Основа материального существования

Первое правило ямы популяризовал Махатма Ганди. Это ахимса – ненасилие, непричинение вреда. Отрицательная приставка (ибо это можно перевести и как “благожелательность”) объясняется тем, что как только из сердца изгоняется склонность притеснять других или так или иначе обижать их (в том числе и стремясь к личной выгоде за их счёт), то как естественное качество сердца сама собой открывается благожелательность.

Желание как-либо обидеть другое живое существо – даже нанести вред окружающей среде, ибо она тоже в той или иной степени жива и сознательна, – отчуждает нас от реальности души и укрепляет иллюзию эго.

Всё, что отделяет нас в сознании от безграничности всей жизни, равнозначно отрицанию того единства, к которому мы должны стремиться в медитации.

Во всех установках ямы и ниямы важны не наши внешние дела, а внутренние установки сердца. Скажем, невозможно жить в этом мире относительностей, совсем не причиняя вреда. Какой-то вред неизбежно причиняется самой нашей жизнью. Каждый наш вдох и выдох убивает мириады бактерий. Каждый автомобильный выхлоп непредумышленно приносит смерть бесчисленным насекомым.

Выходя на улицу, едва ли можно не раздавить нескольких муравьёв. Сама Природа утверждает сохранение одной жизни за счёт другой. Даже плоды, которые мы едим, являются формами жизни. Само естество тигра велит ему убивать: так можно ли его способ поддержания жизни назвать греховным? Убийство является грехом для человека и, прежде всего, потому, что лишение жизни другого человека опускает нас на нашем уровне эволюции.

Бывают ситуации, говорит Бхагавадгита, когда необходимо причинить меньшей вред, чтобы предотвратить больший, и уклонение от подобного долга само по себе является актом насилия. Так, иногда необходимо сражаться – например, в оборонительной войне. Опять же, согласно закону кармы, более развитые виды должны быть защищены от менее развитых, даже если защита предполагает убийство.

В любом случае, важное правило ахимсы, исключающее обусловленную относительностью неуверенность, состоит в том, чтобы духовный искатель постоянно придерживался установки на непричинение вреда. . Если мы не желаем зла ни одной живой твари, даже если необходимо убить её, нас наполняет сознание спокойного принятия других и жизни, независимо от того, как поступают с нами самими

При этом, с приходом благожелательности, которая появляется вместе с принятием, мы встречаем и соответственное отношение к себе со стороны других. Когда мы совершенствуем качество ненасилия, в нашем присутствии прекращается враждебность.

Если мы не желаем зла ни одной живой твари, даже если необходимо убить её, нас наполняет сознание спокойного принятия других и жизни, независимо от того, как поступают с нами самими. При этом, с приходом благожелательности, которая появляется вместе с принятием, мы встречаем и соответственное отношение к себе со стороны других. Когда мы совершенствуем качество ненасилия, в нашем присутствии прекращается враждебность.

Первые ступени на пути к совершенству Яма и Нияма в йоге

Для медитации ненасилие имеет и ещё одну полезную сторону. Желание навредить создаёт у нас внутреннее напряжение, конфликтующее с умиротворённостью, которую мы стремимся развить в медитации.

Следующим принципом “нельзя” является “воздержание от неправды”. И вновь, почему эта установка начинается с отрицания? Почему нельзя просто сказать: “Будьте правдивы”? Дело в том, что правдивость является для нас естественной тенденцией, как только преодолевается желание искажать истину.

Вот на чём основана практика воздержания от неправды. Имейте в виду, что истина всегда благотворна, тогда как констатация факта может принести как добро, так и вред. Если какие-то слова могут причинить вред, их нельзя считать истиной в высшем смысле. Если невозможно говорить искренно, не рискуя навредить, то лучше вообще ничего не говорить. (Вот одна из возможных причин того, почему некоторые индийские аскеты практикуют постоянную мауну — молчание)

Воздержание от неправды представляет собой важную практику и для медитации. Ум, находящийся под влиянием поднимающихся из подсознания тенденций, легко склоняется к самообману. Одно из препятствий в медитации составляют галлюцинации. Они бывают не только зрительными, но способны принимать и иные обманчивые формы, например, “интуитивного” руководства. Поскольку они исходят из подсознания, то тянут ум вниз, прочь от сверхсознания.

Подсознательный мир пассивных удовольствий имеет свою привлекательность. Очень легко увязнуть в нём вместо того, чтобы на крыльях силы воли подниматься в возвышенные сферы экстаза. Об опасности подсознательного самообмана предупреждает мистическая литература всех религий.

Как же распознать галлюцинацию? Проверяя свой опыт в “холодном свете дня”. Прежде всего, истинный сверхсознательный опыт сопровождается интенсивным внутренним осознанием и, кроме того, приносит благотворные и долговременные результаты. Так как эмоция тоже может быть интенсивной, то следует добавить, что интенсивность сверхсознательного переживания будет ещё и спокойной.

В сверхсознательном опыте не бывает ничего тусклого и туманного. Если во время переживания вы видите свет, он будет ясным, а не мутным или нечётким. Всякое ощущаемое вдохновение создаёт в уме чёткость, а не неопределённость и путаницу. По тем вопросам, в которых у вас прежде не было ясности, этот опыт даст вам чёткое озарение и понимание, а нередко такая ясность получает и внешнее подтверждение.

Предлагаем ознакомиться:  Годовщины свадьбы - названия свадеб - 1 год - 2 3 4 года

Совершенство в воздержании от неправды до такой степени развивает ментальные силы, что простое слово становится причиной объективных событий. Достаточно лишь сказать о чём-то, чтобы это произошло на самом деле.

В связи с этим становится крайне важным, чтобы каждое наше слово было позитивным и доброжелательным, хотя бы в намерениях. (Невозможно предугадать чужую реакцию.) Ибо негативные или недоброжелательные мысли способны причинять вред.

Этот вопрос мне часто задают. Решил поделиться своими соображениями

Универсального рецепта не даю, но расскажу, на что бы я сам, в первую очередь, обратил внимание.

Мне повезло с моим первым Учителем. Он был йогом. Дело в том, что бывают инструкторы по йоге, а бывают йоги – между ними есть большая разница.

И это как раз то, на что я бы, в первую очередь, обращал внимание.

Для инструктора – преподавание йоги это просто работа. С таким же успехом он мог бы заниматься чем-то другим. Не факт, что он сам серьезно занимается личной практикой, да и вообще не факт, что он ведет себя как йог по жизни, то есть следует принципам Ямы и Ниямы, о которых мы говорили сегодня.

Конечно, инструктор может научить, как делать ту или иную асану, как гнуться, куда тянуться и т.д. Однако все это – второстепенно, это не главное. Суть йоги не в этом.

Для йога же – практика это смысл жизни. Это призвание, а не профессия. Только йог способен передать своим ученикам состояние йоги, дать возможность попробовать на вкус запредельное. Потому что поделиться можно только тем, что сам имеешь.

Стать инструктором по йоге – легко, пару месяцев обучения и сертификат у тебя на руках. Однако быть йогом – гораздо сложнее, ведь поддерживать себя в состоянии йоги – это огромный труд, включающий ежедневную личную практику, очищение сознания и перестройку всей жизни в соответсвии с принципами йоги.

яма нияма

Неудивительно, что нынче развелось так много инструкторов по йоге – это модная тема. Но как это было и прежде, так и сейчас – настоящих йогов единицы. И встретить такого на своем пути – большая удача.

Второе, на что я бы обратил внимание – возникает ли у тебя резонанс с данным конкретным человеком?

Много раз бывало, что я приходил на занятие к признанным мастерам, но они меня не “цепляли”. Не потому что с ними что-то было не так. Нет. Просто между нами не возникало той самой искры, которая так важна в отношениях с Учителем.

Я понял, что лучший Учитель – это человек, который вдохновляет тебя стать хоть немножечко лучше.

Есть мастера, которые преподают по принципу “посмотри какой я крутой, какие штуки я умею делать. Во всем следуй за мной и тогда, возможно, ты тоже станешь крутым“. Меня такой посыл всегда отталкивал.

Какая разница, что сам мастер умеет делать? Гораздо важнее – чем он может поделиться со своими учениками.

  • Может ли он вдохновить их на самостоятельную практику?
  • Может ли он найти слова, чтобы направить тебя в правильное русло?
  • Следует ли он сам в жизни тому, что говорит?

Мой совет начинающим – походить по разным преподавателям. Почувствовать энергию и посыл человека, послушать себя, насколько это откликается.

Желаю тебе встречать только достойных Учителей на своем пути!

Яма и Нияма – научные основы йоги, известные в буддизме и даосизме. Они используются в санкристских стихах упрощенной транслитерации, где длинные гласные суммируется, подобно носовым и аспирационным звукам.

Без осознания принципов Яма Нияма йога лишена контекста и просто не работает:

  • не успокаивает разум;
  • не вызывает отдых усталого тела;
  • не снимает до конца напряжение.

Вот почему Яма и Нияма имеют такое большое значение в терапии йоги. Она устраняет состояния, приносящие боль и страдания.

Это не специфическая физиотерапия. Техника йоги призвана повысить осознанность, внимательность. Йога должна работать в целостном контексте, иначе она бесполезна.

Как понять, что эти две ступени были упущены

Йогасутра II.29 «Яма, Нияма, Асаны, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи» — уровни йоги.

Предлагаем ознакомиться:  Солнце в первом доме у женщины

Панаджали говорил: «Йога — это прекращение сознания». Сознание (читта) состоит из ума, интеллекта и эго. Пока все составляющие нарушены, нестабильны, будет трудно самореализоваться и невозможно соединиться с Абсолютом. Восемь ступеней йоги – это указатель как стать лучше, как жить более полно и по-настоящему.

Первые ступени на пути к совершенству Яма и Нияма в йоге

Две первые ступени йоги это Яма и Нияма.

Принципы Ямы и Ниямы описывают, как практиковать йогу. Эти указания, нравственная подготовка, опирающаяся на принципы, открытые мудрецами Рыши, управляемые чистыми, просвещенными душами в раю в их божественном состоянии. Практикуя Яму и Нияму адепты йоги раскрывают истинное божественное обличие души (Язни). Раскрывают более высокое духовное сознание, учатся жить в согласии и гармонии с универсальными законами Ямы и Ниямы.

Нарушенные принципы ямы и ниямы можно выявить не по книжным учениям, а на собственной практике. Для этого нужно выполнить следующую технику:

  1. Вспомните принципы двух ступеней, изложенные выше.
  2. Примите позу для медитации, сосредоточьте внимание на состоянии, возникшим при выполнении асан.
  3. Заметьте момент, когда вы покинете это состояние. Это произойдет быстро. Запомните ситуацию, всплывшую в подсознании. Обратите внимание на внутренний диалог.
  4. Сопоставьте появившуюся ситуацию с принципами ямы, ниямы.

По итогу, медитирующий поймет — то, чему он пытался научиться не приносило должного эффекта, и связано это с упущением двух важных ступеней йоги — ямы, ниямы.

Для начинающих и опытных

Нижеприведенная техника поможет освоить принципы первых двух ступеней начинающим йогам, тем, кто начал путь неправильно:

  1. Следуйте собственному естеству. Не нужно практиковаться только в первых двух шагах. Можно делать то, что вам хочется, например, изучать асаны.
  2. Выполняя данные методики, отмечайте моменты, которые выбивают из состояния медитирования.
  3. Проводите аналогию ситуации с принципами, которые были нарушены, а в дальнейшем старайтесь следовать правилам ямы и ниямы.

Благодаря практике, можно постичь азы йоги, которые помогут достигнуть духовного просветления в будущем. К вопросу духовного просветления подходите ответственно. Не стоит гнаться за ценой, оплачивать дешевых йогов-практиков. Лучше внимательно изучить главные моменты, особенно принципы яма и нияма, а затем строить путь к духовному просветлению. Десять принципов, приведенных выше, помогут достигнуть любых высот тем, кто не занимается медитацией, а желает достигнуть определенных высот.

Правила Ямараджа

Ограничения и правила (Яма, Нияма), определенные традицией, постоянно сопровождаются практикой в школах йоги. Асана, пранаяма или пратьяхара взаимосвязаны и выражают скрытые аспекты йоги. Благодаря им, можно подниматься все выше и выше, постигать йогу глубже.

Первые пять ступеней йоги относятся к индивидуальным усилиям по развитию сознания, тогда как Дхарана, Дхъяна и Самадхи – это универсальные проявления или естественные надземные состояния йоги (йога-сварупа).

Ахимса

Первое правило ямы популяризовал Махатма Ганди. Отрицательная приставка “не” объясняется тем, что как только из сердца изгоняется склонность притеснять других или так или иначе обижать их (в том числе и стремясь к личной выгоде за их счёт), то как естественное качество сердца сама собой открывается благожелательность.

Невозможно жить в этом мире совсем не причиняя вреда. Какой-то вред неизбежно причиняется самой нашей жизнью. К примеру, Каждый наш вдох и выдох убивает мириады бактерий или же автомобильный выхлоп непредумышленно приносит смерть бесчисленным насекомым; выходя на улицу, едва ли можно не раздавить нескольких муравьёв или же прихлопнуть назойливую муху.

Убийство является грехом для человека и, прежде всего, потому, что лишение жизни живого существа опускает нас на нашем уровне эволюционного развития.

В [tooltip location=”right” title=”Бхагавад-гита (Песнь Бога) — памятник древнеиндийской литературы на санскрите, часть «Махабхараты», состоит из 700 стихов. Бхагавад-гита является одним из священных текстов Вед, в котором представлена основная суть Ведической философии. Считается, что Бхагавад-гита может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни.

Первые ступени на пути к совершенству Яма и Нияма в йоге

Часто «Бхагавад-гиту» характеризуют как один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов не только традиции индуизма, но и религиозно-философской традиции всего мира.”]Бхагавад-Гите (?)[/tooltip], описывается когда необходимо причинить меньшей вред, чтобы предотвратить больший. Уклонение от подобного долга само по себе является актом насилия.

Так, иногда необходимо сражаться – например, в оборонительной войне. Опять же, согласно закону [tooltip location=”left” title=”Карма — (причина-следствие, воздаяние) — одно из центральных понятий в философии, причинно-следственный вселенский закон сохранения баланса, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.

Предлагаем ознакомиться:  Первая служба в церкви время

Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой – кругом перерождения в материальном мире.”]кармы (?)[/tooltip], более развитые виды должны быть защищены от менее развитых, даже если защита предполагает убийство. В случае справедливой войны защита требуется не высшим видам от низших, а высшей цели от низших мотивов – невинным людям, например, от желания агрессора уничтожать.

Для медитации асхима, ненасилие, имеет и ещё одну полезную сторону. Желание навредить создаёт у нас внутреннее напряжение, конфликтующее с умиротворённостью, которую мы стремимся развить в медитации.

Вот на чём основана практика воздержания от неправды. Эта установка начинается с отрицания, потому что нельзя просто сказать: “Будьте правдивы”? Дело в том, что правдивость является для нас естественной тенденцией, как только преодолевается желание искажать истину.

Имейте в виду, что истина всегда благотворна, тогда как констатация факта может принести как добро, так и вред. Если какие-то слова могут причинить вред, их нельзя считать истиной в высшем смысле. Если невозможно говорить искренно, не рискуя навредить, то лучше вообще ничего не говорить. (Вот одна из возможных причин того, почему некоторые индийские аскеты практикуют постоянную мауну — молчание)

Как же распознать галлюцинацию? – Проверяя свой опыт в “холодном свете дня”. Прежде всего, истинный сверхсознательный опыт сопровождается интенсивным внутренним осознанием и, кроме того, приносит благотворные и долговременные результаты. Так как эмоция тоже может быть интенсивной, то следует добавить, что интенсивность сверхсознательного переживания будет ещё и спокойной.

Совершенство в практике cатья, воздержании от неправды, до такой степени развивает ментальные силы, что простое слово становится причиной объективных событий. Достаточно лишь сказать о чём-то, чтобы это произошло на самом деле.

Идущий по пути эволюции сознания должен отказаться от желания иметь чтобы-то ни было незаслуженно. Суть в том, что если он не заслуживает этого, то не нужно и бояться, что он не привлечёт это. Даже если ему придётся напряжённо трудиться ради привлечения чего-то, ему не следует волноваться о результатах, всецело оставляя их на волю Божию. “Пусть приходит то, что приходит само” – вот девиз практики астея. Таков “рецепт” умственного покоя даже во время интенсивной активности.

Мы нечасто получаем, не прикладывая к тому никаких усилий. Поэтому установка нестяжания заключается не в прекращении усилий, а в том, чтобы, даже прилагая эти усилия, не привязываться к результатам.

Секрет внутреннего покоя заключается в отказе от желаний. Во время медитации желание чего-либо внешнего по отношению к себе выводит ум из истинного “Я” вовне, а любое желание, влекущее ум вовне, препятствует достижению успеха в медитации.

Во время медитации скажите себе, что вам ничего не нужно: вы самодостаточны в самих себе. Вы испытываете совершенный внутренний покой. Говорите себе: “Я ничем не владею – я свободен! Я ни кем не владею – я свободен! Я вечно совершенен, вечно свободен в самом себе! ”

Качество нестяжания, развитое в совершенстве, вырабатывает тонкий магнетизм, позволяющий его обладателю без усилий привлекать нужные ему вещи. Поэтому он никогда не волнуется о том, что не получит нужное ему, чем бы это ни было. Он обязательно получит то, в чём нуждается.

Брахмачарья

Брахмачарья – самоконтроль, или более дословно, “наполнение [tooltip location=”right” title=”Бра́хма (санскр. ब्रह्मा; Brahmā?) — бог творения. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти”]Брахмой (?)[/tooltip]”. Обычно эту установку соотносят с практикой полного полового воздержания, однако она имеет более широкий смысл. Брахмачарья означает контроль всех естественных потребностей, из которых половое влечение – самое сильное, но не единственное.

Идеальная форма проявления принципа брахмачарья состоит в том, чтобы жить в отождествлении с Духом, сознавая себя душой, живущей через тело, и больше не желая считать себя эго, сосредоточенным в телесном сознании. Мы должны жить так, чтобы овладеть своими влечениями, а не позволять им владеть нами.

Рекомендация здесь заключается не в крайнем воздержании, хотя полное половое воздержание по меньшей мере не исключено. Самоконтролем здесь важно добиваться прежде всего умеренностью и постепенностью, направляя свои усилия на достижение совершенства в этом.

Для достижения самоконтроля практикующий даже в разгар удовольствия учится направлять ощущение этого удовольствия вверх, в мозг. Он должен стараться ощутить, как это чувственное удовольствие питает его внутреннюю радость в её источнике в “Я”.