1) Сознание сохраняется и после смерти

Многие из нас представляют себе смерть чем-то вроде сна. Голова наливается тяжестью. Веки подрагивают и осторожно закрываются. Последний вздох — и все выключается. По-своему даже приятно. Увы, это слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Доктор Сэм Парниа (Sam Parnia), глава отдела реанимации в медицинском центре Лэнгона при Нью-Йоркском университете, давно изучает смерть. Он пришел к выводу, что сознание сохраняется какое-то время после смерти. Кора головного мозга — мыслящая его часть — испускает волны еще примерно 20 секунд с момента смерти.

Исследования на лабораторных крысах выявили рост мозговой активности непосредственно после момента смерти, что приводит к возбужденному и сверхбдительному состоянию. Если такие состояния возникают и у людей, это доказывает, что на ранних стадиях смерти мозг остается в полном сознании. Заодно это объясняет, почему пережившие клиническую смерть иногда помнят, что произошло, хотя были технически мертвы.

Но зачем вообще изучать опыт смерти, если пути назад все равно нет?

«Точно так же, как исследователи изучают качественную природу любви и сопутствующего ей опыта, мы пытаемся понять, что именно люди испытывают в момент смерти. Мы считаем, что эти ощущения неизбежно коснутся каждого», — сказал Парниа в интервью сайту «ЛайвСайенс» (LiveScience).

Что ждет нас после смерти?

– Сегодня день необычный: впервые после Пасхи совершается поминовение тех, кто живы, конечно, но живут иной жизнью – не той, которой живём мы, но той, к которой придём мы. Поэтому вопрос о той жизни, которая является ступенью к жизни вечной, которую мы празднуем в Пасху, Воскресение Христово, является для нас особенно близкой темой, касающейся не столько нашего ума, сколько гораздо больше – сердца.

Так вот сегодня совершался день поминовения усопших. Хорошее слово – «усопших», как оно отличается от терминологии, которую мы слышим вне церковных стен. Вопрос «что там?» всегда интересует всех. Если обратиться к истории дохристианского религиозного сознания, то можно увидеть много вариантов, особенно интересны представления египетской религии.

Даже на одном этом вопросе – о посмертной участи человека и об эсхатологической участи – можно показать, что христианство – это религия, которая происходит не с Земли, а с Неба. Этот вопрос очень большой, я назову некоторые аспекты, которые, по-видимому, заинтересуют очень многих.

Первое: что происходит с человеком, когда он умирает, что бывает? Мы знаем обычные представления: 3 дня, 9 дней, 40 дней, знаем, что человек проходит по мытарствам. Но что это такое? Ясно, что это нечто иное, чем то, что мы можем себе представить.

Второй вопрос: а кто входит в жизнь вечную? Кто спасается? Одни христиане? Только православные? Из православных – только те, которые жили особенно хорошо? То есть спасаются 0, 000…….1, а все прочие погибают? Вопрос о тех, кто по каким-то причинам не смог принять христианство: по историческим, психологическим. Вопрос интересный и очень важный.

Ещё одна сторона: а что такое геенна и вечные муки? Они действительно вечные – бесконечные? И как сочетать, с одной стороны, предвидение Божье, когда Он творит мир, и любовь Божию, которая превосходит всякое человеческое разумение, а с другой стороны – наличие вечных мук? Как это сочетать – ведь Он же предвидел, что люди будут так жить, а не иначе? Он предвидел нашу свободу – Он же Бог.

Вот сколько важных вопросов возникает в связи с, казалось бы, простой темой – усопшими, поминовением их. Темы очень большие, на каждый вопрос можно и по дню потратить, но можно пройти и ускоренным темпом, хотя, когда быстро, не всегда бывает хорошо.

Итак, что же происходит там с человеком? Я-то эту тему хорошо знаю, я там бывал уже не раз, всё расскажу, как на ладони. Одно замечание – для профессоров там особое отделение есть, я если и бывал, то только там. Отделение это находится в самой нижней части того мира: почему – понять не могу. Все прочие находятся выше, но профессора – народ смиренный, вверх головы не поднимают, чтоб не подумали, что гордецы, и голова может отломиться.

Мы касаемся вопроса, по которому просто нет слов в нашем языке. Никто не может выразить то, что там происходит, даже профессор, если бы побывал там. Апостол Павел сказал, когда был восхищён до третьего неба, что «слышал глаголы, ихже не леть есть глаголати», то есть невозможно передать. Если бы кто сейчас заговорил у нас на древнеэфиопском языке, мы бы покивали головами, но сказали, что ничего не поняли. Нет понятий для выражения той реальности.

Что ждет нас после смерти

Профессор Осипов на лекции «Что ждет нас после смерти?»

Где-то в 50-х годах умирал один епископ Смоленский и Дорогобужский, старенький, приятный человек, ничего особого из себя не представляющий, но его кончина была интересна вот в каком отношении: он перед самой смертью озирался и говорил: «Всё не так, всё не так! Совсем не так!» Мы хоть и понимаем, что там всё не так, но всё же представляем себе, по образу и подобию этой жизни.

время течёт вспять. Чепуха какая. Но одна из теорий это утверждает, иначе нет способа объяснить, что там происходит. Или даже школьникам известное понятие «волночастица», когда элементарная частица ведёт себя то как волна, то как частица, в зависимости от ситуации. Когда что удобнее – тут мы так и мыслим.

Тот мир невыразим, реальность не та. Поэтому когда читаем «Мытарства» Феодоры, ученицы Василия Нового, на основании которых созданы целые иконографические сюжеты, мы понимаем слова ангела, сказанные в другом случае: «Всё, что ты видел здесь, это только слабое подобие того, что происходит там». Для слепого тот или иной цвет можно обозначить с помощью звуков: красный – до, зелёный – ре и так далее. Вроде он понял, а на самом деле ничего не понял. У него нет представления о цветах.

Попробуем перевести язык образов на язык понятий, чтобы попытаться понять, что же происходит там с человеком. Это важно для понимания участия многих людей, особенно нехристиан.

Обратимся к понятию «страсть». Что такое грех – всем понятно: шёл человек, споткнулся, упал в грязь, разбил нос, встал, утёрся, пошёл дальше. Страсть – это нечто другое: к ней тянет, причём порой тянет так сильно, что человек не может с собой справиться. Понимает, что это плохо, совесть вот-вот заговорит, это вредно не только для души, для тела вредно.

Подавляющее большинство наших грехов, в конечном счёте, связано с телом. Большой вопрос: может ли человек без тела грешить даже душевными грехами? Мы не знаем силы и механизма связи души с телом, знаем лишь, что связаны. Мы знаем слова: «страдающий плотью перестаёт грешить». Может, умирающий плотью совсем перестаёт грешить?..

Предлагаем ознакомиться:  Отмечают ли крестины ребенка после крещения

Что происходит с человеком, который не боролся с этими страстями, всячески исполнял их веления, культивировал? Страшное дело начинается для этой бедной души. Представьте: изголодавшийся человек, и вдруг ему сквозь решётку показывают приготовление пищи, он вдыхает все ароматы вкуснейшие – и ничего не может съесть, непроходимая стена. Душа отделена от тела, через тело страсти питались. Тела нет – и что начинается для человека?..

Если бы одна эта мысль укоренилась в нашу душу, мы бы уже поняли, с какой силой, какой настойчивостью мы должны готовиться к смерти, чтобы не оказаться стоящими и всё видящими, но ничего не могущими сделать. Почему церковное предание и говорит: страшна смерть моментальная. Человек, который не успел раскаяться, перемениться, а весь, с набором воспалённых страстей, вдруг неожиданно оказывается перед лицом этой стеклянной решётки, через которую он слышит, видит, обоняет, но ничего не может. Великое счастье для христиан и тех, кто об этом знают, — они могут готовиться к испытаниям. И какой ужас тем, кто не верит и не знает.

Нам неплохо бы сейчас послушать человека, который перенёс ленинградскую блокаду. Мне рассказывали: очередь стоит, и вдруг в полусумасшедшем виде женщина кричит: «Я из Ленинграда!» — и очередь расступается, первой её пропускают. Вот что такое голод – одна страсть, одна болезнь. А когда в нас целый букет – с чем человек оказывается?

О первых трёх днях я ничего не говорю – может быть, душа в это время ещё ничего особого не испытывает, хотя, как говорит опыт многих, уже здесь начинается соприкосновение с тем миром, и это соприкосновение носит характер, вполне соответствующий духу человека. Чем он дышал, к чему был устремлён. Отцы говорят, что даже и к святым приступают, искушая их характер, но в первые дни по нашему, земному исчислению. Там нет времени, а у нас есть, поэтому мы можем ориентироваться, а уже потом душа вступает в иной мир.

Тот мир, без сомнения, имеет много разных, принципиальных ступеней, и вхождение туда происходит различными образами. Что происходит на следующих двух этапах, когда, как мы это называем, душа сначала водится по обителям рая, а потом ей показывают адские места.

Душа испытывается как на добро, так потом и на зло. Как пишет апостол: «Сегодня мы как бы зерцалом в гадании, тогда же лицом к лицу», — так, как есть. Душа становится способной созерцать тот мир, когда, освобождённая от тела, сама становится частицей того мира. Душа духовна, она вступает в область духов, начинает видеть, познавать.

Происходит испытание человека перед лицом добра, добродетелей. Представляется ему, например, кротость: хорошо это или плохо? Влечёт меня это или отталкивает? Целомудрие: смеяться над этим или душа влечётся к этому? Все добродетели представляются человеку на предмет испытания, насколько душа жаждет и жаждала этого.

То же самое происходит и там, что мы называем мытарствами, о которых мы говорим обычно больше, чем о первом. Человек ставится перед лицом Бога, святыни, а с другой – перед лицом всей силы страсти. Что побеждает? Как в земной жизни нас страсть побеждает, несмотря на желание добра, искание его, так и там, перед лицом святыни, а не просто совести или моих умственных соображений, перед лицом открывшегося добра – и страсть обнажается во всей силе.

2) Зомби действительно существуют (или вроде того)

Недавно Йельская школа медицины получила 32 мозга из свиных туш с близлежащей бойни. Нет, отнюдь не для запугивания и мафиозных разборок. Ученые собирались физиологически их воскресить.

Исследователи подключили мозги к перфузионной системе под названием «БрейнЭкс» (painEx). По ней к бездействующим тканям потек раствор искусственной крови, а с ним — кислород и питательные вещества.

Мозги не только «ожили», но некоторые их клетки проработали еще 36 часов. В них потреблялся и усваивался сахар. Даже иммунная система заработала. А некоторые даже передавали электрические сигналы.

Поскольку снимать «Скотный двор» (речь идет об экранизации одноименной повести Дж. Оруэлла — прим.ред.) с зомби ученые не собирались, они ввели в раствор химические вещества, которые подавляет активность нейронов — то есть сознание.

Реальная их цель была такая: разработать технологию, которая поможет дольше и тщательнее изучать мозг и его клеточные функции. А это в своею очередь улучшить методы лечения травм головного мозга и дегенеративных заболеваний нервной системы.

Ответы на вопросы

Что нас ждет после смерти

– Не получается ли, что человек, уходя от Бога, помещается во тьму, в такое место, где ему хорошо?..

– Состояние человека, отвергшего Бога, это состояние господства страстей. Кто находится в страшной злобе – хорошо ему?.. Как у Данте: «Так в зависти кипела кровь моя, что, если было хорошо другому – ты видел бы, как зеленею я». Горение страстей: человек в ярости, зная, что его осудят, его расстреляют, а всё равно готов убить. Это огнь неугасающий и червь неусыпающий.

– Вы упомянули, что тьма кромешная – это кроме Бога, вне Бога. У о. Георгия Флоровского я встречал мысль кого-то из отцов о том, что человеческая душа бессмертна относительно, бессмертна постольку, поскольку эту жизнь даёт ей Бог. И как сопоставить это со тьмой кромешной, где нет Подателя жизни?

– Это вопрос, который не может быть нами разрешён в силу того, что мы не знаем, что такое вечность и что такое геенна. Мы оперируем понятиями, о которых не имеем почти никакого представления. Напомню, что Исаак Сирин говорил, что любовь Божья настигает грешника и в аду. Следовательно, ничто не может существовать без Бога, какая-то форма присутствия Божия имеет место.

Наши вопросы антропоморфны, мы лишь знаем, что там «не женятся и не выходят замуж» — там меняются категории отношений. Всё зависит от отношений: если видим, что человек ожесточённо борется против истины, против правды Божьей, то что это значит? Вспомним слова Христа: «Если кто не возненавидит отца, мать или ближних ради Меня…» Разве христианство пропагандирует ненависть?

Во что часто превращается любовь к другому? – Это переодетый эгоизм. Я люблю до тех пор другого человека, пока он мне доставляет удовольствие. А как только он нажал мне на больное место: ах ты такой!.. Вчера объяснялись в любви, а сегодня последний целлофановый мешочек делим.

Соединяет дух, а не плоть и кровь. Единодушие делает едиными супругов, друзей, а когда эти духи совершенно разные, то два мира не могут даже соприкасаться друг с другом. Царство Божие и мир не могут соприкасаться с ненавистью. Происходит духовное отторжение, как гангренозный член отрезается. Не страдают праведники за грешников, там происходит раскол, разделение. Не было бы Царства Божия, если бы одни страдали за других.

Что нас ждет после смерти

Есть такая устойчивая церковная мысль, что если Господь даёт кому-то умереть на Пасху, то это является знаком. Но не того, что его простили, потому что он умер на Пасху, а умер на Пасху потому, что его простили. Бог дал ему так умереть, потому что он каялся, жил соответствующим образом, может, был праведным разбойником.

– За что человеку посылаются страдания?

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли продавать свадебное платье после свадьбы?

– За что наркоману, пьянице посылаются страдания? Это Бог посылает? С четвёртого этажа выбросился – это Бог посылает?.. Все заповеди Божьи для человека являются не требованиями, не приказами, а предупреждением, даже – униженной просьбой: «Не прыгай с четвёртого этажа – тебе будет плохо!» Не завидуй – печёнка станет плохая.

В VI веке в Византийской империи произошёл переворот. Главнокомандующий армией совершил его. Человек был жестокий страшно: на глазах императора казнил несколько его сыновей – раздели донага и копьями загнали в костёр. А императору отрубили голову и на кол повесили.

Один высокой жизни монах всю ночь молился: «Господи, за что Ты послал нам такое наказание?» Утром явственный голос: «Искал худшего, но не нашёл». Понял подвижник, что это самое меньшее, что необходимо должно было уже произойти, учитывая наше душевное состояние. Если бы мы увидели состояние своей души и других душ, то сказали бы: как же ещё Земля существует!

лекция осипова

А увидеть себя легко: я – хороший человек, но меня не троньте ни с какой стороны. Иначе узнаете, какой я хороший. А я узнаю, почему страдания посылаются.

– Как определить: в наказание или в исправление?..

– Никаких наказаний у Бога нет, все заповеди – просьба. Всё, что нам посылается, это для того, чтобы мы увидели, каковы мы на самом деле. Беда в том, что мы ищем причину вокруг себя. Маменька мне в детстве сказала: «Лёшенька, ни в коем случае на морозе не лижи железную ручку дверей!» Первое, что сделал Лёшенька, когда маменька отвернулась, — лизнул эту ручку. Был вопль страшный – с тех пор Лёшенька ни разу не лизал ручку.

Нужно запомнить мысль игумена Никона: «Все, так называемые наши враги, те, кто приносят нам неприятности, это драгоценные бесплатные учителя, которым мы должны быть всегда благодарны».

– Как Вы можете объяснить отрывок из Евангелия, когда пришли к Нему и говорят: «Господи, отвори нам. Не Твоим ли Именем мы…»

– Даже творение чудес совсем не обязательно является состоянием, которое мы бы назвали спасительным. Иуда творил чудеса, как один из двенадцати. Не это спасает человека. Некоторые дарования Божии могут люди получать, мы знаем это из истории Церкви. Но при неправильном устроении кончали жизнь самоубийством. И это после чудотворений: исцелений, прозрений.

Поэтому состояние спасения заключается в тех примерах, которые привёл Господь: состояние мытаря, разбойника, той женщины, которая слезами обливала и волосами отирала, – вот то состояние, которое делает человека способным к принятию Бога. Господь говорит: «Се, стою у дверей и стучу. Кто откроет Мне – к тому войду».

Придут к Нему многие и скажут: «Не Твоим ли именем чудеса творили, пророчествовали?..» А Он ответит: «Отойдите от Меня». Спасаются только те, которые понимают, что не могут без Бога справиться со своими страстями.

– Могут ли прийти души умерших?

– Бывают случаи, когда по особому Божьему попущению, когда очень близкие, родные. Но здесь нужно быть очень осторожными. Святые отцы предупреждают, во-первых, в отношении снов, а тем более, когда вне сна: лучше не доверять. Иногда бывают совпадения, и человек привыкает к этим совпадениям, начинает доверять – и потом ему такое представят, что он в петлю лезет. Опасно это. Надо относиться сдержанно и с недоверием. Нужно жить правильно, а мистическим явлениям не доверять.

Ведь это беда: 42% американцев имели контакт с умершими, две трети американцев имели опыт экстрасенсорных восприятий. Идёт повальное увлечение этой мистикой. Поэтому нам, православным, нужно быть трезвенными. Жить по Евангелию и каяться. Святые – и те отказывались от различных видений, а нам, грешным, тем более нужно быть осторожными.

– Когда Бог посадил дерево познания добра и зла в раю и ввёл запрет на вкушение плодов с него, не провоцировал ли Он этим зло изначально, ведь этот запрет больше всего влёк к его нарушению?

– В отношении провокации – мы исходим из своего теперешнего состояния, когда Лёшеньке было сказано не лизать железную ручку на морозе. Я полагаю, что состояние первых людей было иным. Думаю, что не надо изображать историю грехопадения как нечто неожиданное, потрясающее, случайное (что сильно просматривается в сочинениях западных богословов). Мол, неудавшееся творение Божие.

Господь знал, на что творит человека. Это древо познания добра и зла было средством самоопределения человека. Человек призван быть богоподобным существом, чтобы достичь этого богоподобия, он должен был утвердиться в добре. А как это сделать? – Только перед лицом испытаний. Все хороши, пока спят. Состояние, в котором был первый человек, было гораздо более низким, чем состояние, к которому был призван человек.

У блаженного Августина есть интересное выражение: «Велика свобода быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода – не быть в состоянии грешить». Порядочный человек может достичь такого состояния, что будет умирать от голода, но не украдёт. Человек будет не способен творить зло, познав, как это губительно для него.

Адам не знал ещё зла, он не знал, каково быть без Бога, какое несчастье быть отделённым от Него. Через путь испытания он возвращается на путь совершенства. Господь всё это предвидел: древо познания добра и зла явилось тем средством, благодаря которому люди возвращаются уже сынами Божьими по благодати, а не тем наивным ребёнком, которым был Адам в своём первоначальном состоянии.

– Вы сказали о трёх персонажах: Боге, человеке и человеческой свободе, но не сказали ничего о сатане…

– Сатана не может прикоснуться к нам ни на одну йоту без нашего соизволения. У Исаака Сирина есть замечательное слово об этом: «Без нашего соизволения не может, только когда мы руку протягиваем своими беззаконными мыслями, чувствами, желаниями, деяниями». Макарий Великий говорит: «Бес приседит каждому греху, тогда духовно соединяется с нами». Добротолюбие, первый том, параграф 150, наставление Антония Великого: «Сам Бог не может меня спасти, тем более сатана не может меня погубить».

Кто такой сатана? – Тварь, да ещё падшая. Святые отцы определённо говорят: не давайте руку дьяволу.

– Господь попустил телесное беснование…

– Телесное беснование – это болезнь. Игнатий (Брянчанинов) об этом очень чётко пишет: «Господь попускал даже святым телесное беснование, обладание телом, но не душой человека». Он даже считает, что это порой говорит об особой милости к человеку. Это один из наиболее лёгких путей ко спасению. «Телесное беснование ничто по сравнению с душевным беснованием», — говорил святитель.

осипов

– Бог видит всё и попускает. Почему же на современном этапе Он попускает отпадение молодёжи, когда те не осознают своих действий, а близкие, родители не могут оказать им помощи, и их душа гибнет?..

– Часто мы задаёмся вопросами, которые находятся в цепи с другими проблемами. Если мы возьмём вопрос из середины, то не найдём и ответа на него.

3) Для некоторых частей тела смерть — далеко не конец

Жизнь после смерти существует. Нет, доказательств загробной жизни наука не нашла. И сколько весит душа, тоже не выяснила. Но наши гены живут даже после того, как мы умрем.

В исследовании, опубликованном в журнале «Оупен Байолоджи» (Open Biology) Королевского общества, изучалась экспрессия генов мертвых мышей и рыбок-данио. Исследователи не знали, снижается ли она постепенно или прекращается сразу. И результаты их поразили. Более тысячи генов после смерти активизировались, причем в некоторых случаях период активности длился до четырех дней.

Предлагаем ознакомиться:  Заговор на привлекательность и сексуальность

«Мы такого же не ожидали», — признался журналу «Ньюсуик» (Newsweek) Питер Ноубл (Peter Noble), автор исследования и профессор микробиологии Вашингтонского университета. «Можете себе представить: берете образец через 24 часа с момента смерти, а число транскриптов взяло и увеличилось? Вот это неожиданность».

Экспрессия касалась стресса и иммунитета, а также генов развития. По мнению Ноубла и его соавторов, из этого следует, что тело «отключается поэтапно», то есть позвоночные организмы умирают постепенно, а не одновременно.

9) Правда, что волосы и ногти растут даже после смерти?

Но даже наши гены со временем исчезнут, а сами мы обратимся в прах. Вас не тоже удручают перспективы забвения? Тут вы не одиноки, но пусть вас утешит тот факт, что часть вас после смерти будет жить еще долго. Это ваша энергия.

Согласно первому закону термодинамики, питающая жизнь энергия сохраняется и не может быть уничтожена. Она попросту перерождается. Как объяснил в своей «Панихиде от физика» комик и физик Аарон Фриман (Aaron Freeman): «Пусть физик напомнит вашей рыдающей матери о первом законе термодинамики, что энергия во вселенной не создается и не разрушается.

Пусть ваша мать знает, что вся ваша энергия, каждая ее вибрация, каждая британская единица теплоты тепла, каждая волна каждой частицы — все, что некогда было ее любимым чадом — останется с ней в этом мире. Пусть физик расскажет плачущему отцу, что в том, что касается энергии космоса, вы отдали ровно столько же, сколько получили».

профессор московской духовной академии

Неправда. Это миф, но у него есть биологическое объяснение.

После смерти волосы и ногти расти не могут, потому что перестают появляться новые клетки. Клеточное деление питает глюкоза, а для ее расщепления клеткам необходим кислород. После смерти оба они поступать перестают.

Не поступает и вода, что приводит к обезвоживанию организма. И когда кожа трупа высыхает, она отрывается от ногтей — и те кажутся длиннее — и стягивается вокруг лица (от этого кажется, что на подбородке у трупа выросла щетина). Те, кому не повезло эксгумировать трупы, могли принять эти изменения за признаки роста.

Любопытно, что посмертный «рост» волос и ногтей породил сказки о вампирах и других ночных тварях. Когда наши предки выкапывали свежие трупы и обнаруживали щетину и пятна крови вокруг рта (результат естественного скопления крови), разумеется, они живо представляли себе вурдалаков.

Сегодня эта перспектива никому не грозит. (Если, конечно, вы не завещаете свой мозг Йельской школе медицины.)

5) Возможно, клиническая смерть — лишь видение необычайной силы

Что нас ждет после смерти

Опыт клинической смерти бывает разный. Одни говорят, что выходят из тела. Другие отправляются в некий потусторонний мир, где встречают покойных родственников. Третьи попадают в классический сюжет со светом в конце туннеля. Объединяет их одно: что происходит на самом деле, мы точно сказать не можем.

Как предполагает исследование, опубликованное в журнале «Ньюролоджи»  (Neurology), клиническая смерть — это состояние, пограничное бодрствованию и сну. Ученые сравнили переживших клиническую смерть с обычными людьми, и выяснили, что они чаще впадают в состояние парадоксального сна, когда сон как бы вмешивается в бодрствующее сознание.

«Возможно, у тех, кто пережил клиническую смерть, нервная система возбуждается особым образом, и это своего рода предрасположенность ко сну с быстрым движением глаз», — сообщил «Би-би-си» Кевин Нельсон (Kevin Nelson), профессор Университета Кентукки и ведущий автор исследования.

Следует отметить, что исследование имеет свои ограничения. В каждой группе опрошено лишь по 55 участников, а выводы делались на основе косвенных свидетельств. В этом и заключаются фундаментальные трудности в изучении клинической смерти. Такие переживания крайне редки и не могут быть воссозданы в лабораторных условиях. (Да и ни один совет по этике на такое не пойдет).

В результате мы имеем лишь отрывочные данные, и трактовать их можно по-разному. Но маловероятно, что душа после смерти отправляется на прогулку. В рамках одного эксперимента в 1 000 больничных палат расставили на высоких полках разные фотографии. Изображения эти увидел бы тот, чья душа выходила из тела и вернулась.

Но никто из тех, кто пережил остановку сердца, их не видел. Так что даже если их души взаправду покидали свои телесные узилища, у них находились дела поважнее.

6) Мертвецов оплакивают даже животные

Насчет этого мы еще не уверены, но очевидцы говорят, что это так.

Участники экспедиций видели, как слоны останавливаются «проститься» с мертвыми — даже если покойный был из другого стада. Это подтолкнуло их к выводу, что у слонов есть некий «обобщенный ответ» на смерть. Еще с мертвыми товарищами «прощаются» дельфины. А у шимпанзе вокруг мертвых сложился целый ряд обрядов, например, уход за шерстью.

Похоронных ритуалов, подобным человеческим, в дикой природе не замечено — для этого требуется абстрактное мышление — однако такое поведение все же свидетельствует о том, что животные сознают смерть и реагируют на нее.

Как пишет Джейсон Голдман (Jason Goldman) с «Би-би-си»: «На каждый уникальный аспект нашей жизни, присущий лишь нашему виду, приходятся сотни, которые наблюдаются и в мире животных. Наделять животных человеческими чувствами не стоит, но важно помнить, что мы и сами по-своему животные».

7) Кто придумал хоронить покойников?

Изучая разные культуры, антрополог Дональд Браун (Donald pown) обнаружил сотни общих черт. При этом у каждой культуры свой способ чтить и оплакивать умерших.

Но кто додумался до этого первым? Люди или более ранние гоминиды? Ответ на этот вопрос найти непросто — он теряется в седом тумане древности. Однако кандидат у нас есть — и это гомо наледи (Homo naledi).

Окаменелые останки этого ископаемого человека обнаружены в пещере Восходящая звезда в местности Колыбель человечества в ЮАР. В пещеру ведет вертикальный лаз и несколько «шкуродеров» — поползать придется порядком.  

Исследователи заподозрили, все эти люди там оказались не случайно. Вероятность обвала или другого стихийного бедствия они исключили. Казалось, это задумано специально, и ученые заключили, что пещера служила гомо наледи кладбищем. С ними не все согласны, и чтобы ответить на этот вопрос однозначно, нужны дополнительные исследования.

8) Живой труп

Для большинства из нас грань между жизнью и смертью очевидна. Человек либо жив, либо мертв. Для многих это само собой разумеется, и остается лишь радоваться, что сомнений на этот счет не возникает.

Вот люди с синдромом Котара этой разницы не видят. Это редкое помешательство в 1882 году описал доктор Жюль Котар (Jules Cotard). Больные утверждают, что они давно мертвы, что у них не хватает частей тела или что они потеряли душу. Выражается этот нилигистический бред в чувстве отчаяния и безнадежности — больные пренебрегают здоровьем, и им трудно адекватно воспринимать объективную реальность.

Одна 53-летняя филиппинка утверждала, что от нее пахнет гнилой рыбой, и требовала, чтобы ее отвели в морг, к «своим». К счастью, ей помогло сочетание нейролептиков и антидепрессантов. Известно, при правильном подборе лекарств это тяжкое психическое расстройство поддается лечению.