Тяжкий груз

Один человек может в 20 лет быть отягощен грузом проблем настолько, что его психическое развитие уходит далеко вперед. Он сам ощущает себя слишком взрослым для своих лет и ведет себя так, будто ему лет тридцать: заботится о младшем брате или зарабатывает деньги на лечение больной матери вместо того, чтобы веселиться в ночных клубах.

В данном случае психологический возраст человека явно опережает биологический. Другая персона в сорок лет играет в компьютерные игры, может “сорваться” и внезапно уехать в путешествие, не стремится обзавестись семьей и детьми, считает, что это ограничит его свободу. Его психологический возраст, наоборот, отстает (или запаздывает).

Периодизацияпсихическогоразвития

Стадии
развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Процесс
развитияинтеллекта представляет
собой смену трёх больших периодов, в
течение которых происходит становление
трёх основных интеллектуальных структур
(см. упрощённую схему, данную в таблице).
Сначала формируются сенсомоторные
структуры – системы последовательно
выполняемых материальных действий.


от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия.
Ребенок начинает отделять себя от
внешнего мира, возникает понимание
постоянства, устойчивости внешних
объектов. В это время не развита речь и
отсутствуют представления, а поведение
строится на основе координации восприятия
и движения (отсюда и название
“сенсомоторный”).


от 2 до 7 лет дооперациональная стадия
– мышление с помощью представлений.
Сильное образное начало при недостаточном
развитии словесного мышления приводит
к своеобразной детской логике. На этапе
дооперационных представлений ребёнок
не способен к доказательству, рассуждению.
Мышление ориентируется на внешние
признаки предмета.


от 7 до 12 лет стадия конкретных операций
– возникновение элементарного логического
рассуждения.


от 12 лет – стадия формальных операций –
формирование способности мыслить
логически, пользоваться абстрактными
понятиями, выполнять операции в уме.

Понятие возраста в психологии, особенности поэтапного развития личности

1)
Хронологический возраст, определяется
продолжительностью жизни человека (по
паспорту);

2)
Биологический возраст- совокупность
биологических показателей, функционирование
организма в целом (кровеносная,
дыхательная, пищеварительная системы
и т.п.);

а)
умственный возраст

Для
определения умственного возраста детей
от 4 до 16 лет используется тест Векслера,
который включает вербальные и данные
в наглядной (образной) форме задания.
При его применении получают суммарный
“общий интеллектуальный показатель”.
Психолог вычисляет IQ – интеллектуальный
коэффициент: умственный возраст x 100% IQ
= хронологический возраст

б)
социальная зрелость – SQ – социальный
интеллект (человек должен быть адаптирован
к среде, которая его окружает)

Психологический возраст включает в себя: понятие и показатели

 в)
эмоциональная зрелость: произвольность
эмоций, уравновешенность, личностную
зрелость. В реальной жизни отдельные
составляющие возраста не всегда
совпадают.

Возраст
— одна из фундаментальных и сложных
категорий психологии. Можно выделить
два уровня анализа этого понятия:

  • Абсолютный
    (или календарный, хронологический)
    возраст выражается количеством временных
    единиц (минут, пней, лет, тысячелетий и
    т.п.), отделяющих момент возникновения
    объекта от момента измерения его
    возраста. Это чисто количественное,
    абстрактное понятие, обозначающее
    длительность существования объекта,
    его локализацию во времени. Определение
    абсолютного возраста называется
    датировкой.

  • Условный
    возраст (или возраст развития) определяется
    путем установления местоположения
    объекта в определенном эволюционногенетическом
    ряду, в некотором процессе развития,
    на основании каких-то качественно-количественных
    признаков. Установление условного
    возраста — элемент периодизации,
    которая предполагает выбор не только
    хронологических единиц измерения, но
    и самой системы отсчета и принципов ее
    расчленения.

Анализ
индивидуального развития человека
показывает, что категория возраста с
точки зрения жизненного пути конкретного
человека может быть рассмотрена с
нескольких позиций.

  • Биологический
    возраст определяется состоянием обмена
    веществ и функций организма по сравнению
    со средним статистическим уровнем
    развития, характерным для всей популяции
    данного хронологического возраста, —
    за основу взяты те генетические,
    морфологические, физиологические и
    нейрофизиологические изменения, которые
    происходят в организме каждого человека.
    Благодаря полученным статистическим
    данным о том, в каком хронологическом
    возрасте какие изменения должны
    происходить, были установлены определенные
    возрастные нормативы. Соответственно
    если в данном возрасте у человека еще
    не наступили ожидаемые изменения,
    значит, он отстает в своем биологическом
    развитии, т.е. его биологический возраст
    меньше фонологического. Если, напротив,
    наступили изменения, которые должны
    произойти в более старшем возрасте, то
    говорят, что биологический возраст
    человека превышает его фонологический
    возраст.

  • Психологический
    возраст устанавливается путем соотнесения
    уровня психического (умственного,
    эмоционального и т.д.) развития индивида
    с соответствующим нормативным уровнем.

  • Социальный
    возраст измеряется посредством
    соотнесения уровня социального развития
    человека (например меры овладения
    определенным набором социальных ролей)
    с тем, что статистически нормально для
    его сверстников.

Существует
также субъективный возраст личности,
имеющий внутреннюю систему отсчета.
Под этим понятием подразумевается
собственная оценка человеком своего
возраста, возрастное самосознание,
зависящее от напряженности, событийной
наполненности жизни. Основой субъективного
возраста является самоощущение.

Предметом
психологического исследования является
психологический возраст человека, а
основной задачей в связи с этим выступает
поиск системы отсчета и хронологических
единиц измерения, т.е. построение
периодизации психического развития.
Цель любой периодизации — обозначить
на линии развития точки, отделяющие
друг от друга качественно своеобразные
периоды.

Предлагаем ознакомиться:  К чему снится двоюродный брат: что означает видеть родственника по соннику, о чём расскажут его действия

Вопрос заключается в том, что
обусловливает качественное своеобразие.
В истории психологии неоднократно
предпринимались попытки построить
периодизацию психического развития.
Их систематизация была предпринята
Л.С.Выготским в работе «Проблема
возраста». Все существующие к тому
времени периодизации ученый разделил
на три группы, и сделал это настолько
методологически удачно, что в предложенную
систематизацию, как правило, успешно
вписываются современные периодизации.


– 1 год – раннее младенчество, социальное
качество – надежда

Нормальная
линия: доверие к людям,
к окружающему миру, взаимная любовь,
связь ребенок – родитель, удовлетворение
потребности в общении с родителями

Аномальная
линия-  недоверие к людям
в результате лишения любви, эмоциональной
изоляции ребенка, раннее отлучение от
груди

  1-3
года – позднее младенчество (ранний
возраст), социальное качество –
воля

Нормальная
линия- самостоятельность,
уверенность в себе

Аномальная
линия – сомнения в себе,
гипертрофированное чувство стыда  

3-5
лет – возраст игры, социальное
качество – целеустремленность

Нормальная
линия – инициативность,
активность, живое воображение, подражание
взрослому, признаки полоролевого
поведения

Аномальная
линия-  чувство вины,
пассивность, отсутствие инициативы,
отсутствие признаков полоролевого
поведения

5-11
лет среднее детство, социальное
качество- компетентность стремление
к достижению

Нормальная
линия трудолюбие, развитие
познавательных и коммуникативных
навыков

Психологический возраст включает в себя: понятие и показатели

Аномальная
линия  чувство собственной
неполноценности, избегание сложных
заданий, ситуаций соревнования,
слаборазвитость познавательных и
трудовых навыков конформность

11-20
лет половая зрелость, подростничество,
юность, социальное качество- верность

Нормальная
линия эгоидентичность (собственная
уникальность), жизненное самоопределение
поиск себя, формирование мировоззрения,
половая поляризация в формах поведения

Аномальная
линия  диффузия идентичности
(не может найти себя, не знает чего
хочет), путаница ролей, смещение временных
перспектив, смешение форм полоролевого
поведения

20-40
(45) лет ранняя взрослость, социальное
качество – любовь

Нормальная
линия  интимность,
стремление к контактам с людьми, желание
и способность посвятить себя другим
людям, рождение и воспитание детей

Аномальная
линия  изоляция, избегание
других людей (первичные симптомы в
изменении психики человека – трудный
характер, непредсказуемое поведение)

40
(45) – 60 лет средняя взрослость, социальное
качество – забота

Психологический возраст включает в себя: понятие и показатели

Нормальная
линия  творчество
(особенно в труде), продуктивная и
творческая работа над собой и другими

Аномальная
линия застой (особенно в труде),
эгоизм, эгоцентризм непродуктивность
в работе, ранняя инвалидность 

Периодизация
Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина

В
них используются три критерия – социальная
ситуация развития, ведущая деятельность
и центральное возрастное новообразование.

Социальная
ситуация развития- это своеобразное
сочетание того, что сформировалось в
психике ребенка и тех отношений, которые
устанавливаются у ребенка с социальной
средой.

Понятие
“ведущая деятельность” было
введено Леонтьевым: деятельность,
которая на данном этапе оказывает
наибольшее влияние на развитие психики.

 Новообразование
– те качественные особенности психики,
которые впервые появляются в данный
возрастной период.

Первую
группу составили периодизации, созданные
не путем расчленения самого процесса
развития на этапы, а по аналогии со
ступенчатым построением других
хронологических систем. Таковой является,
в частности, известная периодизация
С.Холла, созданная по аналогии с
представлениями о ступенях развития
общества.

Он выделял стадию рытья и
копания (0—5 лет), стадию охоты и захвата
(5—11 лет), пастушескую стадию (8—12 лет),
земледельческую стадию (11—15 лет), стадию
промышленности и торговли (15—20 лет),
соотнося их с животной стадией развития
общества, периодом охоты и рыболовства,
временем завершения дикости и начала
цивилизации, порой романтизма и т.п.

Предлагаем ознакомиться:  Что такое имперский амулет

Ко
второй группе (самой многочисленной)
Л.С.Выготский отнес периодизации, которые
основаны на каком-либо одном (реже
нескольких) отдельно взятом признаке
развития. Пример периодизации такого
типа являет собой схема П.П.Блонского,
построенная с учетом дентиции (появления
и смены зубов) и соответственно включающая
в себя беззубое детство, молочнозубое
детство, период смены зубов, стадии
прорезывания премоляров и клыков,
постояннозубое детство. К этой же группе
можно отнести и периодизацию
психосексуального развития 3.Фрейда,
предполагающую следующие фазы развития
личности:

  1. оральная
    фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в
    области рта; формы поведения — захват,
    удержание, сосание, кусание;

  2. анальная
    фаза (2— 3-й годы жизни): эрогенные зоны
    — в области заднего прохода; формы
    поведения — интерес к функциям
    отправления;

  3. фаллическая
    фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны —
    в области первичных половых органов;
    формы поведения — исследование своих
    гениталий;

  4. латентная
    фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия
    полового созревания): эрогенные зоны
    не выделяются, и специфические формы
    поведения отсутствуют; 5) генитальная
    фаза (фаза половой зрелости): активизируются
    все эрогенные зоны и формы поведения.

Особое
место в периодизациях второй группы
занимает периодизация Ж.Пиаже, в основе
которой лежит развитие интеллектуальных
структур. Развитие интеллекта
представляется в периодизации фактором
достижения равновесия с окружающей
средой и описывается посредством четырех
стадий:

  1. предоперациональной
    стадии мышления (сенсо-моторного
    интеллекта) с его рефлексами и
    приспособительными реакциями;

  2. стадии
    предпонятийного и интуитивного мышления
    (внутренних действий с образами,
    символами);

  3. стадии
    конкретных операций;

  4. стадии
    формальных операций.

Стадии психологического возраста

Многие отечественные и зарубежные психологи пытались систематизировать стадии и выделить психологические особенности возраста, основываясь на каком-то одном критерии, поэтому существует множество различных периодизаций. Разбираться в научных терминах – удел ученых, мы возьмем одно из описаний, составленное Эриксоном.

Он выделил 8 ступеней, на основе которых может быть выделена психологическая характеристика возраста:

  • Младенчество. В этот важный период создается основа дальнейших взаимоотношений с миром – доверие или недоверие к нему. Чем успешнее пройдет этот период, тем более открытым ко всему новому будет человек в дальнейшей жизни.
  • Раннее детство, охватывающее второй и третий годы жизни. Первые попытки самостоятельности и автономии. Закладываются будущие перспективы: то, насколько человек в будущем будет самостоятелен, либо как сильно он будет зависеть от других. Уверенность или сомнение в своих силах – вот основной урок этого возраста.
  • Дошкольный возраст. Умение проявлять инициативу или быть пассивным, ведущим или ведомым, понятие о морали и чувстве вины – все эти качества родом из дошкольного возраста.
    психологический возраст человека
  • Младший школьный возраст (примерно до 12 лет). Осознание своей нужности и ценности в глазах родителей, друзей, общества в целом, а также трудолюбие закладываются в этом возрасте. Обратный эффект при неблагоприятных условиях жизни – чувство ненужности и собственной незначительности, отсутствие любви к труду.
  • Юношество (13-19 лет). Человек определяет себя в окружающем мире, сравнивает, пытается найти свое место в социальных группах, которые считает подходящими. Это очень важный процесс, в это время происходит становление личности, ее индивидуальности. В этот период человек может частично или полностью слиться с той категорией людей, которую считает примером для подражания, и потерять собственную индивидуальность, либо выделиться из “толпы” и обрести своё “Я”.
  • Молодость – этот период охватывает возраст 20-30 лет и характеризуется стремлением к близости и интимности в отношениях либо отчужденностью и даже страхом близких отношений.
  • Зрелость (30-40 лет). Поиск себя в творчестве или период застоя (который некоторые люди называют “стабильностью”). Выражение своей личности через творческое начало – это естественное стремление данного периода, а застой – путь к стагнации. Еще этот период характеризуется нарастающим чувством ответственности за близких.
  • Старший возраст и старость (от 40 лет). К этому периоду человек подходит либо с чувством целостности собственной личности, либо с чувством отчаяния в результате раздвоенности. Что это все значит? Это значит, что у каждого психологического возраста есть свои особенности. Человек может пройти один период успешно, но “застрять” в другом.
Предлагаем ознакомиться:  Линия замужества на руке возраст

Как узнать психологический возраст?

В журналах часто можно найти множество тестов на определение психологического возраста. В них встречаются вопросы вроде “Побежите ли вы к остановке, если увидели, что подходит нужный вам автобус?” или “На что вы обычно тратите свои деньги?”. Результаты разных тестов у одного и того же человека могут отличаться. Можно пройти несколько тестов и высчитать среднее арифметическое из полученных результатов.

Фото1651

Если интерес к собственному психологическому возрасту исходит не из праздных побуждений, то поможет разобраться в себе психолог. Ведь это не просто тест, определяющий ваш возраст по галочкам, поставленным в ответах, а человек, оценивающий вашу личность целиком: ваш вид, позу, жесты, голос, фразы, ваше отношение к себе и к другим, ваши цели и стремления. Все это имеет значение.

Можно ли изменить свой психологический возраст?

Итак, тесты пройдены, возраст определен. Если психологический возраст не сильно отличается от биологического, повода для беспокойства нет. Но что делать, если разница существенна? Сильное отставание в психическом развитии – это инфантилизм, несамостоятельность, неумение взять на себя ответственность за содеянное, притупленное чувство вины, вечные поиски предназначения и страх близких, доверительных отношений.

Сильное опережение тоже плохо. Это преждевременное “старение души”. Человек чувствует себя морально уставшим, его мало интересуют творческое самовыражение, он перешагнул и через период создания семьи. Осталось только чувство досады от прожитой в психологическом, но не прожитой в реальном возрасте, жизни.

2. Внешне трудный и внутренне простой жизненный мир.

Этому
миру свойственна тяга к наиболее простому
существованию, “радикал которой, с
одной стороны, представляет собой
стремление к сиюминутному удовлетворению
потребности, т.е. удовлетворению, не
требующему усилий и ожиданий, а с другой
стороны,… стремление к такой полноте
обладания предметом потребности (и даже
растворенности в нем и отождествленности
с ним), что реализуемое при этом жизненное
отношение застилало бы собой весь
горизонт психологического мира, создавая
впечатление своей единственности и
заставляя, таким образом, забыть о других
отношениях и возможных последствиях
для них этого удовлетворения” (Василюк
1984).

Соответствующий
этому жизненному миру тип переживания
— Гедонистическое
переживание.
Этот тип переживания составляет “такие
преобразующие психологический мир
процессы, которые по своим целям
направлены на достижение положительных
и избегание отрицательных эмоциональных
состояний, а по характеру своего
осуществления являются нереалистическими,
подчиняющимися сиюминутным импульсам,
не учитывающим внешних и внутренних
зависимостей жизни”.

“Этому
миру свойственна неуклонная устремленность
к предмету своей потребности. Эта
деятельность не подвержена отвлечениям,
уводящим в сторону искушениям и соблазнам,
субъект не знает сомнений, колебаний,
вины и мук совести, простота внутреннего
мира освобождает деятельность от
всевозможных внутренних препятствий
и ограничений.

“А
основное правило решения постоянно
возобновляющейся жизненной задачи
заключается в необходимости адекватно
отражать реальность, чтобы сообразно
реальности строить свою деятельность”.
Подчинение принципу реальности становится
для этого мира основным принципом.

Соответствующий
этому жизненному миру тип переживания
— Реалистическое
переживание.
“Это переживание исходит из того, что
реальность непреодолима, борьба с ней
бесполезна и, значит, нужно принять ее
такой, какой она есть, покориться,
смириться и внутри заданных ею границ
и пределов добиться возможности
удовлетворения потребностей”.

Как это сделать?

Фото 1653

Как узнать психологический возраст, вы уже поняли, а вот как его изменить? Сделать это можно. Но это значит изменить себя. Для начала нужно осознать свои слабые места: где именно, в каком периоде жизни вы застряли, почему не можете оставить этот период в прошлом, что мешает двигаться дальше, или почему “перескочили” через значимые периоды своей жизни, не успев их прожить.

Вывод

Надеемся, из этой статьи вы почерпнули новую информацию о том, как узнать психологический возраст, какие основные его особенности и характеристики бывают, можно ли его изменить. Советуем проходить вам только проверенные тесты, а не созданные непрофессионалами. Именно поэтому обращение к психологу будет самой удачной идеей.