Пожизненный срок

Петр I, решивший, что России нужно регулярное войско, подошел к этому вопросу с обычным для себя историческим размахом. В армию стали брать навсегда. До конца жизни. И учитывая интенсивность петровских баталий, наступить он мог довольно быстро. Мало было охотников выбрать такую судьбу по собственной воле.

Некрýтская (под балалайку) «Некрута вы, некрута» в исполнении К.В. Носкова из города Нерехты Костромской области

Рекрутские припевки («коротенькие писенки про некрутов») «Некрута-некрутики» в исполнении М.Ф. Поповой, Д.А. Третьяковой из деревни Марково Вохомского района Костромской области

У военкомов царя Петра был большой простор для коррупционной составляющей: русская литература полна историй о старостах, «забривших лоб» парням из бедных семей взамен расщедрившихся богатых. На долгие годы именно это выражение стало символом ухода на воинскую службу. Рекрутам буквально сбривали часть волос — чтобы уклонистов сразу было видно.

Рекрутские припевки «Сормовска больша дороженька» в исполнении М.Я. Волковой и А.М. Окуловой из поселка Ветлужского Шарьинского райна Костромской области

Он мог больше никогда в жизни не увидеть ни отца с матерью, ни жену с детьми. Именно поэтому так невыносимо тоскливы самые старинные песни о русской рекрутчине. Их называют «причеты», потому что исполнявшие их не столько пели, сколько причитали: радоваться на таких проводах особо было нечему. «В рекрутчину что в могилу» — гласила пословица тех лет.

Рекрутские причеты в исполнении А.М. Королёвой из деревни Красавино Нюксенского района Вологодской области

Рекрутское причитание «Ох, ты болезно да моё дитятко» в исполнении Е.В. Колесовой из деревни Большие Рымы Макарьевского района Костромской области

Рекрутское причитание «Ой, ты куды да моё дитятко» в исполнении Г.А. Ярушкиной из села Тимошино Макарьевского района Костромской области

Здравствуй, мама, я вернулся

После смерти Петра в России начали пересматривать и некоторые заведенные им порядки. Пожизненно крестьяне должны были служить до 1793 года: при Екатерине II впервые срок службы был ограничен 25 годами, а при Александре II и вовсе можно было отправиться в родные края после семи лет действительной службы.

Тогда солдат получал так называемый бессрочный отпуск. Эта схема, во-первых, позволяла более рационально тратить военные бюджеты и не держать людей на казенных харчах до седых волос. А во-вторых, она давала рекрутам какую-никакую надежду вернуться домой, обзавестись семьей, хозяйством — в общем, провести остаток дней с кем-то еще, кроме соседей по казарме.

И хотя традиционные причитания сохраняются во многих регионах, все же проводы в армию перестают напоминать поминки. Важной частью этой церемонии становятся обряды, которые должны обеспечить возвращение юноши домой живым, а в идеале еще и здоровым. В Вологодской области, например, мать обязательно пекла сыну хлеб, от которого тот откусывал перед уходом из дома.

Проводы в армию: как провожали в солдаты, что пели, как гуляли и какие давали напутствия.

Оставшийся каравай надо было хранить на печи до его возвращения. При прощании смотрели, теплые ли у парня губы и руки. Если да — это предвещало удачу. Верным способом прогнозирования судьбы рекрута считалось гадание на скатанном волокне кудели. Если оно не сгорало полностью, оставалось комочком, «могилкой», семья готовилась к худшему. И главное — ни один новобранец не покидал дома без материнского благословения.

Рассказ Т.Ф. Ежовой из деревни Сергиевской Тарногского района Вологодской области о благословении рекрута

Рассказ К.П. Галицкой из деревни Пустыня Нюксенского района Вологодской области о благословении рекрута

Не плачь, девчонка

В конечном итоге из проводов в армию в России сложился целый рекрутский обряд. Он был не менее важным, как похоронный или свадебный. Некоторые ритуалы дошли даже до наших дней. Бережно, из поколения в поколение, передавали жители русских деревень традицию рекрутских гулянок — когда парни, получившие повестку, катались на лошадях под гармошку и пиво.

Рассказ В.Т. Тюляндина из деревни Карпово Павинского района Костромской области о проводах в армию

Предлагаем ознакомиться:  К чему синица стучит в окно: значение приметы

Девушки для такого случая для своих «залеточек» и «ягодиночек» готовили вышитые платки — на дорожку. Такой подарок возлагал на них определенные обязательства: раз дала платок — значит, должна дождаться. Очевидно, чтобы у тех парней, кто остается в селе, была своя знаковая система: в некоторых районах было принято возле дома ожидающей невесты наряжать елочку, на которую вешали куколку из тряпок.

Рекрутские приговорки «Миленькой пошел в солдаты» в исполнении М.Я. Волковой и А.М. Окуловой из поселка Ветлужского Шарьинского района Костромской области

Лирическая песня «Последний нонешной денёчик» в исполнении В.А. Селянина из деревни Бобровское Нюксенского района Вологодской области

Некрутская (рекрутские припевки под балалайку) «Над приемной галки вьются» в исполнении Е.А. Казначеевой из города Нерехта Костромской области

Солдатушки, бравы ребятушки

Характер рекрутских наборов всегда диктовался военной обстановкой. При спокойной жизни проводили их не каждый год, новобранцев брали мало, и взыскательная медкомиссия браковала каждого, кто не соответствовал строгим требованиям царской армии. А например, в 1812 году рекрутов гребли уже без разбору. Сохранились бумаги Военного министерства, разрешающие ставить под ружье «редковолосых, разноглазых и косых, ежели только зрение их позволяет прицеливаться ружьем;

заик и косноязычных, могли бы сколько-нибудь объясняться; не имеющих до шести зубов боковых, лишь бы только были в целости передние, для скусывания патронов необходимые…» В 1854 году, во время Крымской войны, лысина и заикание тоже больше не считались уважительной причиной, чтобы не служить: в этот год провели сразу три набора.

Рекрутские припевки «Меня в солдатушки погонят» в исполнении Н.М. Лебедева и П.В. Пахтева (гармонь-хромка) из города Кологрива Костромской области

«Сила государства не в одной численности войска, но преимущественно в нравственных и умственных его качествах, достигающих высшего развития лишь тогда, когда дело защиты Отечества становится общим делом народа, когда все, без различия званий и состояний, соединяются на это святое дело». Так в России появилась призывная армия.