святого Георгия о змие дополняется рядом новых деталей: например, фигура ангела, архитектурные детали (город, который св.

Георгий спасает от змия), изображение царевны. Но одновременно существует и немало икон в прежнем кратком изводе, но с разнообразными отличиями в деталях, в том числе в направлении движения коня: не только традиционное слева направо, но и в обратном направлении. Известны иконы не только с белым окрасом коня — конь может быть вороной или гнедой масти.

Чудо Георгия о змие. Икона. Новгород. Конец XIV — начало XV вв.

Чудо великомученика Георгия о змие. Икона. Новгородская провинция. 2-я половина XVI века. 113.5 х 79.7. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

Чудо Георгия о змие. Новгород. Середина XIV в. Москва, ГТГ

Чудо Георгия о змие. Вологда. Конец XV — начало XVI вв. Санкт-Петербург, ГРМ

Иконография Чуда Георгия о змие сформировалась, вероятно, под влиянием античных изображений фракийского всадника. В западной (католической) части Европы святой Георгий обычно изображался как мужчина в тяжелых доспехах и шлеме, с толстым копьем, на реалистичном коне, который с физическим напряжением пронзает копьем относительно реалистичного змея с крыльями и лапами.

В восточных (православных) землях отсутствует этот акцент на земном и материальном: не очень мускулистый юноша (без бороды), без тяжелых доспехов и шлема, с тонким, явно не физическим, копьём, на нереалистичном (духовном) коне, без особого физического напряжения, пронзает копьем нереалистичного (символического) змея с крыльями и лапами. Также великомученик Георгий изображается с избранными святыми.

Чудо Георгия о змие, с Деисусом и избранными святыми. XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Происходит из Георгиевской часовни в д. Шотогорка Пинежского района Архангельской области

Чудо Георгия о змие, с житием Георгия. XV в. Покровский собор Рогожского кладбища, Москва, Россия

Чудо Георгия о змие, с житием в 18 клеймах. Вторая половина XVI в. Устюженский краеведческий музей, Вологда. Из собора Рождества Богоматери в Устюжне

Великомученик Георгий. Русь. Около 1170 г. Успенский собор Московского Кремля

Великомученик Георгий, с житием. Москва. Начало XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Великомученик Георгий Победоносец. Картины

К образу великомученика Георгия неоднократно обращались живописцы в своих произведениях. В основе большинства работ лежит традиционный сюжет — великомученик Георгий, который поражает копьем змея. Святого Георгия на своих полотнах изображали такие художники, как Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Гюстав Моро, Август Маке, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, В.В. Кандинский и другие.

Рафаэль Санти. Святой Георгий и дракон. 1505-1506 гг. Вашингтон, Национальная галерея искусств

Альбрехт Дюрер. Святой Георгий, поражающий дракона. 1503 год

Гюстав Моро Святой Георгий и дракон. 1890 год

Август Маке. Георгий Победоносец. 1912 год

В.А. Серов. Георгий Победоносец. 1885 год

М.В. Нестеров. Георгий Победоносец, 1900 год. Эскиз росписи стены церкви Святого Александра Невского в Абастумане, Грузия

В.М. Васнецов. Святой Георгий Победоносец, 1919 год

В.В. Кандинский. Святой Георгий и змей. 1915 год. Москва, ГТГ

Великомученик Георгий Победоносец. Скульптуры

Скульптурные изображения святого Георгия находятся в Москве, в пос. Большеречье  Омской области, в г. Иваново, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Рязани, Крыму, в с. Частоозерье Курганской области, Якутске, Донецке, Львове (Украина), Бобруйске (Белоруссия), Загребе (Хорватия), Тбилиси (Грузия), Стокгольме (Швеция), Мельбурне (Австралия), Софии (Болгария), Берлине (Германия),

Памятник Георгию Победоносцу. Москва, Поклонная гора

Памятник Георгию Победоносцу. Нижний Новгород

Памятник Георгию Победоносцу. Севастополь

Памятник Георгию Победоносцу. София (Болгария)

Памятник Георгию Победоносцу. Загреб (Хорватия)

Старообрядческие храмы во имя великомученика Георгия Победоносца

Во имя великомученика Георгия Победоносца построено большое количество церквей, как в России, так и за рубежом. В Греции в честь святого освящены около двадцати церквей, а в Грузии — около сорока. Кроме этого, церкви в честь великомученика Георгия есть в Италии, Праге, Турции, Эфиопии и других странах.

В честь великомученика Георгия приблизительно в 306 году была освящена церковь в Салониках (Греция). В Грузии находится монастырь святого Георгия Победоносца, построенный в первой четверти XI века. В V веке в Армении в с. Карашамб была построена церковь в честь Георгия Победоносца. В IV веке в Софии (Болгария) была построена ротонда святого Георгия.

Великомученик Георгий с житием. Икона. Москва. 1-я треть XVI века. Из Успенского собора г. Дмитрова. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Ротонда Святого Георгия. Вид на алтарную часть

Георгиевская церковь — один из первых монастырских храмов в Киеве (XI век). Упоминается в Лаврентьевской летописи, согласно которой освящение храма состоялось не ранее ноября 1051 года. Церковь была разрушена, возможно, вследствие общего упадка древней части Киева после разорения города ордами хана Батыя в 1240 году. Позднее храм был возобновлен; уничтожен в 1934 году.

Георгиевская церковь в Киеве. Вид храма до реконструкции конца XIX века

Великомученику Георгию Победоносцу посвящен монастырь в Новгородской области. По преданию, обитель основана в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав во святом крещении носил имя Георгий, которое в русском языке обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло наименование монастыря.

Юрьев монастырь (Новгородская область)

В 1119 году было начато строительство главного монастырского собора — Георгиевского. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Строительство Георгиевского собора длилось более 10 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Во имя святого Георгия освящена церковь на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде. Первое упоминание о деревянной церкви датируется 1356 годом. Жителями Лубяницы (лубянцами) — улицы, которая некогда проходила через Торг (городской рынок), была выстроена церковь в камне. Храм неоднократно горел и отстраивался вновь. В 1747 году обвалились верхние своды. В 1750-1754 годах церковь была вновь восстановлена.

Церковь св. Георгия на Торгу

Во имя Георгия Победоносца освящена церковь в с. Старая Ладога Ленинградской области (построена между 1180 и 1200 годами). Храм был впервые упомянут в письменных источниках лишь в 1445 году. В XVI веке церковь была перестроена, однако интерьер остался неизменным. В 1683-1684 годах была проведена реставрация церкви.

Церковь св. Георгия в Старой Ладоге

Во имя великомученика Георгия Победоносца освящен собор в Юрьеве-Польском (Владимирская область, построен в 1230-1234 годы).

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

В Юрьеве-Польском существовала Георгиевская церковь Михайло-Архангельского монастыря. Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах. Эта церковь — единственная сохранившаяся постройка древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году.

Во имя великомученика Георгия освящен храм в Ендове (г. Москва). Храм известен с 1612 года. Современная церковь построена прихожанами в 1653 году.

Великомученик Георгий. Икона. Новгород. 1130-40-е годы. Москва, ГТГ

Храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове

В честь святого Георгия освящена церковь в Коломенском (г. Москва). Церковь была построена в XVI веке как колокольня в виде круглой двухъярусной башни. В XVII веке к колокольне с запада была пристроена кирпичная одноэтажная палата. В то же время колокольня была перестроена в церковь святого Георгия.

Церковь Георгия Победоносца в Коломенском

Известна церковь Георгия на Красной горке в Москве. По разным версиям, Георгиевская церковь основана матерью царя Михаила Романова — Марфой. Но название церкви было записано еще в духовной грамоте великого князя Василия Темного, а в 1462 году обозначалась каменной. Вероятно, из-за пожара храм сгорел, а на его месте инокиня Марфа построила новую, деревянную церковь.

Церковь Георгия на Красной горке

Во имя святого Георгия освящена церковь в г. Ивантеевке (Московская область). Первые исторические сведения о храме относятся к 1573 году. Вероятно, деревянная церковь была построена в 1520-1530 годы. К концу 1590-х  годов церковь была построена заново и служила прихожанам до 1664 года, когда братья Бирдюкины-Зайцевы получили разрешение на владение селом и на строительство новой деревянной церкви.

Георгиевская церковь в Ивантеевке

Уникальная деревянная церковь во имя великомученика Георгия Победоносца находится в деревне Родионово в Подпорожском районе Ленинградской области. Первое упоминание о церкви датируется 1493 или 1543 гг.

Церковь Георгия Победоносца (Подпорожский район)

В честь великомученика Георгия был освящен храм в Орле. Деревянная Георгиевская церковь существовала с момента основания города Орла. Когда после опустошения Орла литовцами город был разрушен, были разрушены и все деревянные храмы. Георгиевская церковь была возобновлена в 1700-х годах. 

В честь великомученика Георгия Победоносца освящены храмы РПсЦ в г. Егорьевске (Московской область), в г. Кызыле (Республика Тыва), в г. Хмельницком (Украина), в с. Бычок (Приднестровье, Григореопольский район), в г. Нэводари (Румыния). Храмы РДЦ освящены в честь великомученика Георгия в с. Новохаритоново (Московская область, Раменский район), в с. Елионка (Брянская область, Стародубский район), в с. Черкесская Слава (Румыния, уезд Тулча).

Храм РПсЦ во имя великомученика Георгия в Егорьевске

Старообрядческий храм (РПсЦ) во имя великомученика Георгия в г. Кызыле

Старообрядческий храм (РПсЦ) во имя великомученика Георгия в Хмельницком

Старообрядческий храм (РПсЦ) во имя великомученика Георгия в с. Бычок

Старообрядческий храм (РДЦ) во имя великомученика Георгия в с. Новохаритоново

Старообрядческий храм (РДЦ) во имя великомученика Георгия в с. Елионка

Старообрядческий храм (РДЦ) во имя великомученика Георгия в с. Черкесская Слава

Великомученик Георгий Победоносец. Народные традиции

В народной культуре день памяти великомученика Георгия называли Егорий Храбрый — защитник скота, «волчий пастырь». В народном сознании сосуществовали два образа святого: один из них был приближен к церковному культу святого Георгия — змееборца и христолюбивого воина, другой — к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы.

Великомученик Георгий Победоносец всегда почитался среди русского народа. В честь него возводили храмы и даже целые монастыри. В великокняжеских семьях имя Георгий было широко распространено, день нового чествования в народной жизни, при крепостной неволе, получил экономическое и политическое значение.

Особенно знаменательно оно было на лесном севере России, где имя святого, по требованию законов наречения и слуха, изменилось сначала в Гюргия, Юргия, Юрья — в письменных актах, и в Егорья — в живом языке, на устах всего простонародья. Для крестьянства, сидящего на земле и от нее во всем зависящего, новый осенний Юрьев день до конца XVI века был тем заветным днем, когда для рабочих кончались сроки наймов и любой крестьянин становился свободным, с правом перехода к любому землевладельцу.

Это право перехода, вероятно, было заслугой князя Георгия Владимировича, который погиб на р. Сити в битве с татарами, но успел положить начало русскому заселению севера и обеспечить его крепкою защитою в виде городов (Владимира, Нижнего, двух Юрьевых и других). Народная память окружила имя этого князя исключительным почетом.

Русский народ приписал святому Георгию деяния, которые не упоминались в византийских Минеях. Если Георгий ездил всегда на серой лошади с копьем в руках и пронзал им змея, то тем же копьем, по русским легендам, он поразил и волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня.

Раненый волк заговорил человеческим голосом: «За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?» — «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон, возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня». Легенда эта укрепила в народе верование, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена им как жертва Егорием — ведомым начальником и повелителем всех лесных зверей.

Эта же легенда свидетельствовала, что Егорий говорил со зверями людским языком. На Руси был известен рассказ о том, как Егорий приказал змее ужалить больно пастуха, который продал овцу бедной вдовы, а в свое оправдание сослался на волка. Когда виновный раскаялся, святой Георгий явился к нему, обличил во лжи, но возвратил ему и жизнь, и здоровье.

Почитая Егория не только повелителем зверей, но и гадов, крестьяне обращались к нему в своих молитвах. Однажды некий крестьянин, по имени Гликерий, пахал поле. Старый вол надорвался и пал. Хозяин сел на меже и горько заплакал. Но вдруг к нему подошел юноша и спросил: «О чем, мужичок, плачешь?» — «Был у меня, — ответил Гликерий, — один вол-кормилец, да Господь наказал меня за грехи мои, а другого вола, при бедности своей, я купить не в силах».

«Не плачь, — успокоил его юноша, — Господь услышал твои молитвы. Захвати с собою «оброт», бери того вола, который первый попадется на глаза, и впрягай его пахать — этот вол твой». — «А ты чей?» — спросил его мужик. — «Я Егорий Страстотерпец», — сказал юноша и скрылся. На этом повсеместном предании основывались трогательные обряды, которые можно было наблюдать во всех без исключения русских деревнях в день весенний день памяти святого Георгия.

Иногда, в более теплых местах, этот день совпадал с «выгоном» скота в поле, в суровых же лесных губерниях это только «обход скота. Во всех случаях обряд «обхода» совершался одинаково и заключался в том, что хозяева обходили с образом святого Георгия Победоносца всю домашнюю скотину, собранную в кучу на своем дворе, а затем сгоняли ее в общее стадо, собранное у часовен, где служился водосвятный молебен, после которого все стадо окроплялось святой водой.

В старой Новгородчине, где, бывало, скот пасли без пастухов, «обходили» сами хозяева с соблюдением древних обычаев. Хозяин для своей скотины утром готовил пирог с запеченным туда целым яйцом. Еще до солнечного восхода он клал пирог в решето, брал икону, зажигал восковую свечу, опоясывался кушаком, затыкал спереди за него вербу, а сзади топор.

Георгий Победоносец. Москва. Начало XV в. Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ), Москва

В таком наряде у себя на дворе хозяин обходил скот посолонь три раза, а хозяйка подкуривала из горшочка с горячих угольев ладаном и поглядывала, чтобы двери на этот раз были все заперты. Пирог разламывался на столько частей, сколько в хозяйстве голов скота, и каждой давали по куску, а верба либо бросалась на воду речки, чтобы уплыла, либо втыкалась под стреху. Считалось, что верба спасает во время грозы от молнии.

Юрий, вставай рано — отмыкай землю,Выпускай росу на теплое лето,Ни буйное жито —На ядренистое, на колосистое. 

Молитва ко святому великомученику Георгию

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющийся людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя;

и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление.