Розы расцветают

Розы расцветают –

Скоро засияют

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Благодатны дни.

Все с зимой ненастной

Грустное пройдет,

Сердце будет ясно,

Розою прекрасной

Притчи к уроку катехизиса по символу веры

Счастье расцветет.

Розы расцветают –

Есть, нам обещают,

В Небе лучший край.

Вечно молодая

Там весна живет,

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Там, в долине рая,

Притчи к уроку катехизиса по символу веры

Жизнь для нас иная

Розой расцветет.

В. Жуковский

Сошествие во ад18

Говорящий череп

Взглянем весной на то место, где поблекла осенняя роза. Куст ее весь покрыт новыми цветами, которые благоухают по-прежнему…

Солнышко закатилось вчера на наших глазах. Ночь покрыла всю землю, все краски потухли, умолкли все звуки, а сегодня рано утром восток осветился новой зарей. Она позолотила вершины гор и холмов. Жаворонки радостно поднялись к небу, чтобы своим пением приветствовать восходящее солнце…

Притчи к уроку катехизиса по символу веры

Я видел, как ослабевший червячок сам готовил себе могилу, как он, завернувшись куколкой, лежал в ней мертвый. Но через некоторое время он начал прогрызать свою могилку и, полный сил и красоты, раскрыв пестрые блестящие крылья, взвился на воздух, радуясь новой жизни: червячок пропал – и вылетела бабочка…

Точно так же обновится и человек: красота восстанет из тления, и новая жизнь возникнет из праха. Ты пролежишь в земле, как семя, брошенное в нее, чтобы восстать в новом виде.

Но кто же придет и отворит гробы, кто пробудит мертвых, кто соберет народы с лица всей земли и воскресит их? Он – наш Искупитель, Спаситель и Победитель смерти, Христос Бог. То, что сеешь, не оживет, если не умрет (1Кор. 15:36).

Сменяйтесь времена, катитесь в вечность годы.

Но некогда весна бессменная придет.

Жив Бог! Жива душа! И, царь земной природы,

Воскреснет человек: у Бога мертвых нет.

Н.Гнедич

– Я был начальником жрецов, живших на этом месте, а ты – святой Макарий, и когда ты молишься о нас, мы ощущаем некую отраду.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

– В каком же состоянии вы находитесь ныне? – спросил старец.

– Как велико расстояние между землей и небом, так велико и то пламя, среди которого мы находимся. При этом мы совершенно не видим друг друга. Когда же ты молишься о нас, мы немного видим друг друга, и уж это одно для нас – великая отрада! Но помимо нас есть и другие грешники, которые переносят более тяжкие муки.

– Кто же это? – спросил старец.

– А это те, кто познал Бога, но забыл Его и не исполнял Его заповедей. Их участь тяжелей нашей, ибо мы – язычники и не знали Истинного Бога.

Четьи-Минеи

Предварительные понятия

Слово «Катехизис» происходит от греческого глагола κατηχέω, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете.

«Достопочтенный Феофил», к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, «был наставлен» (κατηχήθης) (Лк. 1, 4) в учении христианской веры.

Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, «был наставлен (ην κατηχημένος) в начатках пути Господня…» (Деян. 18, 25)

Первоначально «катехизисом» называлось устное наставление основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

Катехизисом вообще называется первоначальное наставление в главных истинах веры, догматических и нравственных, на основании Священного Писания и Священного Предания, т.е. на основании Библии и учения Святой Соборной и Апостольской Церкви.

В Православной Церкви преподается то самое учение, которое открыто Богом в Священных Книгах Ветхого и Нового Завета и в Священном Предании, которое раскрыто и уяснено святыми отцами Церкви на семи Вселенских и девяти Поместных соборах, и которое всегда и неизменно содержала и до сих пор содержит Православная Церковь во всей чистоте и неповрежденности.

Для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.

Вера есть первое из условий, необходимых для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания. «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11, 6), а, следовательно, невозможно и спастись.

Но с верою необходимо соединять и добрые дела, потому что «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20), т.е. недействительна, неистинна, а потому не может спасти человека.

Учение о вере и добрых делах с особенной ясностью и цельностью изложено апостолом Иаковом (Иак. 2, 14 − 26).

Различают три вида веры: вера мертвая, не дающая жизни; вера демонов, состоящая в страхе и отчаянии; и, наконец, вера живая, живая и деятельная, соединенная с любовью, доставляющая нам вечное спасение. Вера — корень, дела наши — само дерево, а спасение — это уже плод. Спасение, таким образом, есть добровольное наше оправдание перед Богом.

Для спасения недостаточно одной веры, холодной и мертвой. Нет, спасает нас вера живая, деятельная, выражающаяся нравственно в добрых делах; последние должны быть рассматриваемы не как простые свидетельства нашей веры, но как непосредственное ее выражение, как живые, действительные плоды веры. Где нет добрых дел христианских, там, без всякого сомнения, нет и истинной христианской веры, и наоборот, где является истинная христианская жизнь, там необходимо предполагается истинная христианская вера.

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21).

А эта деятельная любовь есть необходимое выражение живой действительной веры во Христа Спасителя, дающей силу к нравственному самоусовершенствованию в деле любви, есть высочайший образец, который представил Спаситель наш Иисус Христос, и которому мы обязаны подражать.

Итак, вера и добрые дела составляют необходимые условия со стороны самого человека для усвоения им искупления.

В духовной жизни Православной Церкви проблемы «веры и добрых дел» нет. Соотношение между верой и добрыми делами становится «проблемой» только тогда, когда оправдание понимается внешне, как юридическое отношение между Богом и грешным человеком. Тогда люди начинают бояться, что добрые дела встанут «между» душой и Христом, или наоборот, считают дела заслугой перед Богом.

Исполнение содержащихся в Евангелиях заповедей Христовых — молитва, пост, служение ближнему, смирение и воздержание от осуждения — можно сравнить с листьями духовного дерева. Дары Святого Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, доброта, верность, кротость и самообладание — подобны плодам дерева.

По объяснению святого апостола Павла, «вера … есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1), т.е. уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

Что такое Вера?

Она нигде не определяется в Священном Писании, и знаменитые слова апостола Павла составляют не столько определение, сколько описание. Они не составляют определения, потому что не указывают сущность веры. Они говорят нам, чтó вера производит, а не то, чтó она есть, — указывают только плоды, а не ее сущность.

Вера дает нам основание, на котором могут уверенно покоиться наши надежды, и убеждение, что существуют и такие вещи, которые не имеют земного или временного характера, и которые, поэтому, мы не можем видеть. Сама вера — в ее более обыденном смысле — есть духовная сила, которая дает нам возможность занимать то верное основание, на котором могут покоиться наши надежды. Для сердца вера, надежда столь же действительны, как и сами предметы, и небесные обетования более драгоценны, чем земные владения.

Вера – это внутренний опыт, говорящий нам о том, что невыразимо, что может быть познано только опытом и, в конечном итоге, покоится в созерцательном молчании [2].

Что такое вера?

а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены. Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Апостол Павел определяет веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).

По истолкованию «Пространного Катехизиса», это означает «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом, как бы в настоящем» [3]. Такая вера является основанием религиозной жизни как таковой, «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

б) Верой называется также и самый предмет уверенности, т.е. некоторое учение, в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово «вера» апостол Павел, когда говорит о людях, которые «отвергли прежнюю веру» (1 Тим. 5, 12), о «невеждах в вере» (2 Тим. 3, 8). В таком смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.

«Поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4, 3).

Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие, в этом он не сомневался и ранее, а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.

Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На низких степенях духовного развития стремление быть верным Богу может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни корыстный расчет не могут сообщить верности положительного нравственного основания и потому несовместимы с христианским совершенством. Таким основанием может быть только любовь как «совокупность совершенства» (Кол. 3, 14).

«Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» (Ин.14.15); «кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое» (Ин. 14, 23).

г) Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинность христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть образ жизни, сущность которого заключается, с одной стороны, в стремлении к богообщению, а с другой, — в твердой решимости исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке. В этом смысле ап. Павел говорит о «вере, действующей любовью» (Гал. 5, 6).

И все-таки опять возникает вопрос: что такое вера и почему человек верит? Верит человек потому, что он – образ и подобие Божие. Между Первообразом и образом существует связь. Эта связь называется симпатической. Уже в самом человеке вера потенциально заложена как возможность, так что она присуща нам;

однако, это – не та способность, которую человек может развить сам по себе. Вера оживает только при воздействии Божественной благодати. Поэтому она есть синергия, то есть соединение двух воль – Божественной и человеческой. Вера является подвигом человеческого духа и проявлением его способности верить и не верить, развить или заглушить это чувство.

Но, с другой стороны, вера всегда является для человека Божиим даром, потому что без благодати Божией она остается только лишь потенцией человеческой души. Почему человек верит или не верит? Верит – когда его воля подчиняется Божественной благодати, верит, когда ищет Бога (может быть, даже подсознательно), и в глубинах человеческого сердца происходит эта дивная встреча [4].

Предмет веры

О Священном Предании и Священном Писании

Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

Священным Преданием называется то учение веры, которое не изложено в Священных Книгах, а передавалось первоначально устно святыми Апостолами и сохранилось в творениях святых отцов Церкви и в других памятниках.

Священным Преданием в узком смысле обычно называется незаписанная часть Божественного Откровения, устно переданная Церкви и с тех пор непрерывно в ней сохраняющаяся. Православный катехизис рассматривает Священное Предание как «древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия» [32]. Предание исторически существовало раньше Писания, неразрывно и органически связанного с раннехристианским устным Преданием.

Под наименованием Священного Предания понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки потомкам учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды [33].

Само слово «предание» ( греч. parάdosiV ) означает передачу, оставление в наследство, указывая, прежде всего, на самое действие, т.е. на процесс передачи. Именно таким образом сохраняется и распространяется среди людей Божественное Откровение. «…я от Самого Господа принял то, что и передал…» (1 Кор.

Предлагаем ознакомиться:  Крест сварога значение символа

1. История говорит нам, что в начале Ветхого и Нового Заветов предание было единственным способом сохранения и распространения Божественного учения. Ветхозаветные писания, как известно, начались от Моисея (за 1600 лет до Р.Х.), а от сотворения человека до Моисея прошло несколько тысячелетий. В течение всего этого времени истинной вере можно было научиться только из устного предания.

Начало ему положил Адам, которому, когда он еще был в раю, Бог Сам открывал Свою волю, а после грехопадения дал великое обетование о Спасителе мира, научил, как человек должен служить своему Творцу, какую приносить Ему жертву и показал, каково ее назначение. Все свои познания о Боге и Его святой воле Адам передал своим потомкам устно, и с той поры до времени Моисея истина Божия распространялась путем одного только устного предания через избранных Богом лиц, которым Он возвещал Свою волю.

Пророк Моисей наставлял израильтян руководствоваться преданием в богоугодной жизни: «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов, спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор. 32, 7). Пророки, которые были после Моисея, далеко не все писали книги. Многие из них, как например, Самуил, Нафан, Илия, Елисей, вообще не оставили никаких писаний.

Новозаветные книги тоже появились не сразу. Господь Иисус Христос, проходя по городам и весям, учил людей в беседах и проповедях. Он не оставил писаний, а передал Свое Божественное учение устно, т.е. преданием: «Я передал им слово Твое…» (Ин. 17, 14; Лк. 24, 27; Деян. 1, 3), повелев апостолам: «Идите научите все народы…уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19—20), «проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15).

Исполняя это повеление, апостолы разошлись по всей земле с проповедью о Христе, основывали Церкви, учили людей всему, что видели и слышали от Господа. На первых порах они также проповедовали устно и лишь впоследствии стали записывать свое благовествование. Первое Евангелие (от апостола Матфея) появилось примерно через 7 лет после Вознесения Господня, Евангелие от Марка – через 22 года, Евангелие от Луки – через 23 года, а Евангелие от Иоанна – через 65 лет.

Причем Евангелие от Луки было написано исключительно на основе устного предания от учеников Христовых: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова…» (Лк. 1, 2). На основе предания апостол Павел говорит о явлениях воскресшего Христа более, нежели пятистам братий, а потом Иакову и всем апостолам (1 Кор. 15, 6-7);

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Апостольские послания появились в течение первого столетия христианства. Но и после этого Апостолы не прекратили устной проповеди. Да и записали они, как сами свидетельствуют, далеко не все учение и не все деяния Христа. Апостол Иоанн Богослов в своем послании пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам» (2 Ин. 12).

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19), но ничего не сказано, как именно совершать это Таинство, какие читать молитвы и т.д. Равным образом и о святом Таинстве Причащения читаем, что Господь на тайной вечере взял хлеб, и, благословив, преломил его; потом, взял чашу, благодарил и повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19-20), но как именно совершать это Таинство, какими словами благодарить, как благословлять и преломлять, в Священном Писании не объяснено.

Апостол Павел пишет: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2, 1—2). Но какие это должны быть молитвы, прошения? Говорит он также, что богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно» (в слав. тексте – «по чину») (1 Кор. 14, 40). Но как именно и по какому чину? Все эти сведения сохранялись только в Священном Предании.

Ввиду такой важности Священного Предания Апостолы заповедовали христианам почитать его наравне со Священным Писанием.

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15).

Апостол этими словами обязывает нас сохранять не только то учение, которое изложено в посланиях, но и то, которое передано им устно, на словах.

Священные Предания, соблюдаемые Православной Церковью, берут свое начало от Самого Иисуса Христа и святых Апостолов. В строгом богословском смысле Предание — Сам Иисус Христос как Господь, постоянно присутствующий и действующий в Церкви.

Священное Предание есть живое Откровение Божие в Церкви через Иисуса Христа.

Евангелист Иоанн, изложивший учение Спасителя и историю Его земной жизни после других евангелистов, в конце своего Евангелия говорит: «Многое и другое сотворил Иисус: но, если бы о том писать подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). Это ненаписанное в священных книгах, очевидно, сохранилось в памяти и сердце верующих, или в Священном Предании.

Апостол Павел, прощаясь с пастырями Ефесской Церкви, говорит им, что он «три года день и ночь учил со слезами каждого из них» (Деян. 20, 31). Эти беседы Апостола не были записаны и, без сомнения, сохранились в памяти епископов и пресвитеров Ефесских, или в Предании. Апостол убеждал их помнить эти беседы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Тот же Апостол в послании к Тимофею пишет, чтобы он «слышанное от него при многих свидетелях передал другим верующим, которые бы способны были других научить» (2 Тим. 2, 2). Очевидно Апостол внушает Тимофею руководствоваться тем учением веры, которое передано было ему устно, или Священным Преданием.

Апостолы, по данной им власти от Самого Иисуса Христа, еще при жизни своей избирали преемников своего служения — епископов, которым и передавали то, что не было изложено в священных книгах. И первые епископы, получившие наставление в вере от самих Апостолов, сохранили в своих писаниях многие предания, полученные от них.

2. На Предание, как на источник и основание истинного учения христианского, постоянно указывается и в творениях отеческих. Преданию следовали и сами древние отцы, к Преданию постоянно обращали они и верующих. «Все, желающие знать истину, — пишет святой Ириней, — должны обращаться в каждой церкви к преданию апостольскому, известному во всем мире».

Святой Епифаний пишет: «Нужно держаться и предания, ибо невозможно обрести все в одних писаниях: святейшие апостолы одно оставили в писании, другое — в предании» [35].

Святитель Василий Великий пишет: «Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания, по преемству, в тайне; и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия» [36].

3. Подобным образом и из правил и определений святых Соборов Поместных и Вселенских ясно можно видеть, что все они в основании своем имеют Предание Церкви. На нем основываются и касательно истин верования, и касательно обрядов и таинств, и касательно самого Писания, его разумения или смысла. Святые Соборы своей священнейшею обязанностью считали неизменное хранение преданий.

4. Без Предания мы не знали бы подлинности канона и богодухновенности книг самого Священного Писания, потому что Священное Писание не перечисляет нам всех Священных Книг и не дает свидетельства об их совокупности, подлинности и богодухновенности: все это мы узнаем из Предания.

Предание необходимо для уразумения самих истин, содержащихся в Писании. Истина и единство смысла их определяется только Преданием. Без Предания мы не знали бы, наконец, и различных обрядов и таинств церкви, разных постановлений церковного благоустройства и благочиния.

Притча

Одна семья жила на пустынном острове среди океана, заброшенная туда кораблекрушением. Все члены семьи питались кореньями и травами и жили в пещере. Дети не помнили, когда и как они попали на остров. Они забыли родину и не знали, что такое хлеб, молоко и плоды.

Однажды к берегу пристала лодка с четырьмя неграми. Все потерпевшие очень обрадовались им и тотчас же решили разом покинуть остров. Но лодка была так мала, что не могла вместить всей семьи, и отец надумал отправиться первым.

– Не плачьте, там лучше, и мы все увидимся. Скоро лодка вернулась и увезла мать. Дети заплакали еще больше.

– Не плачьте, – утешала их и мать, – скоро мы увидимся в лучшей стране.

Наконец лодка причалила и за детьми.

Когда последние обитатели острова очутились в беспредельном море, то очень испугались своих перевозчиков, и этот страх не покидал их всю дорогу.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Но какова же была их радость, когда на берегу они встретили родителей.

– Милые дети, – сказал им отец, – в нашем переходе с пустынного острова на плодородную землю заключается большой смысл: всем нам предстоит переход из этого мира в лучший. Ведь и земля наша походит на остров; страна, в которой мы теперь очутились, слабое подобие Неба, а бурный переход с острова сюда – смерти. Лодочка – это носилки, на которых нас понесут четверо носильщиков в черной одежде.

Когда придет время покинуть землю, людям благочестивым, любящим Бога и покоряющимся Его воле такой переход не страшен; для них смерть – переход в лучшую жизнь.

Необходимо различать оглашение и катехизацию.

Мы говорим, что катехизация – это помощь при воцерковлении, помощь в обретении христианского образа жизни. Полноценная катехизация может проводиться только по отношению ко взрослым невоцерковленным людям вне зависимости того, были они крещены или нет.

Под оглашением мы будем понимать начальную катехизацию – подготовку к крещению, к вступлению в Церковь в случае некрещеного человека и подготовку к первому Причастию в случае человека крещенного номинально.

ОГЛАШЕНИЕ базируется на живой вере в Бога и личном покаянии.

1) утвердиться в исповедании Иисуса Христа – Богом;

2) утвердиться в подлинной мотивации ко крещению (не из-за житейских причин, а из-за любви ко Господу);

3) утвердиться в решении изменить свою жизнь согласно заповедям Господа – т.е. принести подлинное покаяние (на первом этапе – перестать совершать «смертные грехи»).

Огласительные беседы предпочтительнее проводить священникам, дьяконам или катехизаторам. В случае проведения бесед мирянином или дьяконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах.

КАТЕХИЗАЦИЯ в наше время должна пониматься как содействие вхождению в сознательную церковную жизнь (воцерковлению) тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести церковный образ жизни вне зависимости от факта крещения человека. Иначе говоря, катехизация – это воспитание в вере, включающее в себя, прежде всего изучение основ христианской веры и евангельской нравственности, направленное на воспитание любви и благоговения перед Богом, Его Церковью и людьми как Его образом и подобием.

Вот что недавно по этому вопросу сказал Святейший Патриарх Кирилл во время своего Архипастырского визита на Украину: «Данные статистических опросов показывают, что подавляющее большинство жителей нашей страны в той или иной степени ассоциирует себя с Православием. Это является их свободным личным выбором.

При организации катехизации номинально крещеных людей присутствует соблазн начать собственно катехизацию раньше проповеди Евангелия и обретения Веры во Христа. Современная ситуация требует того, чтобы эти два вида деятельности – миссионерская проповедь и катехизация – воспринимались целостно и предлагались в цельной миссионерско-катехизической программе.

Цель оглашения – дать возможность человеку проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, – Церкви проверить этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений (по его духу и плодам по отношению к Богу, к себе и ближним).

Именно на этом этапе, возможно, помочь человеку изменить свою мотивацию в случае ее ошибочности (например: при крещении ради сохранения здоровья). Важно помнить, что прежде, чем требовать от человека произнесения обетов Крещения, необходимо познакомить его с содержанием Веры, по которой он обещается жить, и объяснить само чинопоследование Крещения.

Предлагаем ознакомиться:  Велес символ значение

Научение новообращенных христиан предполагает:

  1. Во-первых, знакомство человека со Священным Писанием Нового Завета и раскрытие на его основании христианских ценностей в их иерархическом строе, а также ознакомление человека с основным богословским и культурным понятийным аппаратом.
  2. Во-вторых, знакомство с Символом веры и с ключевыми моментами церковной жизни (Крещение, Евхаристия, покаяние, священство, брак).
  3. В-третьих, начальное свидетельство христианской нравственности, которое в свою очередь предполагает знакомство с евангельскими заповедями, основами духовной жизни.

Необходимо также познакомить человека с дисциплинарными требованиями, имеющими основания в канонических текстах, признанных всей полнотой Церкви, а не с традициями местной церковной общины. Необходимо также донести до человека и принципы пастырского снисхождения, продиктованные современной действительностью и отраженные в деяниях Соборов и постановлениях Священного Синода Русской Православной Церкви в период новейшей истории.

Метод оглашения – воздействие на человека с целью его воспитания и возрастания – есть педагогика. Существует педагогика веры, на которой и основывается катехизация. Как и всякая подлинная педагогика, она коренится в Божественной педагогике, педагогике Промысла Божия, педагогике Любви, как по сути, так по формам и методам. В педагогике веры могут и должны применяться основы общей педагогики.

Необходимо помнить о фундаментальной особенности веры: когда речь заходит о педагогике веры, подразумевается не передача человеческого учения, хотя бы даже самого возвышенного, а Откровения Божия. Любой педагогический метод полезен при катехизации настолько, насколько он помогает передаче веры и искусству воспитания в ней, если же он приводит к чему-то противоположному, то не имеет никакой ценности.

В катехизации необходимо учитывать индивидуальность каждого человека, уникальность и обстоятельства его жизни.

Воцерковление может быть построено только на основании искренних, доверительных отношений с людьми в форме диалога. Мы должны учиться видеть человека, доверять ему и понимать, что происходит в нем.

«Свидетельство не может быть монологом – оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только «отверстые уши», но и «расширенное сердце» (2 Кор. 6:11)» (Деяния Юбилейного Архиерейского Собора).

Для организации полноценной катехизации взрослых желательно (за исключением особых случаев) со временем перейти от практики еженедельного крещения к практике еженедельной относительно продолжительной подготовки ко крещению – с тем, чтобы со временем, возможно, отойти от практики еженедельного и ежедневного крещения, при которой смысл Таинства не ясен воспринимающим его, а подготовка невозможна в силу отсутствия достаточного времени.

В наше время оптимальным видится организация Крещения как торжественного и значимого события в жизни всей приходской общины примерно 4-6 раз в год. Только при таком подходе станет возможным набирать группы желающих креститься и после прохождения ими первого этапа оглашения формировать группы из искренне желающих и ответственных оглашаемых для подготовки их к самому крещению (первому причащению).

Для работы с такой группой между крещениями есть два-три месяца, что вполне достаточно.

В исключительных случаях возможна минимальная катехизация. Она может быть осуществлена в ходе проведения нескольких тематических бесед. Их количество определяется исходя из пастырской рассудительности и заботы, о желающих глубже познать веру.

Содержание оглашения – описание цикла из 12 бесед.

В нашей епархиальной программе оглашения мы предлагаем цикл из двенадцати бесед. Беседы целесообразно проводить каждую неделю по одной беседе с назначением домашнего задания. Таким образом, весь цикл занимает три месяца.

Дидактическая часть цикла складывается из четырех блоков, каждый блок содержит 3 беседы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Первый блок состоит из бесед, посвященных выяснению и уточнению с оглашаемыми смысла жизни человека с точки зрения Священного Писания и Православной веры.

В беседах необходимо на основе примеров из Священного Писания помочь оглашаемому соотнести его жизненный опыт (мировоззрение) с библейскими категориями и понятиями.

Второй блок состоит из бесед, помогающих оглашаемому понять и принять Божий замысел о назначении человека при сотворении его и места человека в мире и истории.

После раскрытия Божьего установления о человеке, оглашаемому раскрывается понятие о грехопадении как разрушение человеком своего назначения и отчуждение себя и мира от Бога.

Третий блок состоит из бесед, раскрывающих отношение Бога к человеку и миру.

В беседах важно раскрыть промысел Божий и заботу о спасении человека на примерах из Священного Писания и истории Церкви, а также раскрыть смысл создания Господом Иисусом Христом Церкви как Богочеловеческого организма для спасения человека.

Четвертый блок состоит из бесед, помогающих осознать оглашаемому свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью.

1) крещение как умирание и воскрешение со Христом;

2) Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовную семью;

3) обязанности верных христиан;

4) служение в церковной общине.

Беседы построены по принципу соотнесения ключевых тем и примеров из Священного Писания с раскрытием смысла Символа Веры, при этом необходимо все сказанное во время беседы иллюстрировать, подтверждать примерами из жизни Господа нашего Иисуса Христа описанных в Евангелии. Для этого катехизатор и оглашаемый должны иметь план бесед, который разбит на три части связанные меду собой по смыслу в рамках одной беседы.

1. Программа Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации «Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе»

4. Методика и практика оглашения в Екатеринбургской епархии.

Воскрешение Лазаря

(Евангельский пример воскрешения из мертвых19)

В то время Иисус был снова в Иудее.

Уже следя за Ним, шептались фарисеи…

Он изгонял бесов, слух возвращал глухим,

Здоровье – прокаженным, зрение – слепым.

Когда в Иерусалим Он к Пасхе возвращался,

Вдруг Лазарь, друг Его, в Вифании скончался.

Весть печальную Христос

Безмолвно принял; Он учил народ в то время

И, как пророки, в притчах сеял веры семя…

«Так друг наш, Лазарь, спит. Пойдем его разбудим».

Христос спросил: «Куда

Его вы положили». – «Вот, смотри: сюда».

И увидал Христос вблизи пещеру;

Привален был к ней камень. Переполнил меру

Страданья вид печальный гроба, где был друг.

Заплакал Иисус, – и все за Ним вокруг.

Тогда Христос промолвил: «Камень отвалите».

Но Марфа закричала: «Стойте, не спешите!

О Господи! Уж он в гробу четыре дня.

Уже смердит!..» – «Молчи и слушайся Меня. –

Ей возразил Христос. – Имей, о Марфа, веру,

И ты увидишь славу Божью». Вход в пещеру

Открыли для Него; Он очи к небесам

Возвел и подошел спокойным шагом Сам

К пещере мертвеца, как клад в себе хранившей.

«Изыди, Лазарь!» – молвил Лазаря любивший.

«Учитель!..» И мертвец, в свой саван облечен

И связан пеленой, из гроба вышел вон.

И молвил Иисус стоявшим: «Развяжите

Его и пусть идет. Воскрес наш друг. Смотрите!»

(Состояние душ умерших людей до всеобщего Воскресения)

Был древле некий муж богатый,

Он жил роскошно и светло,

И каждый день в его палаты

Друзей веселие влекло…

Был в граде том и Лазарь нищий,

Муж изнуренный и больной,

Одетый ризою худой,

Он не имел насущной пищи

И взрос бездомным сиротой.

Настало время: двери гроба

Открыть обоим смерть пришла,

И безразлично трупа оба

Земли суровая утроба

Под мрачный кров свой приняла…

Скончался нищий – все страданья

Пресеклись с жизнью для него.

И душу чистую его,

Гласит Священное Писанье,

Господень Ангел в Небо снес,

И водворил ее он прямо

На лоне светлом Авраама,

Где нет ни скорби, нет ни слез,

В блаженном, чудном том селеньи,

Где бесконечны наслажденья,

Где мир, покой и тишина,

И радость вечная одна

В удел всем праведным дана.

Где все утехи, вся отрада,

Какие ты имел, богач?

Чертог твой ныне – место смрада,

Где вечный скрежет, вопль и плач.

Не рай небесный – бездна ада

Вовеки будет твой удел,

И строгий суд, а не награда,

Там ждет того, кто не хотел

Стяжать богатства добрых дел.

И мучась в пламени жестоком,

Издалека богач взирал

На чудный рай, где за потоком

На месте злачном и высоком

Свет Авраама озарял,

И где в нем Лазарь обитал…

Тематический план бесед «краткой катехизации»

Беседа 1

  • Тема по Священному Писанию.

Название: Путь праведных и путь нечестивых

Раскрытие понятий первого псалма (динамика греха).

1.Путь христианина – это благочестие, противопоставленное нечестию, греху, разврату – три состояния греха по Пс.1.

2.Соотнесение воли человека и времени его жизни с Законом Бога.

3.Раскрытие понятия успеха, как плода праведной жизни.

4.Суд Божий – это встреча с Любовью Божией.

«Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».

1. Что такое Вера? «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1).

2. Понятие о Едином Боге Творце.

3. Понятие о творении.

«Псалтирь» псалмы 1, 31, 50.

«Евангелие от Матфея».

«Евангелие от Марка».

«Евангелие от Луки».

*За весь цикл бесед важно прочитать первые три Евангелия три раза по кругу.

Беседа №2

  • Тема по Священному Писанию

Название: Понятие о Страхе Божием, как о премудрости. Понятие о двух путях.

1) Начало мудрости – страх Господень, как доброе разумение в пути. («Книга Притчей Соломоновых»).

Страх Божий, как свойство верующей души, мы можем видеть у всех библейских праведников.

Какую причину назвал Иосиф, отказавшись мстить братьям за то, что они продали его в рабство.

История с бабками повитухами, которые отказывались выполнять приказание фараона.

Так же, три состояния отношения с Богом по Евангелию – раба, наемника и сына.

2) Премудрость Божия и мудрость человека – умение себя видеть в Промысле Божьем.

а) постановка и достижение духовной цели;

б) сопереживание и сотрудничество с Богом;

в) обеты крещения – моление о чаше «Я есть путь, истина и жизнь».

«И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».

–«Иисус» – Спаситель,

–«Христос» – Помазанник,

–«Сын Божий» – т.к. он является вторым лицом Св. Троицы по своему Божеству.

2.Как отличить одно Божественное лицо от другого?

–Отец. По Его безначальности или нерожденности, т.е. независимости по бытию от другого начала.

–Сын предвечно рождается от Отца.

–Дух Святой исходит от Отца.

3.Что означают слова «ИМЖЕ ВСЯ БЫША»?

Слова Символа Веры «Имже вся быша» показывают, что Бог Отец всё сотворил Сыном Своим, как вечной Премудростью Своей и вечным Словом Своим. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:3).

«Книга Притчей Соломоновых» (особенно 1-2 гл. 9 гл. и для жен. 31 гл. 10-31).

«Книга премудрости Соломона» (особенно 7 гл.).

Для желающих «Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова» (особенно 6 гл. 18-37).

Беседа №3

Название: О Смысле жизни. Отвержение ложных путей и открытие вечного Смысла.

1.Жизнь в свое удовольствие. Смысл жизни только в том, что приносит удовольствие и наслаждение (гедонизм).

2.Поиск счастья, (эвдемонизм).

3.Быть кому-то нужным, полезным (утилитаризм).

Примеры путей: Краткая история Иова и проблема Екклесиаста: все есть, а смысла нет, т.к. не знал Христа. Христос – податель смысла жизни.

«Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечашся.»

  1. Понятие о грехопадении
  2. Райское обетование о семени жены
  3. Понятие о воплощении

•Литература

«Книга Екклесиаста, или Проповедника» (особ. 1-2 гл.)

«Книга Иова» (особ. 1-6 гл. и 40-42 гл.)

« Послание к Евреям» (особ. 1-3 гл.)

«Бытие» 3гл.

« Евангелие от Луки».

Беседа №4

Название: Сотворение мира и человека.

1.Понятие о днях творения. Человек, как венец творения.

2.Назначение человека в первозданном состоянии.

3.Цель и смысл творения.

«Распятого же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна.»

1.Раскрытие понятия о смерти.

2.Вхождение Господа в человеческую историю. «Бытие» (особенно1-3 гл.)

•Литература

Беседа №5

Название: Завет – образ отношений Бога и человека.

1.Семь заветов: доисторический, исторические и метаисторический заветы.

2.Завет, как распознание воли Божией.

3.Завет, как нравственный Закон в жизни человека, понятие о ветхозаветной праведности.

«Декалог: 10 заповедей».

Предлагаем ознакомиться:  Икона сергия радонежского о чем молятся

«И воскресшаго в третий день по Писанием».

1.Воскресение Иисуса Христа и телом, и душой, и духом.

2.Как Ветхий Завет учит об этом.

3.Писание, как источник истины и откровения.

«Бытие» (2, 7-9, 15-17 гл.)

«Исход» (особ. 19-20 гл.)

«Первая книга Царств», «Вторая книга Царств», (особ. 2Царств 7 гл.)

«Евангелие от Луки» (особ. 22 гл.).

«Откровение Иоанна Богослова» особ. 21,22 гл.

Беседа №6

•Тема по Священному Писанию.

Название: Понятие о смертных грехах.

1.Этические смертные грехи. Грехи против Бога и ближнего за который в Ветхом Завете положено истребление.

2.Аскетические смертные грехи (семь смертных грехов).

3.Мистический смертный грех (хула на Духа Святого).

4.Добродетель – как противоположность греха.

«И восшедшего на небеса и седяща одесную Отца».

1.Вознесение всей человеческой природы на небо;

2.Как нам достичь здесь и сейчас обетований Христа Спасителя, а именно – Его восшествия на небеса.

•Литература

«Исход» (особ. 20 – 22 гл. 31 гл.)

«Левит» (особ. 20 гл.)

«Второзаконие» (особ. 23 гл.)

Беседа№7

Название: О милости Божией.

1.Понятие о милости и жертве.

2.Образ пребывания Ионы «во чреве китове» три дня и три ночи.

3.Возможность покаяния и спасения всех людей.

«И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца».

1.Понятие о Суде Божием: частный и общий.

2.Евангелия о Суде Божием.

•Литература

«Книга пророка Осия» (особенно 6 гл.).

«Книга пророка Ионы» (полностью).

«Евангелие от Иоанна» (особенно 3 гл.).

Беседа№8

Название: Понятие о призвании человека Богом.

1.Призыв Бога к человеку стать «богом по благодати».

2.Слышание и следование голосу и зову Бога.

3.Личный ответ в совести и поступках.

•Тема по Символу Веры.

«И в Духа Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

1.Различение природы и личностей в Боге.

2.Понятие о Святой Троице.

3.Понятие о жизни в Духе Святом.

•Литература

«Книга пророка Исайи» (особ. 6 гл.).

«Бытие» (особ. 13 гл.).

«Деяния святых Апостолов» (особ. 8- 9 гл.).

Беседа№9

Название: Заповеди блаженства – идеал жизни христианина.

1.Блаженства – лестница духовного восхождения.

2.Отличие от Десяти Заповедей.

3.Золотое правило этики в контексте Нового Завета.

«Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

1.Четыре свойства Церкви. Служение дарами в Церкви.

2.Церковь, как институт спасения.

•Литература

«Евангелия» (особ. Мф. 5-7 гл. Лк. 6 гл.).

«Послание к Галатам» (особ. 5 гл.).

Беседа №10

Название: Смысл крестной жертвы.

1.Жертва Христова, как возможность спасения каждого

человека.

2.Соотнесения личного креста с Крестом Господним.

3.Юродство (безумие) Креста для мира сего.

«Исповедую едино крещение во оставление грехов».

1.Понятие о природе таинства и обряда.

2.Семь Таинств Церкви.

•Литература

«Евангелия» особ. Мф. 20-28 гл.; Мк. 13-16; Лк. 20-24 гл.; Ин. 16-21.

Беседа №11

Название: Рождение Церкви.

1.Пятидесятница общая и личная.

2.Отличие Новозаветной Пятидесятницы от Ветхозаветной.

3.Три вида служения в Церкви: молитва, диакония, миссия.

«Чаю воскресения мертвых».

1.Усвоение понятия о личном бессмертии.

2.Земная Жизнь, как подготовка к вечности.

•Литература

«Деяния святых Апостолов» (особ. 1-3 гл.).

«Послания Апостола Павла» (особ 1Кор. 12 гл., Еф. 4 гл.).

«Книга пророка Иезекииля» (особ. 37 гл.).

Беседа №12

Название: Рождение в новую жизнь через крещение.

1.Крещение – вход в новый дом.

2.Обязанности верных христиан.

3.Практические аспекты жизни в Церкви.

«И жизни будущаго века. Аминь».

1.Обетование Бога о будущей жизни.

2.Вечное блаженство и вечное мучение.

•Литература

«Послание к Евреям» (особ. 6 и 9 гл.).

«Откровение Иоанна Богослова» (1-3 и 18-19 гл.).

Синоптические Евангелия.

Методические разъяснения к программе из 12 бесед.

Во-первых, как читать Священное Писание, в какой последовательности и какие книги в первую очередь из Нового и Ветхого Заветов.

Можно придерживаться следующих рекомендаций: основой оглашения является Евангелие, но у современного человека почти всегда возникают сложности с пониманием Евангельского текста. Поэтому важно, чтобы чтение было неоднократным, – не меньше трех раз. За время оглашения важно прочитать синоптические Евангелия три раза по кругу.

После первого прочтения возможно увидеть евангельский сюжет, но, к сожалению, в большинстве случаев первое прочтение всегда поверхностное и не глубокое.

После второго прочтения появляется усвоение отдельных смысловых блоков: притчи Господни, Нагорная проповедь, повествование о страстях Господних, евангельские события, диалоги Господа с учениками, а также чудеса и исцеления, однако, все это, как правило, является не целостным и разрозненным в восприятии.

Наконец, при третьем прочтении формируется сравнительный анализ трех Евангелистов между собой (не случайно синоптические Евангелия написаны в похожей форме и очень хорошо дополняют друг друга). Складывается целостное и объемное видение Евангельских событий, личность Спасителя – Господа Иисуса Христа принимается оглашаемыми с доверием и созерцание креста Господня не может уже оставить его равнодушным к тайне искупления и жертвы Христовой.

–Учительные книги («Книга Притчей Соломоновых», «Книга премудрости Соломона», «Книга премудрости Иисуса сына Сирахова», «Книга Екклесиаста, или Проповедника», «Книга Иова»);

– Книги Закона («Бытие», «Исход»);

– Книги Пророческие (Исайи, Осии, Ионы).

Читать книги Ветхого Завета можно в соответствии с темами, в которых они затрагиваются.

Во-вторых, опыт молитвы – личное молитвенное правило, а также опыт соборной молитвы.

Для личной молитвы и предстояния пред Господом кроме молитвослова, можно рекомендовать Псалтирь, как опыт молитвы из Библии. А также молитвы последних святых нашего недавнего прошлого: «Молитва оптинских старцев»; свт. Филарета Московского; св. прав. Иоанна Кронштадского и др.

Ответ ученого

Ученого Ньютона однажды спросили: «Кто же чудесно соберет рассеявшиеся в прах тела умерших, чтобы образовать новые тела для душ?» Ученый молча взял горсть железной пыли, смешал эту пыль с земляной пылью и спросил: «А кто выберет железные опилки из этой смеси?» При общем недоумении ученый взял большой магнит и стал водить над смесью. В ней обнаружилось движение и послышался шелест. Пылинки быстро стали прилипать к магниту.

Серьезно посмотрел Ньютон на присутствующих и сказал: «Тот, кто такую силу сообщил бездушному металлу, неужели не может совершить большего через наши души, когда им потребно будет облечься в прежние, но обновленные тела по Воскресении».

Возможная программа катехизации и подготовки ко крещению в храмах малых городов и сел

Не вдаваясь в рассуждения о смысле и о важности катехизации на приходах городского и сельского типа, предлагаю краткую программу катехизации в храме Первоверховных Апостолов Петра и Павла г. Полевскойкак возможный вариант подготовки ко крещению в небольших приходах в малых городах и селах.

Притча о талантах, рассказанная Господом нашим Иисусом Христом (Мф. 25, 14-30), хорошо иллюстрирует тот факт, что все люди разные, и каждый человек имеют определенную степень восприятия знаний, в т.ч. и духовных. В этой связи необходимо проводить оглашение и катехизацию в разных формах. Предлагаем вашему вниманию две основных формы практикующих в нашем приходе.

1-я – Краткая катехизация для тех, кто готовится ко Святому Крещению: не только для оглашенных-взрослых, но и для воспреемников-крестных и родителей крещаемых детей.

2-я – Основная катехизация для всех воцерковляющихся новопросвещенных христиан и для тех, кто изъявил согласие более основательной подготовки к Таинству Крещения.

Краткая катехизация состоит из 4-х и более бесед и заканчивается обязательной подготовкой к исповеди воспреемников и родителей детей, а для взрослых-оглашенных к индивидуальной покаянной беседе.

Значение милостыни, подаваемой за усопших

Святой Григорий Двоеслов рассказывает, как в его время одному благочестивому священнику явился во сне умерший христианин и просил за упокой его души совершить Бескровную Жертву, то есть литургию. При этом усопший прибавил, что если Священная Жертва облегчит его участь, то он уже больше не явится ему.

Священник исполнил эту просьбу и отслужил литургию по покойнику. С той поры нового явления уже не было.

У блаженного Луки был родной брат, инок, который мало заботился о своей душе.

После его смерти в келлии покойного были найдены большие деньги, и святой Лука был очень огорчен, узнав, что его брат нарушил обет монашеской нестяжательности. Все найденное старец отдал нищим за спасение души своего брата.

Часто за молитвой о покойном святой Лука просил Бога открыть ему участь брата. И вот однажды во сне он видит его душу, около которой Ангелы спорят со злыми духами.

– Душа наша, потому что она творила наши дела! – кричали злые духи.

– Нет, – отвечали Ангелы. – Душа ныне избавлена от вашей власти милостыней, розданной за нее.

– Разве сам усопший роздал милостыню? Роздал ведь его брат. – При этом они указали на святого Луку.

– Да, – ответил им святой, – я действительно роздал милостыню, но не за себя, а за душу моего грешного брата.

После этих слов злые духи стали невидимы.

Пролог

Важность домашней молитвы за умерших

Святой Иоанн Дамаскин рассказывает, что один святой старец имел ученика, жившего в беспечности о своем спасении. В таком состоянии юноша и скончался.

Святому очень хотелось узнать посмертную участь своего ученика, и он слезно об этом молил Бога. Господь услышал молитву старца и в видении показал ему ученика стоящим в пламени до шеи. Святой ужаснулся и стал усердно молить Бога о спасении грешного юноши. Тогда в видении Господь снова показал ему ученика в огне, но на этот раз юноша стоял в пламени по пояс.

После этого чудного видения старец начал еще больше молить Господа о прощении грехов своего ученика, и Господь показал ему юношу в третий раз. Теперь ученик стоял совершенно свободным от пламени.

В одном монастыре проживал старец, который принял иночество по следующему случаю.

В молодости он очень любил увеселения. Как-то на масленице юноша зашел в театр, где давали мистерию «Страшный Суд».

Увидев священное событие на сцене, он возмутился и оставил зрелище. Через несколько минут после его ухода театр вспыхнул, а юноша, придя домой, тяжко занемог.

Однажды, когда болезнь достигла своего наивысшего напряжения, больному представилось, что к нему явились два Ангела и сказали: «Следуй за нами». Больной повиновался.

Долго шел он со своими чудесными спутниками по неизвестным и мрачным местам, наконец ему послышались шум и человеческие голоса. В страхе он увидел бушующий огненный вихрь, а среди пламени раздавались страдальческие стоны людей. То был ад.

Ангелы стали объяснять юноше, за какой грех уготовано грешникам то или другое место в аду.

Вслед за тем один из Ангелов вынес неведомого человека из пламени, и юноша увидел, что этот несчастный почернел, как уголь, и был окован цепями с ног до головы. Ангелы сняли с него оковы, и человек стал чист и свободен.

– Что все это значит? – спросил удивленный юноша.

– Душа этого человека за грехи была отлучена от Бога, – ответил один из Ангелов, – и как отлученная должна была гореть в этом пламени. Но родители отлученного грешника после его смерти подавали за него милостыню и поминали его на литургии и панихидах, и вот, ради ходатайства Святой Церкви, а равно и по родительским молитвам, Бог умилостивился над грешником, и теперь душа его будет радоваться пред Самим Господом. Да и ты, если хочешь избавиться от заслуженных мук ада, иди и живи, как истинный последователь Христа.

С этими словами видение кончилось.

По письмам Святогорца

Видение пророка Иезекииля

(Ветхозаветный прообраз Воскресения мертвых)

Господней десницей незримо влеком,

Я шествовал в силе и духе,

Покрыто костями все поле кругом,

И кости те древни и сухи.

«Пророчествуй! Жизнь Я дарую,

И плоть Я созижду иссохшим костям,

И крепкие мышцы, и кожу им дам,

И вдуну им душу живую».

По слову Господню, я стал прорекать.

Послышались шум и бряцанье,

И начали кости к костям прирастать,

И стали их кожа и плоть облекать,

Но были они без дыханья.

И новою властью я был облечен.

«Пророчествуй, сын человека!

Пусть Дух с четырех соберется сторон,

Дохнет на тела и пребудет в них Он

Дыханием жизни до века!»

Веление Господа я сотворил,

И вихорь прошел предо мною,

Тела неподвижные Дух оживил,

И стали они, полны жизни и сил,

На поле великой толпою.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Л. Бельский