Как зародились христианство и православие, в чём их отличие

Христианская религия — одно из трех монотеистических (монотеизм — единобожие) мировых верований, наряду с исламом и буддизмом. Самым древним христианским течением является православие, сложившееся в Византии и приобретшее совершенно особенные формы отличия на Руси. Два других основных христианских верования — это католицизм и протестантизм, господствующие в Европе и Америке.

В чём отличие православия от двух других христианских течений и какой под их влиянием складывался менталитет?

Зарождение христианской религии

Новая христианская религия появилась более двух тысяч лет назад и произошло это событие в Иерусалиме. В Пятидесятницу (иудейский праздник кущей, Суккот) после воскресения Иисуса Христа раздался шум с неба и на каждого из апостолов опустилось по одному языку будто огненного пламени. Святой Дух вошел во всех присутствующих и стали они глаголить на всех языках. Этот день ознаменовался обращением в христианство трех тысяч паломников и считается моментом рождения религии Христа.

Но христианская Церковь Нового Завета не осталась навсегда Вселенской — в 1054 году наступил раскол. Христианское вероучение разделилось на западную и восточную ветвь — католичество и православие, отличия между которыми с годами только крепли. Взаимные обвинения в еретизме и вражда поселились в христианской пастве на долгие века.

Внутренние разногласия и отличия в этих двух христианских течениях — католичестве и православии, спустя некоторое время привели к новому расколу. От католицизма отделилось протестантское направление, а на Руси из христианского православия откололись староверы. Расколы церкви были трагедией для христианской веры, подрывали ее авторитет на фоне растущего распространения ислама.

Отличие от других религий мира

В отличие от других религий мира и философии Православие полагает решение этих вопросов ни в ком-либо, ни в чем-либо, ни в самом себе… но только в Боге, в Самом Иисусе Христе!

Иисус Христос – Спаситель мира. Имя Иисус – в переводе с еврейского означает «Иегова Спаситель» или «Спасение Господне». Слово «Христос» собственно значит «помазанник» и представляет собой греческий перевод еврейского «машиах» – «Мессия». Это наименование присвоено Иисусу как посланному Богом Первосвященнику, Пророку и Царю Избавителю.

Божественный Основатель христианской религии, Истинный Мессия, Богочеловек, Сын Божий и Совершенный Бог, но вместе с тем и Совершенный Человек. Нашего ради спасения сошел с Небес, воплотившись от Святого Духа и Девы Марии. Родился в Вифлееме, воспитывался в Назарете, распят, умер и погребен в Иерусалиме.

В третий день после смерти воскрес и в сороковой день вознесся на небо. До Своего воплощения, еще в начале, Он, как Слово, имел самостоятельную сущность, по-гречески «ипостась». «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… все через Него начало быть… в Нем была жизнь… и Слово стало плотью и обитало с нами…и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца» (Ин. 1. 1-4, 14).

Так свидетельствует святой Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Подобным образом святой Апостол Павел, такими словами описывает чудесную историю Богочеловека: «Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став как человек;

смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Поэтому и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2. 6-11). Сведения о жизни Иисуса Христа переданы нам в четырех Евангелиях: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Отличие Библии от всех других книг в том, что Пророки и Апостолы писали ее не по своему человеческому разумению, но по особому вдохновению, внушенному им Духом Божиим, Самим Богом. Поэтому книги Священного Писания – Боговдохновенны. Признаки Божественного происхождения Библии и ее Боговдохновенности следующие:

  • Самодоказываемость Библии.
  • Исполнение всех ветхозаветных пророчеств о Христе Иисусе.
  • Исполнение пророчеств.
  • Вечность Божественного Откровения, которое невозможно уничтожить.
  • Духовная высота изложенного в Писании учения.
  • Божественная чистота учения. – Покоряющее воздействие этого учения на человеческое сердце.
Предлагаем ознакомиться:  Переднесрединный канал - Школа Самоисцеления

Боговдохновенность, Богодухновенность – особое воздействие Святого Духа на провозвестников Божественного Откровения, руководящее их в понимании и передаче последнего. Это также свойство Писаний, в силу которого они являются словом Самого Бога, а не личным созданием их авторов. Однако при этом дух человека, становясь орудием сообщения Божественного Откровения, сохраняет и деятельно проявляет все свои силы и способности.

Библия (греч. – Книги) – собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых пророками и апостолами.

Завет – союз Бога с человеком.

Однако этот союз с Богом – не автоматический или механический. В отношениях с Богом ничего механически не происходит. Если народ становится неверным, Бог отказывает ему в своем благоволении: «О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек… – говорил Господь Моисею, давая народу Израиля Синайский Закон.

Новый Завет – это установление новых, не юридических, не правовых, обусловленных только предписаниями закона, отношений между Богом и человеком. Это благодатный Закон для всего человечества, Союз Любви между Богом и человеком, по которому человек, искупленный от первородного греха крестной смертью Иисуса Христа в соединении с Богом получает усыновление Богу и благодать для достижения поставленного идеала нравственного совершенства – обожения.

Канон – 1) норма, правило, норма поведения, правило веры, правило истины; 2) постановления Церковные, обоснованные и согласованные с учением Нового Завета, признанные и подтвержденные Вселенскими Соборами и составляющие Священное Предание Церкви.

Другие религии мира, включая христианские протестантские общины, не имеют и

– не предлагают опыта реальной личной встречи с Богом, – не предлагают реального соединения с Ним, – не предлагают обожения человека,

– не предлагают Таинства Святого Причащения Его Плоти и Крови,

Религия – 1) лат. Religio (relegere), т. е. благоговею, собираю; 2) лат. Religare, т. е связываю, соединяю.

Слово «религия», согласно перевода, более всего принадлежит христианству, поскольку только в нем, смысловое значение этого слова имеет свою полноту, как союз с Тем, перед кем благоговеешь, через соединение с Ним (со Христом) в личной встрече. Для иных исповеданий, где личной встречи нет, более применимы слова учение, вероучение или верование.

Боговоплощение – основной церковный догмат, ясно указанный в Священном Писании. Сын Божий, Спаситель мира, Иисус Христос имел действительную человеческую природу, и был на земле в теле, подобно нашему.

Обожение – результат личной встречи со Христом, верою и любовью исповедующего Христа своей жизнью и соединенного с Ним союзом любви, приобщением Крови Христовой и приобщением Тела Христова.

Таинство – вдохновленное и одухотворенное молитвою, установленное обрядовое действие, посредством которого Сам Бог, тайным, т. е. невидимым образом, Своею благодатью, низводит на приемлющего ее приносимые дары.

Причастие – присоединение, слияние двух в одно.

Предлагаем ознакомиться:  Молитва ангелу хранителю за другого человека

Православие и его отличие от других религий мира — Центр катехизации Миссионерского отдела Новосибирской епархии

Причащение – 1) повторяемое соединение; 2) способ, каким творится соединение.

В других религиях нет:

  • реального соединения с Богом;
  • отсутствует такое понимание Бога как Жизнь и Любовь;
  • отсутствует обожение;
  • отсутствуют или вовсе отвергается усыновление и наследование…
  • отсутствует искупление.

Спасение – вечная Жизнь в Любви и блаженстве.

Догмат (греч) – 1) мнение, учение, положение, определение; 2) «закон заповедей» (Еф. 2. 15); 3) Соборные «определения» (Деян. 16. 4); 4)Истины христианского Откровения, заключенные в Священном Писании и Священном Предании (богословское определение).

Добродетель – 1) Врожденная у человека нравственная потребность и нравственная сила, полученная от Бога и на Нем покоящаяся, согласная с требованиями Божьего нравственного закона, имеющая своей основой Любовь. Проявляется в человеке в его мыслях, чувствах и поступках, произрастающих из веры: «То вы, прилагая к этому все старание, покажите в вере вашейдобродетель…» (2Пет. 1.

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5. 22, 23). «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4. 2, 3), «итак облекитесь…в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение…более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 12-14).

2) Доброе качество или дело.

Православие и его отличие от других религий мира — Центр катехизации Миссионерского отдела Новосибирской епархии

3) Совершенство.

В других религиях:

  • отсутствует Откровение о том, что «Бог есть Любовь»;
  • отсутствует искупление, как свидетельство любви Божией;
  • отсутствует искупительная жертва, как проявление Отцовской Любви;
  • отсутствуют доказательства небесного Отцовства;
  • отсутствует понимание любви не как чувства, а как состояния, как Любви живой.

Искупление – основное понятие, выражающее саму сущность христианства, почему оно иногда называется религией искупления. Под ним разумеется все дело Христа, совершенное Им Своей жизнью, страданиями, смертью и воскресением, ради нашего (моего) спасения. Искупление определяется исключительно великой любовью Бога к человеку.

  • Все религии не рассматривают истину, как сущность Бога.
  • Другие религии воспринимают истину как нечто. В христианстве Бог есть Истина.
  • Религии мира не воспринимают истину живой и действующей.
  • Не имея искупителя, религии не открывают полноты Божественной истины, которая в христианстве заключена и открыта в Иисусе Христе.
  • Другие религии мира, не имея Духа Истины, не имеют и познания Истины, которое открывается Духом, в личной, сердечной встрече человека с Богом.
  • Другие религии мира, не воспринимая Истину, как Бога, не имеют и слова истины, исходящего от Бога, не имеют и Закона Божия, который истинен, потому, что Бог, давший его, есть Истина.
  • Другие религии мира не имеют Церкви, столпа и утверждения Истины.
  • Грех рассматривается как действие, а не как душевное состояние. Так, например, иудаизм провозглашает: «Не грешишь – не грешник».
  • Отвергая грех как состояние души, отвергается тем самым и понятие искупления, отвергается Искупитель и Его искупительная жертва.
  • Отвергая грех как состояние души, отвергается смерть духовная, нравственная.
  • Отсутствует понимание причин, порождающих грехи, которые есть человеческие страсти.
  • Другие религии не имеют Креста как знамения Истины, Любви и Жизни Вечной.
  • Другие религии мира не признают, а следовательно, не имеют, искупительной жертвы за грехи, принесенной на Кресте Иисусом Христом.
  • Другие религии мира не имеют удостоверения сыновства Богу, совершившееся на Кресте, знамение и печать которого носит на себе христианин.
  • Другие религии мира не имеют Креста как духовного оружия, освященного Самим Богом, для победы над своими собственными страстями, похотями, смертью и диаволом.

Возникновение протестантизма

Но на этом разделения Христианства не закончились. В XVI веке от Католической Церкви отделилась часть верующих под предводительством бывшего католического монаха и богослова Мартина Лютера. Свою критику Католичества Мартин Лютер изложил в своих знаменитых “95 тезисов” (1517год)”. Многие католики, несогласные с  действиями священства и трактовкой Священного Писания Римским Папой, поддержали этот документ. После огласки этих тезисов Лютер был отлучен от Католической Церкви как еретик.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно сделать приворот на деньги в домашних условиях

В результате образовалось крупное антикатолическое движение, распространившееся на большую часть Германии. А 1526 году 6 германских князей и 14 городов подали “Шпейерский протест” на документ, в котором Мартин Лютер признавался еретиком. От название этого протеста новое религиозное движение получило название “протестантизм”.

Протестанты исключили из источников учения Церкви Священное Предание, оставив только Священное Писание – Библию. По их мнению, трактовать Библию может каждый член общины, не опираясь на мнения Святых Отцов. В результате протестантская община разделилась на тысячи церквей, вероучение которых значительно расходится между собой.

Протестанты не признают священство, считая, что посредник между  Богом и человеком не нужен. Также не почитаются Богородица, святые и их изображения (иконы), это считается идолопоклонством.

Кого считают христианами

– Православие;

– Католичество;

– Протестантизм.

Все эти религиозные течения исповедуют Иисуса Христа, распятого для искупления грехов человека и воскресшего в третий день. Все христиане верят в грядущее Второе Пришествие Христа, воскресение мёртвых и Страшный Суд, по итогам которого будет определена вечная участь каждого человека. Признают Священное Писание (Библию) как главную священную книгу, но при этом существенно различаются в трактовке Писания, догматах и вероучительных тезисах.

Православие и протестантское христианство, в чём отличия

В чем особенности и отличия протестантского христианского вероучения? Оно зародилось в недрах католического христианства, как протест против Папы — земного наместника Христа. Печально известное историческое событие во Франции 16-го века — Варфоломеевская ночь, когда тамошние христиане протестанты (гугеноты) подверглись массовому убиению под предлогом борьбы за веру.

Протестантские настроения распространялись по Европе, как пожар, и порождали восстания христианской  паствы, вплоть до революции. Стоит только назвать массовое движение Лютера, возникшее в Германии, и вылившееся впоследствии в самостоятельное направление — лютеранство. Мартин Лютер проповедовал отказ от продажи индульгенций — грамот, отпускающих грехи их обладателю.

Главные отличия христианского протестантизма заключаются в некоем стремлении к минимализму. Из Таинств протестанты признают только причастие и крещение. Причастие укрепляет верующих, а крещение вводит человека в лоно церкви. Священнослужители являются не отцами, а духовными братьями для христианской паствы. Хотя апостольская преемственность и признается, но считается духовным действом.

Минимализм протестантов, в отличии от других христианских ветвей, проявляется в скромности богослужений: нет икон, нет горящих свечей, дыма от кадильниц. Отсутствует обряд отпевания, почитание пантеона святых. Брачующихся не венчают, нет исповеди.

Одно из главных отличий данного христианского направления в  том , что понятие священства очень условно. Священнослужителями могут быть женщины. Жизнь в рамках общины протекает как в большой христианской семье, нуждающиеся получают помощь и поддержку. Развито миссионерство — проповедование Евангелия людям.

Службы в протестантских христианских храмах тоже отличаются и проходят по особенному чину. Сначала люди славят Господа песнями и даже танцами. После этого протестантский пастор приступает к проповеди, построенной на основе текстов из Библии. В конце богослужения повторяется прославление Бога.

В несколько последних десятилетий выделилось большое количество евангельских вероучений, чьей основной паствой стала молодежь. В нашей стране некоторые из этих христианских течений признаны сектами, в отличии от Западной Европы и Америки, где их существование и деятельность не противоречат закону.

Событие исторического масштаба для христианской церкви произошло в 1999 году. Католическая христианская церковь примирилась с лютеранским вероучением. Ранее, в 1973 году, лютеранские церкви объединились в евхаристии с реформаторскими. Окончательное примирение между направлениями христианства достигнуто в XX и XXI веке. Религиозная борьба и вражда стали прошлым.