История появления

В IV веке проходили Вселенские Соборы, где учителя православной церкви обсуждали постулаты и догмы христианского учения. На Соборах решался вопрос, как же уберечь свою паству от лжепророков, которые намереваются увести людей в темноту своих заблуждений. В итоге была создана мощнейшая основополагающая молитва, знать которую необходимо каждому верующему человеку. Она содержит кратко изложенные постулаты христианства; помогает вернуться на светлый путь в самое смутное время жизни.

Символ веры — весьма особенные строки. В ней вы не найдете упоминания имен или обращения к Богу и Богородице, к Ангелу-Хранителю и к святым, нет в ней слов покаяний и благодарности. И, тем не менее, Символ веры на старославянском языке – обязательна к изучению, публикуется во всех молитвословах. Если вас пригласили в качестве крестного родителя на крещение новорожденного, то для крестной обязательно надо выучить эти слова, если крестят девочку. А крестный учит, если крестят мальчика.

Слова молитвы Символ веры

Прежде чем предоставить вам слова молитвы, стоит рассказать ее значение. Ведь изучение должно проходить полностью осознанно. Так задействуется не просто речевой аппарат, но и открывается сердце. Ведь куда направляется внимание, там и наша душа. Что скрывается за двенадцатью строками?

  1. Первая часть посвящена упоминанию Бога, как основа основ православия.
  2. Следующие 6 частей повествуют нам про сына Божьего и его сакральную жертву для всего сущего на Земле. Члены со второго по седьмой рассказывают, что слава Иисуса не меньшая за славу Отца его. И дела его достойны хвалы и памяти.
  3. 8-ая часть (т.н. «член молитвы») посвящена Святому Духу. Как часть Бога, он является его частью, Господом. Благодаря его животворящей силе, каждый, кто им создан, обладает душой.
  4. Следующий член повествует об единой Церкви, которая объединяет эти три лика Божьих и позволяет нам принимать их в свое сердце открыто и чисто.
  5. В десятой части описано таинство крещения, его важность и силу, которую оно дает.
  6. Завершающие два члена символично говорят о завершении жизни, важности правильно прожить ее и уйти в мир иной налегке.

Как видим, слова сложены четко и грамотно, проводя нас от Божественного начала через всю жизнь к конечному исходу. Поэтому в любое тяжелое для нас время мы можем набраться силы и веры из «Символа». Он напоминаем нам, кто мы, какова наша роль и кто нас защищает. Ниже приведен текст молитвы полностью.

Молитва «Символ веры» — текст на русском языке

Икона Символ веры
Икона Символ веры
  1. «Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
  3. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
  4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
  5. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
  6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
  7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
  8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  9. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
  10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
  11. Ожидаю воскресения мертвых,
  12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).»

Толкование молитвы «Символ веры»

Лосский Владимир Николаевич

Блаженный Августин, епископ Иппонийский

Протоиерей Александр Шмеман

протопресвитер А. Шмеман

1. Введение

В жизни христианской Церкви с давних пор занимал и продолжает занимать особое место так называемый Символ веры: сравнительно краткое исповедание того, во что верит Церковь. Слово «символ» в его первоначальном значении можно перевести так: то, что «держит вместе, соединяет, содержит». Так вот, Символ веры именно со-держит все эти истины, которые — верит Церковь — необходимы для человека, для полноты его жизни и для спасения от греха и духовной гибели.

Исторически Символ веры возник из подготовления новообращенных, т. е. вновь уверовавших, готовящихся ко вступлению в Церковь, к таинству крещения. В древности принимали крещение, главным образом, взрослые. Как и в наши дни, люди приходили к вере, принимали Христа, желали вступить в Церковь, стать членами церковной общины -каждый в итоге своего особого пути.

Предлагаем ознакомиться:  Велес символ значение

Зарождение веры в душе человеческой есть тайна. И, однако, сама вера во Христа приводит человека к Церкви, к общине тех, кто верит во Христа. Сама вера ищет и требует единства верующих, которые именно этим своим единством, любовью друг ко другу свидетельствуют перед миром, что они ученики и последователи Христа.

«Посему узнают все, что вы Мои ученики, — сказал Христос, — если будете иметь любовь между собою». Любовь и единство веры, про которое ап. Павел говорит, что оно составляет главную радость христиан: «я весьма желаю увидеть вас, — пишет он христианской Церкви в Риме, — чтобы утешиться с вами общей верой, вашей и моей…»

Икона Господь Вседержитель, перед которой читают молитву «Символ веры»

Христианская жизнь новоуверовавшего начиналась, таким образом, с того, что его приводили к епископу местной Церкви, и тот начертывал рукою крест на лбу нового христианина, как бы ставя на нем метку Христову. Человек пришел к Богу, поверил во Христа. Теперь, однако, надлежит ему узнать содержание веры.

Он становится учеником его начинают, как говорится в церковных книгах, оглашать. Ибо христианство — это не эмоция, не просто чувство, нет, это — встреча с Истиной, это — трудный подвиг приятия ее всем существом. Как человек, страстно любящий музыку, для того, чтобы исполнять ее, должен пройти через трудное обучение, так и поверивший во Христа, полюбивший Христа должен теперь осознать содержание своей веры и то, к чему она обязывает.

Накануне праздника Пасхи — ибо в ранней Церкви крещение совершалось в пасхальную ночь, — каждый готовящийся к крещению торжественно читал Символ веры, совершал «отдачу» его, исповедовал его приятие и свое вступление в единство веры и любви. У каждой большой местной Церкви — Римской, Александрийской, Антиохийской — был свой крещальный символ веры, и, хотя все они были повсюду выражением единой и неразделимой веры, в стиле, фразеологии они разнились между собою.

В начале IV века в Церкви возникли большие споры, касавшиеся основного христианского учения о Христе как Боге. В 325 г. в городе Никее собрался первый Вселенский Собор, и на нем был выработан общий, единый для всех христиан Символ веры. Спустя несколько десятилетий, на втором Вселенском Соборе, в Константинополе, Символ веры был дополнен и получил название Никео-Царьградского, общего для всей вселенской Церкви.

С тех пор вселенский Символ веры поется или читается в Церкви на каждой литургии. Он есть всеобщее, для всех обязательное выражение Церковью своей веры. И потому всякий, желающий узнать, во что верит Церковь, в чем наша вера, в чем та Истина, которую несет христианство миру, — ответ на это находит в Символе веры.

2. Верую…

Остановимся на том слове, с которого начинается Символ веры. Слово это — верую. Оно определяет собою всю тональность Символа веры, его духовную исключительность и единственность. Поэтому, хотя слово это кажется знакомым и понятным, в него нужно вдуматься, его нужно заново открыть и постоянно открывать для себя каждому из нас.

Итак, что говорю я, или, лучше сказать, — о чем говорю, когда произношу слово верую? Мне кажется, достаточно задать этот вопрос, чтобы ощутить, прежде всего, глубочайшее отличие самого слова «верую» от всех других, которыми я выражаю содержание моего внутреннего «я».

Когда я говорю — «я думаю», и мне и другим понятно, о чем идет речь: о направленности моего сознания на тот или иной объект. Сказать — «я думаю, что есть Бог» — это значит высказать некую догадку, построенную на тех или иных предпосылках. . . Когда я говорю «я знаю, убежден, ощущаю» — я остаюсь в пределах вполне объяснимых, разумных, ничего загадочного в себе не содержащих состояний моего сознания.

Таким образом, очевидно, что слово верую относится только к тому, что во мне и вне меня — лишено очевидности. К тому, иначе говоря, что лишено и чувственной очевидности, и очевидности рациональной, и, наконец, очевидности фактической.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва Богородице «Царица моя преблагая»: текст и толкование молитвы, слушать, скачать.

А вместе с тем, и тут мы подходим к самому главному, слово верую не только существует, и, следовательно, соответствует, хотя бы во мне, чему-то реальному и наполнено внутренней силой, т. к. не нуждается в подпорках извне. Я говорю «верую» только про то, что глазами не вижу, ушами не слышу, руками не трогаю, к чему не имеет отношения никакое «дважды два четыре», но во что я верю и что этой верой я знаю.

«Бога никто никогда не видел. ..». для верующих вера отлична от всего, так в том суть ее, что направлена она на то, что «просто» знать и «просто» доказать невозможно. В этом смысле веру можно назвать и чудом и тайной. Чудом ощущает ее, прежде всего, сам верующий. Действительно, откуда в душе, откуда в сознании эта одновременно радостная и страшная несомненность присутствия, встречи, дух захватывающей любви?

Словно не я, а какая-то сила во мне говорит верую в ответ на эту встречу. Я не могу объяснить ее словами, т. к. слова -все о земном, о фактах, о видимом и осязаемом. А опыт веры — так очевидно – опыт свыше — и как выразить, передать его? Словно не я куда-то пришел, а кто-то пришел ко мне, прикоснулся к моему сердцу: «се стою у двери и стучу!»… этот стук, это пришествие ощутила душа и радуется и знает…

Чудо и, следовательно, тайна. Вера — это прикосновение к тайне, узрение другого измерения, присущего всему в мире. В вере оживает тайный смысл жизни. За гладкой, объяснимой, однозначной поверхностью вещей начинает светить их подлинное содержание. Сама природа начинает говорить и свидетельствовать о том, что над нею, внутри нее, но отлично от нее.

Текст символа веры с ударениями

Говоря самыми простыми словами — вера видит, знает, ощущает в мире — присутствие Бога. Она, по утверждению апостола Павла, есть «обличение вещей невидимых», и действительно — для верующего все в жизни и сама жизнь начинает ощущаться как явление. «Небеса поведают славу Божию, творение рук его возвещает мир».

Это — не поэзия, это голос, это свидетельство веры. Чудо, тайна, знание, радость, любовь. Все это звучит в слове «верую!» — одновременно и ответ и утверждение. Ответ Тому, кто возлюбил меня, утверждение моего принятия этого происшествия реальности этой встречи. «Верую!» — и дальше весь Символ веры — рассказ, свидетельство о том, что узнала в этой встрече душа.

3. Во единого Бога Отца…

Верую во единого Бога. Это исповедание единого Бога есть начало всех начал, основа всех основ христианства. Христианство вошло в мир, в котором царило многобожие. Ибо дохристианский человек Богом называл и обожествлял природу, т. е. многообразие действующих в ней сил. «Мир полон богов», — сказал греческий философ Фалес, и это, в переводе на теперешний язык, означало, что в мире действует множество сил и «законов».

Христианство своею проповедью, своим исповеданием единого Бога восставало против обожествления мира. Единый Бог — это значит, что все силы, вся жизнь, все «законы», все то, что живет в мире, и сам мир — от Бога, но не Бог. Язычество, многобожие чувствовало божественный источник мира, но не знало Бога.

Поэтому провозгласить, исповедать единого Бога — значит утвердить примат духовного, высшего бытия, которое одно способно явить смысл каждого явления жизни.

Текст символа веры с ударениями

И сразу же Символ веры называет этого единого Бога — Отцом. «Верую во единого Бога Отца…». Ибо если слово Бог означает абсолютную высоту Божества, Его абсолютное превосходство над миром, опыт Бога, как Высшего, Недостижимого, другого, то именование Бога Отцом утверждает не только связь Бога с миром, но и такую связь, сущность которой в любви, близости и заботе.

Если христианство отвергает многобожие и провозглашает Бога как абсолютное бытие, то с такой же силой отвергает и то восприятие Бога, которое называется деизмом. Это понимание Бога как «причины», или, по знаменитой аналогии Вольтера, как Часовщика, создавшего сложный механизм, приведшего его в движение, но в самом движении уже не участвующего.

Именно такое — отвлеченное, чисто философское – понимание Бога и отвергается в именовании Его Отцом. Отец дарует жизнь, но продолжает любить свое создание, заботиться о нем, участвовать. Про Бога сказано в Евангелии, что «Он любовь есть». И потому в этом именовании Бога Отцом — уже заложена, уже выражена и наша ответная к Нему любовь, наше доверие, наше любовное, сыновнее Ему послушание.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва аль курси текст на русском

Назвав Бога Отцом, Символ веры исповедует Его и как Вседержителя. «Верую в Бога, Отца Вседержителя». Словом этим выражаем свою веру в то, что Бог, которого называем мы Отцом, содержит в Своем промысле — всю жизнь, или лучше сказать, — что все в мире Его, все от Него, все живет Им.

Ни на что не положило христианство столько усилий, как на борьбу с так называемым дуализмом, с верой многих христианских религий в существование двух начал: светлого и темного, хорошего и злого. Дуализм возник из опыта страдания, зла, уродства, царствующих в мире. Поскольку же страдание, зло, в понимании дуалистов, — от материи, то от нее нужно бежать в чистую духовность.

Текст молитвы «Символ веры» на церковно-славянском языке с ударениями

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу
и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́,
Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та
от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна
Отцу́, И́мже вся бы́ша.

Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго
с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.
Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И
воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща
одесну́ю Отца́.

И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же
Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же
от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго
проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но
креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго
ве́ка. Аминь.

Перевод молитвы Символ веры на русский язык 

Текст символа веры с ударениями

Верую – верю, я убежден; Единороднаго – единственного; прежде
всех век – прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу – имеющего
одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, – и Им, то есть
Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося – принявшего на Себя тело
человеческое;

вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не
переставая быть Богом; воскресшаго – ожившего: по Писанием – согласно со
Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в
третий день; восшедшаго – вознесшегося; одесную – по правую сторону Бога Отца;
паки – опять, во второй раз;

мертвых – умерших, которые тогда воскреснут; Его
же Царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его;
Животворящаго – дающего жизнь; спокланяема и сславима – Духу Святому следует
поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный
Богу Отцу и Богу Сыну;

Молитва
Символ веры на современном русском языке

Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли,
всего видимого и невидимого.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного,
рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога
истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все
сотворено.

Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и
принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и
погребенного.

И воскресшего в третий день, согласно Писанию.

Икона {amp}quot;Символ веры{amp}quot;

И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых,
Его же Царству не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего,
с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.

В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Признаю одно крещение для прощения грехов.

Ожидаю воскресения мертвых.

И жизни будущего века. Аминь.

Молитва
Символ веры – церковно-славянское написание

 

молитва символ веры