Иконография

Наиболее раннее документальное упоминание об иконе с названием “Всех скорбящих радость” относится к 1683 г. Этот образ был написан придворным живописцем И.Безминым, его стиль и иконография должны были следовать европейским, вероятнее всего польским, образцам. Нет уверенности, что на первых изображениях присутствовали образы страждущих.

В 80-х гг. в составе клейм расширенного акафистного цикла на иконах Семёна Спиридонова Холмогорца появляется изображение Богоматери “Умиление и посещение в беде страждущим”, восходящее к европейской. “Madonna Misericordia” (Милующая) (наиболее ранний датированный пример – “Богоматерь с Младенцем на троне, с 40 клеймами акафиста”, 1687, ГРМ).

Богоматерь изображалась без Младенца, с разведенными в стороны руками и в окружении разнообразных страждущих, располагавшихся в 3 ряда по обеим сторонам от Нее. Не исключено, что подобное изображение групп страждущих стали помещать на иконе “Всех скорбящих радость” после прославления образа в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке в 1688 г. под влиянием композиции “Умиление и посещение в беде страждущим”.

Композиция московской чудотворной иконы с изображением страждущих восходит к “Gloria”: в центре Богоматерь с Младенцем, стоящая на облаках и окруженная сиянием, по сторонам вверху 2 ангела с рипидами, еще 2 ангела помещены среди скорбящих. Особенность московской чудотворной иконы в изображении святых над страждущими: слева – прп.

Сергия Радонежского и свт. Феодора Сикеота, справа – препп. Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Подбор святых указывает на патрональный характер иконы, написанной по индивидуальному заказу и именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где издревле находился придел прп. Варлаама Хутынского.

Точные списки с московской иконы известны с нач. XVIII в. [4]. Состав дополнительных святых на них мог меняться в соответствии с требованиями заказа, иногда они отсутствуют. Распространению этих списков в XVIII в. способствовали гравированные листы, выполненные с чудотворного образа [5].

На петербургской иконе, в целом совпадающей с московской в изображении Богоматери с Младенцем, есть и др. отличия помимо отсутствия страждущих. Так, Богородица представлена стоящей на луне – деталь в сочетании с сиянием, окружающим Ее, соответствует тексту Апокалипсиса о жене, облеченной “в солнце; под ногами ее луна” (Откр. 12, 1).

Подобные изображения на Западе известны с XIV в., в Россию пришли в XVII в., дав начало нескольким иконографическим типам (“Солнечная”, “Благодатное Небо” и др.). Четки в руках Богоматери и Младенца, также западная по происхождению деталь, характерная для иконографии “Rosarium” (Видение Св. Доминика), в русской иконописи встречается чрезвычайно редко, единственный известный пример – икона “Богоматерь Звезда Пресветлая” А.И.

Казанцева (90-е гг. XVII в., МИХМ). Поскольку Богородица держит четки, Ее правая рука не приложена к груди, а опущена. Вместо “Св. Троицы” (т.н. новозаветной) вверху представлено изображение Бога Отца, что позволяет избежать двойного изображения Христа (как Вседержителя и как Младенца), присутствующего на московской иконе. Точные списки с петербургской иконы очень редки и бытовали только в Санкт-Петербурге.

На рубеже XVII-XVIII вв. в Москве мастерами Оружейной палаты был создан ряд значительных по размеру икон “Всех скорбящих радость” со страждущими, где изображения Богоматери варьировались. На том основании, что некоторые из них восходят к 2 гравюрам Леонтия Бунина (кон. XVII в.), О.Р.Хромов предположил, что могла существовать графическая серия подобных изображений, задуманная в качестве иллюстраций к неосуществленному изданию (очевидно, акафисту), посвященному новопрославленной иконе Божией Матери. В свою очередь они могли стать образцами для московских икон того времени. Известны следующие варианты:

  • Богоматерь сидит на престоле (ЦМиАР),
  • Богоматерь стоит, держит Младенца на скрещенных руках по типу “Salus populi Romani” (Богоматерь Римская),
  • Богоматерь без Младенца по типу “Madonna Misericordia” (1713, ЦАК МДА),
  • Богоматерь представлена так же, но с распростертыми ангельскими крыльями (ЦАК МДА),
  • Богоматерь стоит на луне, прижав руки к груди и отведя взор вниз,- по зап. типу “Immaculata” (Непорочное зачатие Богородицы) (1703, ЦМиАР),
  • Богоматерь в развороте вправо, восходящая на небеса, которые могут изображаться в развернутом варианте, с “бегами небесными” (ГММК; А. Квашнин, 1707, ГТГ).

В списках более позднего времени эти варианты встречаются редко.

На рубеже XVII-XVIII вв. иконы, на которых изображались Богоматерь без Младенца и в окружении страждущих, независимо от того, как Она была представлена, в авторских подписях назывались “Образ умиления и посещения в беде страждущим”. К сер. XVIII в. на этот тип, оказавшийся близким по содержанию и композиции к иконографии “Всех скорбящих радость”, перешло название последней.

Среди таких изображений наиболее популярным был вариант, восходящий к композиции Семёна Спиридонова Холмогорца, где Богородица, держащая в правой руке жезл, представлена в раю. Символизирующий рай белый фон постепенно был вытеснен разноцветными фонами, но изображения цветов и ветвей сохранялись. Появилась новая деталь – белый плат на главе Богородицы поверх мафория.

С нач. XVIII в. на этих иконах появились такие детали, как изображение корабля по западному типу “Мадонны мореплавателей”, впоследствии часто присутствующее на многих иконах “Всех скорбящих радость” независимо от варианта их иконографии, а также более редкое изображение радуги в ногах Богоматери, встречающееся в западных изводах “Gloria”.

ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ - Древо

В XIX в. наиболее устойчивыми вариантами иконографии “Всех скорбящих радость” были типы московской чудотворной иконы и “Умиление и посещение в беде страждущим”, восходящее к Семёну Спиридонову Холмогорцу. В живописной иконе особенно часто встречаются новые, свободные композиции, только отчасти связанные со старыми изводами, что делает невозможной их иконографическую классификацию.

Другие чудотворные и местночтимые иконы “Всех скорбящих радость”

В арзамасской Высокогорской пустыни. По преданию, найдена в 1-й трети XIX в. в сенях людской избы в дер. Караулово Нижегородского уезда дворянином Г. Г.Карауловым. Явившийся Караулову во сне старец велел ему ехать в с. Забелино, помириться с братом Сергеем и отслужить молебен перед иконой “Всех скорбящих радость”, и тогда он станет здоров.

После долгих поисков икона была обнаружена. Прозрев после молебна, Караулов уступил брату спорную часть наследства, но забрал икону, которую привез в Арзамас, где от нее продолжались исцеления. В 1837 г., перед смертью, Караулов завещал сыну Ивану похоронить себя в Высокогорской пустыне и отдать туда икону, устроив в Покровской церкви особый придел для нее (построен в 1845 г.). Иван стал монахом этой пустыни с именем Иосиф. С 1837 г. на средства барона Н.А.Шлиппенбаха перед иконой горела неугасимая лампада.

В ахтырском во имя Св. Троицы монастыре Харьковской епархии. Икона “Всех скорбящих радость” была написана, очевидно, в 1-й пол. XVIII в. (226,5х168 см). По преданию, оставлена в Троицком монастыре неким священником, направлявшимся по обету в Киев. После упразднения монастыря в 1788 г. икона пребывала в том же храме Св. Троицы.

ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ - Древо

С восстановлением женского монастыря в обители в 1843 г. в книге стали записывать сведения об исцелениях от иконы. К 1859 г. их было более 10; после проведенного расследования в 1864 г. икона была официально признана чудотворной. Находилась в Скорбященском приделе собора Св. Троицы в особом киоте. До настоящего времени не сохранилась, известна по фотографиям, восходит к западному типу “Madonna Miseriсordia”. Была украшена серебряным окладом.

В Вологде. Написание иконы “Всех скорбящих радость” из Воскресенского собора датируется, видимо, не позднее сер. XVIII в. Сначала находилась в церкви Богоявления на Лосте, в 12 верстах от Вологды по московскому тракту. По преданию, была найдена в 1766 г. после видений во сне больной крестьянке дер. Сошниково Христине Галахтионовой, обнаружившей икону под алтарем в подвале церкви.

О том, что от иконы происходили исцеления, было доложено Иосифу (Золотому), епископу Вологодскому и Белозерскому. По его распоряжению соборный ключарь Дмитрий Стефанов забрал образ из Богоявленской церкви и доставил его в консисторию. За 1766-1768 гг. было собрано 59 показаний о чудесных исцелениях, которые, как правило, совершались заочно, а молебны служились в благодарность за них.

В 1766 г. на средства надворного советника Апочинина поля иконы обложили серебром. В XVIII в. она была украшена множеством серебряных вотивных привесов. Позднее для нее изготовили жемчужную ризу с алмазами и драгоценными камнями. С постройкой теплого Воскресенского собора (1772-1776 гг.) икону в особом киоте поставили за правым клиросом, летом на 3 месяца киот переносили в холодный Софийский собор.

Предлагаем ознакомиться:  К чему снится виноград, что сулит сон, кроме богатства и процветания? Толкование сновидения

Литература

К разделу “Икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке”

  • Бенескриптов Е. Сказание о Св. чудотворной иконе Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих радость”. СПб., 1859;
  • Храм Богоматери “Всех скорбящих Радости”, что на Ордынке в Москве. М., 1862, 1906;
  • Георгиевский Н., свящ. Ист.-стат. описание Санкт-петербургской Скорбященской церкви, что за литейным двором. СПб., 1866 [ц в. воспроиз в., публ. “Сказания” кон. XVII в.];
  • он же. Церковь “Всех скорбящих Радости” за Литейным двором // Ист.-стат. сведения о Санкт-Петерб. епархии. СПб., 1876. Вып. 5. С. 266-277 (па г. 2);
  • Сказание о Св. чудотворной иконе ПреСв. Богородицы “Всех скорбящих радости”. СПб., 1888. М., 1892, 1894;
  • Дебольский Г. С. Дни богослужения Правосл. кафолической церкви. СПб., 1894. Т. 1;
  • Скорбященская церковь в Петербурге и ее чудотворная икона // Рус. паломник. 1911. N 48. С. 762-764;
  • N 49. С. 778-779; Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси: Санкт-Петерб. епархия. СПб., 1908. С. 133-134.

К разделу “Икона из Тихвинской часовни…”

  • Замечательное событие в часовне близ стеклянного завода 23 июля 1888 г. СПб., 1888;
  • Замечательный случай с иконой // Рус. паломник. 1888. N 3 (39). С. 461-462;
  • Новое знамение милости Божией: Исцеление болящей женщины В.И.Белоногиной иконой Божией Матери “Всех скорбящих радости”, 17-го февр. 1891. СПб., 1891;
  • И. Г. Чудо в часовне Скорбящей Божией Матери (в селении стеклянного завода в Петербурге) // Рус. паломник. 1891. N 5. С. 79;
  • Часовня с чудотворною иконою Божией Матери “Всех Скорбящих Радости” // ПрибЦВед. 1891. N 8. С. 239-242;
  • Ландышев Е., свящ. Икона Божией Матери “Всех скорбящих Радости”, находящаяся в часовне близ стеклянного имп. завода, что в Санкт-Петербурге. Од., 1893;
  • Рахманин К., диак. Тихвинская часовня и в ней чудотворная икона Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих Радости” (с монетками) в селении имп. стеклянного завода. СПб., 1893;
  • он же. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих Радости” с монетками в селении имп. стеклянного завода в Санкт-Петербурге. СПб., 1902;
  • Знамение милости Божией: Чудесные исцеления иконою Божией Матери “Всех скорбящих Радость”. СПб., 1896.

К разделу “Иконография”

  • Ретковская Л. С. Вселенная в искусстве Др. Руси. М., 1961 (Тр. ГИМ. Памятники культуры; Вып. 3). [вар-т восхождения на небо с “бегами небесными”];
  • Сапунов Б. В. Некоторые сюжеты рус. иконографии и их трактовка в пореформенное время // Культура и искусство России XIX в.: Сб. ст. ГЭ. Л., 1985. С. 141-149;
  • Комашко Н. И. Богоматерь “Всех скорбящих Радость” // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. 2004. N 1-2. С. 22-34.

К разделу “Другие чудотворные и местночтимые иконы “Всех скорбящих радость”

  • Аполлинарий, иером. Краткий очерк о почившей игум. Марии и об устроении ею Сызранского Сретенского девичьего монастыря Симбирской епархии. Пенза, 1878. С. 6
  • Арзамасская Высокогорская пустынь // Рус. паломник. 1916. N 21. С. 320-321.
  • Арнольдов М. От Симбирска до Нагаткина // Симбирские Г В. 1868. N 43. С. 4
  • Белоусович Л. Нежинский Благовещенский 2-кл. монастырь, называемый Назарет ПреСв. Богородицы // Там же. 1867. N 24. Приб. С. 829
  • Боярский А. Драндский Успенский монастырь на Кавказе. Од., 1894. С. 15. 1900.
  • Бухарев И. Иконы. С. 378-387
  • В. Б. Церк.-ист. памятники Нижегородской епархии: Описание некоторых древних и благочестно чтимых Св. крестов и икон // Нижегородские Е В. 1888. N 5. Ч. неофиц. С. 160.
  • Васишко Г. У. Святыня Вологодской тюрьмы // И В. 1912. N 7. С. 256-261
  • Введенский Д. И. Во славу Богоматери “Всех скорбящих радости”. Сер г. П., 1906.
  • Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1910. С. 46.
  • Виноградов И. Известие о чудотворной иконе Богоматери “Всех скорбящих радости”, находящейся в Вологодском кафедральном Софийском соборе, и бывших от нея чудотворениях в 1766, 1767 и 1768 гг. // Вологодские Е В. Приб. 1865. N 22. С. 843-853
  • В-кий К. Одна из святынь Брянского края (выпись из церк.-приходской летописи с. Стари) // Орловские Е В. 1904. N 33. Отд. неофиц. С. 771-781.
  • Владимирский П., прот. Краткие сведения о нижегородском кафедр. соборе, его основании, святынях его и достопримечательностях. Н. Нов г., 1886. С. 5-6
  • Вятская епархия: Ист.-геогр. и стат. описание. Вятка, 1912. С. 435.
  • Горчакова Е. Кие в. М., 1896. С. 58
  • Девятисотлетие Православия на Волыни. Житомир, 1892. Ч. 1. С. 339.
  • Денисов Л. Сказание о заступлении Пресв. Богородицы за обиженную мужем жену. М., 1900. С. 58-59.
  • Димитрий (Самбикин), архиеп. Указ. храмовых празднеств в Воронежской еп. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 184-186.
  • Димитрий (Самбикин). Месяцеслов.
  • Добровольский М., прот. Нижегородский Спасо-Преображенский собор и его достопримечательности. Н. Новг., 1894. С. 60-61
  • Добровольский М., прот. Путев. по святыням и церк. достопримечательностям Ниж. Новгорода. Н. Нов г., 1912. С. 20.
  • Добрынин Д. Празднование иконы Божией Матери “Всех скорбящих радости” // Орловские Г В. 1859. N 48. Ч. неофиц. С. 376-379
  • Дубасов И. Ист. зап. тамбовском Вознесенском жен. монастыре, сост. по поводу его 200-летия. Тамбов, 1890. С. 6-8
  • Ершов П. Справ. кн. Пермской епархии. Пермь, 1911. С. 117.
  • Жданов А. По поводу 200-летнего юбилея Тамбовского Вознесенского жен. монастыря. Тамбов, 1890. С. 28-33.
  • Икона Божией Матери “Всех скорбящих Радости”, что в Тобольской Захарьевской церкви // Рус. паломник. 1889. N 43. С. 509-510.
  • Иосиф (Левитский), архим. Путеводитель к святыне и священным достопамятностям г. Москвы и ее окрестностей. М., 1876.
  • Ист. описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Орел, 1905. Т. 1.
  • Ист.-стат. описание Смоленской еп. СПб., 1864. С. 343
  • Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 511, 526.
  • Ист.-стат. сведения о Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1878. Вып. 6-7.
  • Казанский П. С. Слава Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 67-68
  • Кедровский Н. Сведения об иконе Божией Матери “Всех скорбящих радости”, находящейся в церкви тюремнаго замка г.Вологды, и о самой сей церкви // Вологодские Е В. Приб. 1864. N 5. С. 128-135
  • Киселев А., прот. Чудотворные иконы Божией Матери в рус. истории. М., 1992. С. 110-112.
  • Коваль С. К очерку “Святыня Вологодской тюрьмы” // И В. 1912. N 9. С. 1132-1134.
  • Коневский М. Ф., свящ. Краткий ист. очерк и описание Арзамасской Высокогорской Вознесенской муж. Общежительной Пустыни Нижегородской епархии. Н. Нов г., 1914. С. 13. Арзамас, 1916
  • Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси: Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908.
  • Лебедев А. Е., свящ. Ист.-стат. очерк Псковоградской Варлаамовской церкви. Псков, 1895
  • Лебедев В., прот. Церковь при Николаевском дворце в Санкт-Петербурге // Странник. 1877. Апр. С. 3-20.
  • Ливанский И. О чудотворной иконе Божией Матери “Всех скорбящих Радости” в Богоявленской г. Орла церкви. Орел, 1912.
  • Ляпидевский П. С., прот. Чудесное исцеление от иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радости” ПреоСв. Иллариона, Еп. Полтавского и Переяславского // Кормчий. 1893. N 8. С. 111-112
  • М. Р. Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ее Св. иконы. М., 1891. С. 111-125
  • Макарий (Миролюбов), архиеп. Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857. С. 19
  • Макаров Г. Благодатное заступление Божией Матери, явленное от иконы Ея “Всех скорбящих Радости” // ДС. 1888. Вып. 7. С. 111-112
  • Макухин Н. И. Чудесныя исцеления пред иконою Божией Матери “Всех скорбящих радости”, что в Ахтырском Св.-Троицком монастыре, с предварительным сказанием об этой иконе и самом монастыре. Од., 1895
  • Мартынов П. Остатки старины, сохранившиеся в Симбирском у. // Симбирские Г В. 1896. Ч. неофиц. N 18, 26, 44, 45, 46, 47 (отд. отт.: Симбирск, 1896. С. 141)
  • Местночтимые Св. иконы в Тверской епархии // Тверские Е В. 1888. N 6. Ч. неофиц. С. 171-184.
  • Молчанов Н. Ист.-стат. описание Тамбовского Вознесенского 3-кл. жен. монастыря. Тамбов, 1883
  • Нежинский мужской монастырь // Черниговские ЕИз в. 1861. N 7. Приб. С. 361
  • Никольская В. А. Икона Царицы Небесной “Всех скорбящих Радости” в церкви Св. Духа на Большой Охте в Санкт-Петербурге. СПб., 1908 [воспроиз в.].
  • Н-ин [Непеин] С. А. Вологодская чудотворная икона “Всех Скорбящих Радости” // Рус. паломник. 1897. N 21. С. 325-326
  • О святых иконах, по преимуществу чтимых в Нижегородской еп. // Нижегородские Е В. 1865. N 9. Ч. неофиц. С. 43
  • Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1911. С. 195-196.
  • Опыт описания некоторых церквей Соликамского у.: Майкорская Богоявленская церковь // Пермские Е В. 1876. N 2. Ч. неофиц. С. 19-21.
  • Открытие братства Божией Матери “Всех скорбящих радости” в Нежине // Там же. 1884. N 5. Приб. Ч. неофиц. С. 188.
  • Панов Г., свящ. Ист., хронол. и иконогр. описание 218 наименований и изображений ПреСв. Богородицы. СПб., 1871
  • Петров Н. И. Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896. С. 128
  • Петровский С. Киев, его святыни и достопримечательности. Од., 1909. С. 23
  • Пономарев П. П. Описание церквей и приходов Кунгурского у. (Пермской губ.). Кунгур, 1896. С. 211.
  • Поселянин Е. Богоматерь. С. 679-694
  • ППБЭС. С. 578-579.
  • Пшеничников А., свящ. Краткое ист. описание первокл. Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. С. 56
  • Пшеничников А., свящ. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем монастыре, в Москве. М., 1886. С. 90
  • Редков Н. Н. Ист.-стат. описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Вып. 1: Бельский у.
  • Св.-Троицкий Ахтырский монастырь (1654-1904) // Рус. паломник. 1904. N 35. С. 600.
  • Сементовский Н. Киев и его достопамятности. К., 1852. С. 154
  • Сергий (Спасский), архим. Повествование о чудотворной иконе Божией Матери “Всех скорбящих Радости”, находящейся в Арзамасской Высокогорской Пустыни // Нижегородские Е В. 1867. N 13. Ч. неофиц. С. 589-593
  • Сказание воронежского старожила о чудотворениях от иконы Божией Матери радости скорбящим (в Богословской церкви г. Воронежа) // Воронежские Е В. 1867. Ч. 1. Ч. неофиц. С. 31
  • Слава Богоматери. С. 117-130
  • Снессорева С. Земная жизнь ПреСв. Богородицы. С. 470-480
  • Соколов Н. Скорбященская церковь при царскосельском госпитале и богадельне // Ист.-стат. сведения о САНКТ-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 8. С. 8
  • Сперанский И. Сказания о чудотворных иконах Божией Матери, более известных и особо чтимых в среде правосл. рус. народа. Смоленск, 1894. С. 111.
  • Суворов Н. Е. Путе в. по Вологде с указ. на ея церк. древности и святыни и др. достопримечательности // Вологодские Е В. 1874. N 18 (отд. отт.: Вологда, 1874)
  • Суворов Н. И. Путеводитель по Вологде с указанием на ее церковные древности и святыни и др. достопримечательности. Вологда, 1874. С. 4.
  • Сулоцкий А., прот. Икона Божией Матери “Всех скорбящих радости” в Тобольской Захарьевской церкви // Странник. 1866. Окт. С. 43-50
  • Сулоцкий А., прот. Многочтимые иконы по Зап. Сибири. Омск, 1881. С. 7-8
  • Сулоцкий А., прот. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии. СПб., 1864. С. 96-108
  • Тимофеев П. Милосердие Богоматери к умирающим // Странник. 1867. Ян в. С. 63-64 (па г. 1)
  • Титов А. А. Ростовский у. Ярославской губ. М., 1885. С. 175
  • Титов А. А. Чудотворная икона “Всех скорбящих радости” в церкви села Осипова Ростовского у. Ярославской губ. Ярославль, 1910, 19132.
  • Титов Ф., прот. Краткое ист. описание Киево-Печерской Лавры и др. святынь и достопримечательностей г. Киева. К., 1911. С. 136.
  • Тихомиров Е. А. Жизнь ПреСв. Богородицы и сказания о всех чудотворных иконах Ея, прославляемых в Правосл. Церкви. М., 1887. Ч. 2. С. 191-193.
  • Токмаков И. Д. Ист. сведения о чудотворной иконе Богоматери “Всех скорбящих радости”, прославившейся в Москве в 1688 г., и о прочих списках с нея в России с прил. описания чрезвычайнаго явления от иконы: находящейся в дер. Клочки, близ САНКТ-Петербурга, бывшее 23 июля 1888 г. М., 1890. С. 14-16.
  • Указ. местных празднеств в Тамбовской епархии. Тамбов, 1876. С. 36
  • Уралов Н. 24-е окт. в Полтавском кафедр. Успенском соборе // Полтавские Е В. 1892. N 23. Ч. неофиц. С. 903-911
  • Утробин Г., прот. Чудесное исцеление от иконы Божией Матери // Странник. 1879. Сент. С. 379-380
  • Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. Х., 1852. Отд. 1. С. 207
  • Филарет (Гумилевский), архиеп. Описание Нежинскаго Благовещенского 2-кл. монастыря, называемого “Назарет” ПреСв. Богородицы. Чернигов, 1873. С. 30
  • Хитров Г. В., свящ. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861.
  • Хойнацкий А., прот. Очерк истории Нежинскаго Благовещенскаго монастыря // Черниговские ЕИз в. 1883. N 10. Приб. Ч. неофиц. С. 559 (Отд. отт.: Чернигов, 1883)
  • Храм Богоматери “Всех скорбящих Радости”, что на Ордынке, в Москве. М., 1906. С. 20-21.
  • Храмовый праздник в церкви Вологодскаго Тюремнаго замка // Вологодские Г В. Ч. неофиц. 1848. N 45. С. 517-518
  • Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Ниж. Новгорода. Н. Нов г., 1859. Ч. 2. С. 41
  • Церковь в честь иконы Богоматери “Всех скорбящих Радость”, что в Моск. Вознесенском девичьем монастыре. М., 1901. С. 8
  • Четыркин И. Н. Арзамасская Высокогорская Вознесенская муж. пустынь // Нижегородские Е В. 1888. N 1. Ч. неофиц. С. 524-529
  • Чудесное исцеление // ДБ. 1864. N 30. С. 381-382
  • Чудотворные и особенно местно чтимые иконы и крестные ходы в Казанской епархии. Каз., 1872. С. 54-55.
  • Яхонтов А. Г. Сызрань и ее достопримечательности: Ист.-археол. описание. Симбирск, 1901. С. 96.
  • Яхонтов А. Из симбирской старины, явленные и чудотворные иконы епархии // Симбирские Е В. 1903. N 5. Ч. неофиц.
  • Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклонятся. — Репринтное воспроизведение издания. — СПб.: Вера, 1997. — С. 356-357, 477-481.
Предлагаем ознакомиться:  К чему снится Вши. Видеть во сне Вши

История

ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ - Древо

Этот образ прославился в 1688 году после чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, долгое время страдавшей от не заживавшей раны в боку. Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской церкви на Ордынке (позднее известна как Скорбященская), прихожанкой которой была Евфимия.

Ее написание, по-видимому, надо относить ко времени перестройки храма в камне в 1683-1685 гг. Служба иконе “Всех скорбящих радость” по образцу службы иконе Божией Матери “Одигитрия” и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 г. проф. МДА П.С.Казанским.

В 1711 г., при переезде царского двора в Санкт-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке икону “Всех скорбящих радость”. Точно неизвестно, был ли это оригинал или список с него, который также пребывал в церкви. Существует 2 версии относительно того, какой образ, московский или петербургский, явил чудо в 1688 г.

Церковные историки уже к началу XX столетия затруднялись ответить, какая из икон – на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге – являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской. Анализ же иконографии дает основания считать, что московский образ является списком с петербургского (см. ниже раздел “Иконография”).

Оставшаяся в Москве икона “Всех скорбящих радость” с 1713 г. находилась в устроенном для нее приделе [1]. Чудотворения от нее письменно не фиксировались. Храм был закрыт в 30-х гг. XX в., служба в нем возобновлена в 1948 г. Судьба образа в период, когда храм был закрыт и в нем находилось фондохранилище ГТГ, достоверно неизвестна.

Предлагаем ознакомиться:  Икона Божией Матери Тихвинская

Считается, что находящийся там в настоящее время чтимый образ Божией Матери тот же, что был до закрытия церкви. Но есть сведения, что чудотворная икона изымалась, а образ, который находится в церкви, был подарен Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в связи с возобновлением церковной службы и является точным списком с чудотворного образа, созданным во 2-й пол. XVIII в.

Икона “Всех скорбящих радость”, вывезенная в Санкт-Петербург, была помещена царевной Наталией Алексеевной в домовой церкви Воскресения Христова при ее дворце за Литейным двором на Шпалерной ул. При Наталии Алексеевне на иконе были закреплены частицы реликвий и мощей святых, выполнен серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен. В 1713 г.

при дворце была устроена богадельня, к которой храм стал относиться после смерти царевны (1716 г.). Во время эпидемии оспы в 1768 г. императрица Екатерина II ходила к иконе на богомолье, перед тем как сделать прививку от болезни себе и наследнику Павлу Петровичу. В 1817-1818 гг. церковь была полностью перестроена (архитектор Л.Руска), икона установлена в особой нише справа от иконостаса.

Письменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в литературе упоминается о том, что в 1848 г. исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру которой был принесен образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант), в 1849 г. выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы, в 50-х гг. по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника.

Образ был написан на кипарисной доске (69,0х51,2 см). При императрице Екатерине II был выполнен 2-й оклад, в 1858 г.- 3-й, золотой, по рис. Ф. Г.Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1-й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 г.

этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь и заменен копией работы П.М.Шамшина. 2 других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4х226,7 см), написанный в 1858 г. художником Ф.А.Бронниковым, находился на хорах храма.

В 1932 г. храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, неверна. Икона “Всех скорбящих радость”, в настоящее время находящаяся в нем и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы.

Существует несколько версий о том, как образ попал в часовню. Согласно 1-й, икона была вкладом купца С.И.Матвеева, имевшего торговые связи с заводом. Икона принадлежала его матери, урожденной Куракиной, в их семью “Всех скорбящих радость” попала, после того как была выловлена из Невы. Согласно 2-й версии, икону прибило к берегу реки в том самом месте, где была построена часовня.

Время построения часовни предание относит к эпохе царствования императрицы Екатерины II и связывает с тем, что у этого места, где раньше был перевоз от стеклянного завода к дер. Клочки, некогда явилась по воде Тихвинская икона Божией Матери. В наводнение 1824 г. часовня была смыта и отнесена к дер. Клочки, затем восстановлена на прежнем месте Д.Туляковым.

Икона прославилась 23 июля 1888 г., когда во время грозы молния ударила в часовню и она загорелась. После тушения пожара было замечено, что стекло киота разбилось, сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом (позднее 1 монета отпала).

Икона Божией Матери {amp}quot;Всех Скорбящих Радость{amp}quot; Точный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке. (Последняя четверть XVIII в.)

Это событие вызвало большой приток богомольцев к иконе, и еще до 1-го официально засвидетельствованного исцеления от нее были случаи выздоровления (напр., расслабленного крестьянина, несколько лет не покидавшего постели). 1-е исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г.

После посещения часовни в 1893 г. царской семьей началось строительство Скорбященской церкви рядом с часовней по проекту А.И. фон Гогена и А. В. Иванова, завершенное в 1898 г. Икона оставалась в часовне, для богослужения переносилась в церковь, где для нее был устроен специальный киот справа от иконостаса.

Скорбященская церковь была разобрана в 30-х гг. XX в., часовня закрыта (сохранилась в перестроенном виде), а икона перенесена в церкви Св. Троицы (“Кулич и Пасха”), где находится до настоящего времени.

Иконография иконы (53,5х35,5 см) относится к типу “Умиление и посещение в беде страждущим”. По стилю живописи представляет собой образец письма XIX в.

Примечания

  1. 123456Н. И. Комашко. Богоматерь «Всех скорбящих Радость» // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — 2004. — № 1–2 (14). — Стр. 22–34.
  2. 1234Н. Комашко. «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…» (Статья из IX тома «Православной энциклопедии»)
  3. «Образ был написан на кипарисной доске (69,0х51,2 см). При императрице Екатерине II был выполнен 2-й оклад, в 1858 г.- 3-й, золотой, по рис. Ф. Г.Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1-й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 г. этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь и заменен копией работы П.М.Шамшина. 2 других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4х226,7 см), написанный в 1858 г. художником Ф.А.Бронниковым, находился на хорах храма. Второй (213,5х124,5 см), выполненный художником Тюриным на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 г., был установлен в нише на наружной стене храма. Ни один список не сохранился» (Православная энциклопедия).