Записка «о здравии»

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, его материальное благополучие, но прежде всего его духовное состояние. В эту записку следует вписать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». Если хотите помянуть духовное лицо, то его имя пишется первым.

Если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения по заповеди Господа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Молитва за врагов — великая сила для прекращения вражды и водворения мира.

Молитва об упокоении

Текст православной молитвы об упокоении души христианина, мы предоставим вам в виде картинки. Вам не обязательно читать перед ликами Святых именно эту молитву. Можете и самостоятельно помолиться, своими словами.

Молитва за упокой души родственника может выглядеть так: «Господи Милостивый, прими на Небеса ты душу нашего родного человека (имя раба Божьего), покинувшего мир людской. Пусть не познает его душа мучений и терзаний. Пусть раб Божий (имя) обретет вечный покой и свободу. Пусть никакие мирские тревоги больше не коснутся души его и не причинят боли. Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь!»

В ней мы пишем имена наших усопших родных, знакомых, всех, кто нам дорог. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в конце времен они встанут из гроба, воскреснут из мертвых.

Самое важное поминовение о живых и усопших — это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Памятка для желающего подать записку о живых или усопших

2

Для передачи записи об упокоении души усопшего во многих церквях есть специально отведенные места. Если же такого места нет, то записочку можно отдать и служителю в церковной лавке. Поминальные записки обычно передаются в церковь по Родительским субботам, рано поутру, чтобы во время службы были зачитаны имена всех, кого вы хотите помянуть.

  1. Записки надо подавать до начала Литургии или еще лучше вечером накануне.
  2. Вписывая имена живых и усопших, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете.
  3. Записка должна содержать не более 5–10 имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.
  4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?», например: Алексея, Варвару).
  5. При написании имен священников и архиереев указывается их сан — например, о здравии (или о упокоении) епископа Тихона, иерея (священника) Ярослава.
  6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия, Иоанна, а не Ивана) и полностью (Александра, Николая, но не Саши, Коли).
  7. В записках не указывают фамилии, отчества, степени родства.
  8. Ребенок до семи лет в записке упоминается как младенец, например, младенца Петра.
  9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного».
  10. В записках о упокоении усопший в течение сорока дней после кончины именуется «новопреставленный». Допускается в записках о упокоении написание перед именем слов «убиенный», «воин», «приснопамятный» (в день смерти или день именин усопшего).
  11. Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания Литургии, подаются отдельно.

Что такое заказная записка

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и упокоении принимают заказные записки.

Заказная записка отличается от обычного поминовения тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.

После окончания Литургии по заказной записке о здравии возносится молитва на молебне.

По заказной записке о упокоении по окончании Литургии служится панихида.

Сорокоуст

Если вы подаете сорокоуст, то это будет означать, что молитву за упокоение души вашего умершего родного будут читать 40 дней. Чтение сорокоуста производится в время Литургии. Заказывая сорокоуст, обязательно пожертвуйте что-то церкви. Потом это может быть отдано священнослужителями бедным людям и сиротам.

Это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры за поминающегося.

Как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Это церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства (суд) после отшествия из тела.

«Сорокоусты, — писал святой Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу. — Ред.) Судии, был восхищен на облащех, и так был всегда с Господом».

Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно тяжелобольных.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.

  1. Молитвы за живых или молебен, к которому по просьбе верующего могут быть добавлены водоосвящение или чтение акафиста. Желающие отслужить молебен обращаются до Литургии в «свечной ящик».
  2. Молитва об умерших или панихида служится перед крестом, стоящим на панихидном столике (кануне). Издревле существовал обычай устраивать в память усопших трапезу. На нее приглашались люди, которых просили молиться за умерших. Этот обычай особо соблюдается в «родительские» (поминальные) дни.
  3. Молитвы, которые поют и читают перед погребением умершего, называют отпеванием.
Предлагаем ознакомиться:  Заговор на крем: на красоту, для мужчин, молодость

Молебен

Молебен — это особое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются, как правило, после Литургии, а также после утрени и вечерни. Молебен — это усиленное моление о живых людях. Молебны бывают общественные и частные.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, при эпидемиях, в засуху и т. д.

Другие молебны относятся к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам верующих. В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе и водосвятные.

На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвой берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

Записка на молебен о здравии начинается начертанием восьмиконечного креста с указанием, какому святому возносится молебен. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен или же обычный, без водосвятия.

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Панихида заупокойная служба

Панихиду за упокоение усопшего можно заказать на 3-й день после кончины родственника, а также на 9-й и 40-й день после его отправления в мир иной. Можете подать записку за упокой и заказать панихиду в день рождения вашего усопшего родственника или же в день его именин. Помните о том, что во время панихиды вам нужно присутствовать в церкви лично и вместе со священником читать молитвы за упокой души родственника.

К частному богослужению относится и панихида — заупокойная служба, богослужение по усопшим. Обычно она совершается после молебнов. Панихиды совершаются по заказным запискам об упокоении. Панихиды совершают над еще не погребенными усопшими. Принято их совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и в другие дни.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

«Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение.

Если вы заказали молебен или панихиду, вам необходимо самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда священник читает вашу записку с именами тех, о ком вы молитесь.

Отпевание усопших

Разделяя с верующими все печальные и радостные события земной жизни, Святая Церковь проникновенно и торжественно провожает своих чад в загробную жизнь

Обычно усопшего обмывают дома, одевают во все чистое и, полагая во гроб, складывают руки на груди крестообразно, в свидетельство веры в распятого Господа нашего Иисуса Христа. Усопшего покрывают специальным покрывалом в знак того, что он находится под благодатным покровом Церкви. На лоб покойному возлагают венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи — в образ того венца спасения, который мы чаем получить в вечной жизни, а в руки дают иконку Спасителя или Божией Матери.

По древнему благочестивому обычаю гроб везут в храм, ставят лицом к алтарю, возжигают свечи, которые напоминают о переходе усопшего из темного жития земного к Свету истинному. По желанию родственников или они сами, или чтецы всю ночь читают над усопшим Псалтирь, чтобы отогнать бесовские силы.

Утром, после заупокойной Литургии, совершается отпевание. Служба состоит из песнопений, в которых изображается судьба человека: за преступление заповеди он возвращается на землю, из которой вышел, однако не переставая быть образом славы Божией. Поэтому после чтения Апостола и Евангелия, где говорится о будущем воскресении мертвых, священник читает разрешительную молитву, в которой Церковь молит Господа простить усопшему грехи и удостоить Царства Небесного.

К сожалению, сегодня часто отпевают усопших заочно. Конечно, так проще. Однако, ни по пользе для души усопшего, ни по силе воздействия на живых такое отпевание не может сравниться с очным.

Дни, в которые особенно необходимо поминать усопших, — третий, девятый, когда, по учению Церкви, душа предстает небесному Престолу, сороковой, когда Господь выносит временный приговор, где будет находиться душа до Страшного Суда, годовой. Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

Почему надо молиться об усопших

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.

Как мы молимся за живых, так должны молиться и за умерших. Усопшие, хотя и отошли от нас, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими. Так, сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».

Единство и общение наше с усопшими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», писал святитель Иоанн Златоуст.

Предлагаем ознакомиться:  К чему снится удалять зубы у стоматолога

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданно или насильственной смертью. Усопшие уже не могут покаяться. Только молитвы Церкви, принесение за них Бескровной Жертвы, милостыня и благие дела за них могут облегчить их загробную участь.

Святые Отцы и учители Церкви признают возможность и для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни. Особенно церковных молитв, и преимущественно бескровной жертвы — то есть поминовения на Литургии (проскомидии). «Когда весь народ и Священный Собор, — говорит святой Иоанн Златоуст, — стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за умерших?»

Он же советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук». А по словам преподобной Афанасии, «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов, если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям».

Поминовение усопших в Китае

Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые в Русской Православной Церкви совершаются несколько раз в году— так называемые Родительские субботы.

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века почивших христиан.

Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни Вселенскими родительскими субботами. Почти все из них не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.

Суббота мясопустная (за восемь дней до начала Великого Поста).

Родительские субботы на второй, третьей и четвертой седмице (неделе) Великого поста.

Радоница — (через 9 дней после Пасхи — вторник Светлой седмицы).

Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.

Дмитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября, — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

Поминовение усопших воинов 9 мая в праздник Победы над фашистской Германией.

Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября).

«Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», то есть во все времена умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной…

Зная о вечном бытии души человеческой «за гранью смерти зримой», мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил…

В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, то есть являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище.

В дни поминовения верующие приносят в храм угощение для неимущих. Это угощение освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Мы знаем и верим, что человек, получивший это угощение, перед трапезой помолится «о всех зде ныне поминаемых», и к молитве каждого из нас присоединится его благодарная молитва. С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка… Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней.

…Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких — тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас в вечность. Они ушли, а любовь к ним, и нежность, и благодарность — остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?.. Подумаем об этом и помолимся о них».

Священник Сергий Ганъковский

Тульская и Белевская епархия.

Россия, 300000, Тула, ул. Жуковского,61

К сожалению, сайт-первоисточник переехал, и в новом варианте сайта этой статьи нет.

Прежде всего, умершие родственники и друзья поминаются по Родительским субботам. К ним относятся и Троица, и Радоница, и Дмитриевская суббота, а также Родительские субботы в период Великого поста. В мясопустную субботу тоже вспоминают об умерших родных людях, а еще и в день усекновения главы Иоанна Предтечи.

После смерти родственника, обязательно помяните его добрым словом и молитвою на 9 день после смерти и на 40-й. Через год тоже вспомните покойного, и через два , и через три года.

Многие сомневаются, надо ли поминать усопшего в тот день, когда он появился на свет. Церковь этого не запрещает. Вы даже можете в этот день заказать панихиду по усопшему родственнику. Если такой возможности нет, то просто помолитесь дома об упокоении души умершего предка в день его рождения.

Церковь не приветствует застолья во время поминок. По мнению служителей Господа, поминать покойного нужно просто молитвой и кутьей. В этот день можно сходить на кладбище, где возле могилы желательно прочесть молитву за упокой души усопшего.

Предлагаем ознакомиться:  Чешется правый сосочек у девушки причины. К чему чешется левый или правый сосок: самые точные приметы

Нужно просто тихо посидеть, отведать кутьи и вспомнить покойника только хорошими словами. Девятины, как в народе называется 9-й день после смерти покойного, отсчитываются не от даты похорон, а именно от даты смерти человека.

По русским традициям, на сорочины тоже собираются все родственники усопшего и идут до обеда на кладбище. Они там обычно не едят и не пьют, а как-бы зовут душу покойного с собой, за стол поминальный, который накрыт дома. Потом все сидят за столом и поминают усопшего добрыми словами и молитвами. За столом обязательно должен стоять столовый комплект и для усопшего.

После застолья родственники идут провожать душу усопшего до первого перекрестка, неся с собой лампу или фонарь, чтобы освещать дорогу покойному. На перекрестке родственники усопшего угощают всех проходящих конфетами и печеньем. Потом возвращаются домой, и убирают столы.

В православных правилах нет такого, что покойников поминают за сытным столом, который больше «смахивает» на праздничный обед. Церковь велит нам вспоминать об умерших в молитвах и добрых словах. В день поминовения усопшего можно прийти в церковь и помолиться за упокой души перед образами там. Но если покойный был некрещенным или самоубийцей, то за него надо молитвы читать только дома.

Можно пойти в этот день на кладбище, чтобы посетить могилку усопшего родственника. По традициям церковным, выпивать алкоголь на могилках не следует. Можно взять с собой кутью или хлеб, можно прихватить немного зерна для птиц. В крайнем случае, дозволяется вкусить какого-то простого печенья и запить соком или компотом.

Читать молитвы за упокой душ всех своих родственников можно перед иконой, на которой изображен распятый Христос. В церкви перед такой иконой обычно находится прямоугольный стол, где можно поставить свечку за упокой. Там же можно оставить и что-то из еды, непортящееся долгое время. Еду позже служители церкви раздадут нищим. Если вы будете читать молитву дома, то  приготовьте образ Спасителя или же Богоматери.

Вариант первый. Мы знали (имя усопшего), как человека праведного и справедливого. Он всегда с уверенностью смотрел вперед, и не отходил в сторону, когда требовалось решить какой-то сложный вопрос. Все удары судьбы (имя) принимал с достоинством и не боялся трудностей. Пусть земля ему станет пухом!

Вариант второй. Как тоскливо осознавать, что нет с нами больше (имя покойника). Скоропостижной и безвременной стала для нас его смерть. С болью в сердце говорим эти слова, но свято верим, что в мире ином снова встретим нашего дорогого товарища (имя). Пусть лежится ему во сырой земле, как в постели уютной. Аминь!

. Невосполнимая потеря нас настигла, покинул мир этот земной раб Божий (имя). Мы будем мольбы о нем слагать и верить, что на небесах ему лучше, чем на земле. Оставил нас (имя) без своих шуток, толковых речей и забавных идей. Мы будем очень скучать и вечно хранить светлую память об (имя усопшего). Аминь!

Вариант четвертый. Пусть покоится с миром, наш дорогой друг и товарищ. Да не будет его душа терзаниями полниться, да тосковать по дому. В наших сердцах он навсегда останется самым позитивным, отзывчивым и чутким человеком, который всегда поспешит на выручку друзьям. Память об (имя) навсегда останется в наших сердцах и наших умах! Аминь!

Вариант пятый. Великое горе случилось в нашем окружении, не просто смириться с такой утратой. В мир иной перешел раб Божий (имя). Так пусть же ему лежится, словно на пуховой перинушке, да не познает душа терзаний. Мы всегда будем помнить, и любить нашего дорогого друга, брата, и т.д. (имя усопшего). Аминь!

Покойных воинов поминают всегда в день Великой победы, то есть 9 мая. В этот день можно сходить на кладбище и снести цветы на могилку солдатам, отдавшим жизнь за Родину. Если есть в вашем роду те, кто принимал участие в Великой Отечественной или иной войне, то можете в день 9 мая снести в церковь поминальную записку с перечисленными в ней именами погибших воинов — родственников. Также помолитесь перед ликом Господа за упокой душ мертвых воинов в церкви и дома.

В Китае выделен главный день для поминовения усопших. Называется он Цинмин. Отмечают этот день всегда 5 апреля. Властями выделяется три выходных в связи с этим праздником. Отдыхают китайцы с 3 по 5 апреля. В эти дни они наводят порядок на могилах предков и преподносят им различные яства.

А еще у Китайцев есть один интересный ритуал, связанный с поминками. Они сжигают специальную пачку денег возле могилы усопшего родственника. Это символизирует материальное пожертвование в загробный мир. Если нет возможности пойти на могилку, то такие деньги жгут прямо на улице именно в праздник Цинмин.

У католиков, в большинстве своем, принято поминать усопших на 3-й, 7-й день и на 30-й после кончины. В эти дни католики производят заказ на Заупокойную мессу. Эти дни являются памятными из Библейских соображений. Также есть мнение, что эти обычаи берут свое начало еще в дохристианской вере. У них также отмечается и година смерти. То есть через год родные собираются вместе и идут на могилу к усопшему родственнику, и чтят там его память.

Есть и универсальный день у католиков, когда им можно поминать всех усопших без исключения. Этот день приходится ежегодно на 2 ноября. В этот день стоит посетить церковь для молитв за упокоение души всех усопших родных. Также надо сходить и на кладбище, где тоже следует прочесть молитву. Это лучше всего делать не в одиночку, а со священником.