История Акафиста: происхождение, история развития

Вгреческойлитературесреднихвековмычастоможемвстретитьупоминаниеакафиста. ЭтотжанризвестенсраннихВизантийскихвремен. ПозднееизГрециитрадицияпенияэтой молитвы перешлавстраныВосточнойЕвропы. Этоотразилосьивлитературе,ивисторическихтрудах. Самымпервымгимном, дошедшимдосовременности, сталвеликийакафистПресвятойБогородице, онбылнаписанпослечудесногоосвобожденияКонстантинополяотнападенияврагов.

Этотвеликийакафистпредположительноотноситсяк626году (временаправленияимператораИраклия).  Многиегимнографыназываютиболееранниесроки. Считается,чтонадмолитвойработалисразунесколькогимнографов. ВтедниПатриархСергий, проносилнарукахиконуПресвятойБогородицывдольгородскихстен, иумолялБогаозащитеотвойскперсовискифов, которыеосаждалиКонстантинополь. ЛюдипросилиГосподаозаступничествевхрамах, умоляяспастиихдомаироднойгород.

ИмператорсчиталБогородицуПокровительницейизаступницейстолицыпослечудесногоспасениягорода. ПервоевремяпраздникакафистасовершаливКонстантинополеименновтомхраме (Влахернскийхрам), гдехранилисьсвятыни: чудотворнаяиконаБогородицыиЕериза, атакжепояс. ПозднеепраздниксталаотмечатьвсяВосточнаяЦерковь.

Христианскиепоэтысоставилиподражанияэтомуакафисту, авроссийскойтрадицииПравославия такие гимны принятописатькаждомусвятому, которогоЦерковьначинаетпрославлять. ВрассказеА.П. Чехова «Святоюночью» можновстретитьхудожественныйрассказотом, каклюдисочинялиакафистБогородице. Подобныемолитвыпродолжилитрадициюжанра.

ВеликийакафистБогородицесталобразцомхвалебнойпесни. Обычнохвалебнуюпеснюпишетакафистограф – православныйпоэт—христианин. Сейчасестьнетолькоклассическиеакафисты, которыемымогливстретитьвдревности, поэтомуакафистсталотдельнымособымжанромхвалебнойпесниИисусуХристу, Богородице, святому, аиногдаицерковномупразднику.

ВРоссииакафист, особыйвидмолитвы, появилсяоколо916—гогода. Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.

Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.

Особенности данного жанра

Само это слово переводится с греческого как «неседальная песнь», то есть песнопение, которое предписывается исполнять стоя. Разумеется, невозможно даже представить, чтобы в православном храме кому-то пришло в голову сидя исполнять, например, акафист Николаю Чудотворцу. Но дело в том, что название это пришло к нам из первых веков христианства, а в те далёкие годы порядок богослужений был иной. У старообрядцев этот термин звучит иначе — они говорят «акафисто».

Акафист Пресвятой Богородице

ХвалебнаяпесняПресвятойБогородице, которыйназывают «великимакафистом» исчитаютобразцомхвалебнойпесни,состоитиз25строф. Это —  13кондакови12икосов. Икосыпринятоначинатьсгреческихбукв.  ЭтотакафистпоютвбогослужебноепоследованиеУтрени. Текстакафистасодержитсявнесколькихкнигах, носчитается, чтоизначальноонпоявилсяв  ТриодиПостной. Егопоюттолькоодинразвгоду. Субботупятой седмицыВеликогоПостаименнопоэтомуназывают «ПохвалаБогородице» или «Субботаакафиста«.

Существуетоколо30различныхредакцийакафиста. ВнашейстранеширокоизвестеннеафонскийвариантакафистаначалаXIVстолетия (старцапоимениИоанн), акиевскаяверсия1627года. ЭтуверсиюмолитвысоставилархимандритПлетенецкий (Елисей), авторперевода «Триодипостной» Отом, чтогреческиегимныбылиизвестныещеотечественныммонахамXVвека, говориткнига «Канонник» КириллаБелозерского, котораявышлав1407году.

Всинксаресубботы5—ойседмицыВеликогоПостаотмечается, чтопраздникустановленвчестьотступлениязахватчиковотКонстинополя, котороесвершилосьпомолитвамПресвятойБогородицы. ЖителиКонстантинополясчиталиБогородицусвоейзаступницей. Носодержаниеиструктураторжественногобогослужениянепривязаноктемилиинымпобедамнавоенномпоприще. Лейтмотивакафиста — этоважныедляверующихпраздникиБлаговещениеПресвятойБогородицыиВоплощениеСынаБожия.

ПравославнаяЦерковьчитаетэтотакафистдляутверждениякающихсявнадежденаЗаступницуНебесную. БогородицаизбавлялалюдейотвидимыхвраговвовременаимператораИраклияиверующиеуповаютнапомощьвизбавленииотвраганевидимого, поэтомупротиворечиявисториисозданияакафистаПресвятойБогородицеиегосовременномпониманиинет.

Структурные требования

В соответствии с установившейся традицией, акафист содержит в себе двадцать пять песен, причём их расположение соответствует порядку букв греческого алфавита. Среди них тринадцать «кондаков» — кратких хвалебных славословий — и двенадцать «икосов» — длинных, пространных стихов. Каждый кондак завершается словом «Аллилуйя», что в переводе с древнееврейского означает: «Хвалите Бога». В конце каждого икоса стоит восклицание: «Радуйся!»

Акафист Николаю Чудотворцу, например, содержит в завершении каждого из кондаков фразу: «Радуйся, Николай, великий чудотворец!», а его икосы начинаясь со слова «Радуйся!» и перечисляют все благие качества души святого, а также богоугодные деяния, им свершённые. Кроме того, характерной композиционной особенностью жанра является ещё и непременное условие заканчивать каждый икос теми же словами, что стоят в конце первого кондака, а все последующие кондаки завершать восклицанием «Аллилуйя». Иллюстрацией этому правилу также может послужить акафист Николаю Чудотворцу, ну или любой другой из их огромного перечня.

Предлагаем ознакомиться:  Заговор на хорошую учебу для родителей и ребенка

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафистобязательносостоитизкондаковиикосов. Это25песен, онисоответствуютпорядкубуквгреческогоалфавита. Молитвасостоитизтринадцатихвалебныхпесен, кондаковидвенадцатипространныхпесней, которыеназывают «икос«. Каждаягруппапроизведенийобъясняетсмыслпраздника, которомупосвященакафист.

Икосыпринятозаканчиватьнаслове “радуйся” акондакина  воспевании “Аллилуйя”, котороеозначает «хвалитеБога«. Икос, которыйчитаютпослекондакаобычноделятнадвечасти. Читатьикосыбезкондаковнепринято.

Акафистнапоминаетклассическийкондакпосвоемусоставу. Такиекондакиобязательноимеют  двадцатьстрофы:  двенадцатьизнихболеекраткие, свосхвалением «аллилуйя» идвенадцатьдлинных, которыесоответствуютпервомуприпевукондака. Но, вотличиеоткондакаклассическоготипа, акафистставитпередсобой,какпервостепенную,задачувосхваления.

Отдревнихкондаковакафистытакжеотличаютхайретизмы. Хайертизмы — этовосхвалениякоторые, начинаютсясослова «Радуйся!». Первоеслововкраткойвводнойфразеикоса — тоже «Радуйся«. Тринадцатыйкондакчитаетсятриразасобращениемктому, комуонпосвящен, посленегообязательноповторяетсяпервыйикос, затемопятьчитаетсяпервыйкондак.

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила. В этом случае начальные молитвы обычно не читают, можночитатьакафистужепослечтениямолитвдоконечноймолитвы «Достойноесть«. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии.

Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав.  Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.

Некоторые исторические сведения

В течение достаточно продолжительного времени русская православная гимнография знала лишь акафист Богородице, и только по отношению к нему употреблялся интересующий нас термин. Он был известен также под названием «Великий». Именно его форма послужила схемой для создания всех последующих произведений подобного рода.

Можно лишь с полной уверенностью говорить о том, что время создания его занимает период между третьим и четвёртым Вселенскими соборами. Доказательством тому может служить достоверно известная дата сочинения зачина «Взбранной Воеводе…» — 626 год. Эта часть произведения носит также название «проимий», что в переводе на русский означает «капюшон», или, по-церковному, «кукулий».

Предлагаем ознакомиться:  На убывающую луну заговоры вернуть мужа

Какие акафисты читать в житейских нуждах

О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородицепринято в субботу, на пятой неделе Великого поста.

Что означает радуйся в акафистах

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Всецарица» читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам.

Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом.

Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве.

Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафистСвятителю Спиридону, епископу Тримифунтскому

Акафист Иисусу Сладчайшемучитается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.

Что означает радуйся в акафистах

Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.

Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.

Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.

Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.

Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.

Что означает радуйся в акафистах

Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь — 1Фесс.5:17).

По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия. Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.

Предлагаем ознакомиться:  Сонник что означает речка

Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.

Отражение реальных событий

Позднее были написаны многочисленные хвалебные гимны, такие как акафист Николаю Чудотворцу, Пресвятой Троице и многие другие, но особенность первого из них, созданного в прославление Божьей Матери, состоит в том, что его проимий (вводная часть) является позднейшим добавлением, связанным с важным историческим событием — осадой в 626 году Константинополя славянами и их союзниками аварами.

Царица Небесная чудесным образом избавила столицу Византии от смертельной опасности, в честь чего и была добавлен, к ранее созданному акафисту новая вступительная часть. Впоследствии нередко акафисты святым писались в связи с определёнными историческими событиями или яркими фактами из их земной жизни.

Византийские патриархи-поэты

Написание гимнов, в основу которых была положена Богородичная схема, специалисты относят к завершению византийской эпохи. Позднейшие произведения этого жанра связывают с именами Константинопольских Патриархов Исидора Вухираса и Филофея Коккина. Написанные ими акафисты получили широкое распространение в славянских землях.

Гимнографическое творчество новейших времён

Акафист - это

В России написание акафистов получило широкое распространение в XIX веке. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что к началу 1901 года духовное ведомство разрешило к опубликованию сто пятьдесят восемь сочинений этого жанра, и более трёхсот отвергло. В наши дни, когда после долгих десятилетий богоборчества православная церковь вновь занимает подобающее ей место в обществе, также наблюдается творческий подъём в этой области.

Говоря об использовании произведений этого жанра в богослужебной практике, следует отметить, что в Церковном Уставе отмечается лишь один — Великий акафист, о котором шла речь выше. Он читается в пятую Великопостную субботу. В этот день свершается праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Прочие же акафисты принято включать в молебны и иные различные богослужения. Также церковью благословляется их чтение дома во время келейных молитв.