Что означает имя Ханумана

Относительно происхождения и значения имени «Хануман» (санскр. हनुमान्) существует несколько версий. Вероятно, что его имя отражает неизмеримую силу знания и возвышенной мудрости, коими обладает этот храбрый воин, здесь он предстаёт как сражающий величием знания, или мудрый воин: «ман»— ‘думать’; «хан» — ‘бить, повергнуть, сразить’.

Согласно одной из версий, имя состоит из двух слов: «хану» — ‘челюсть’ и «мант» — ‘видимая’, соответственно, имя можно интерпретировать как «тот, кто имеет выдающуюся челюсть». Ещё одна версия заключается в том, что его имя происходит от слов «хан» — ‘уничтоженный, поверженный’ и «маана» — ‘гордыня’, таким образом, означает ‘тот, кто уничтожил в себе гордыню’.

Множество имён, характеризующих основные черты и качества Ханумана, подробно описаны в «Хануман Чалиса», являющейся самым известным гимном, прославляющим бога Ханумана, описывающим его лики, деяния, подвиги, совершённые им и воспеваемые в эпосе «Рамаяна».

«ваджра» — ‘молния, стрела, алмаз, несокрушимый’; «анга» — ‘часть тела, конечность’; «бала» —‘сила, мужество, власть’. Олицетворение необычайной силы и отваги Ханумана несут в себе имена Вира, Махавира, Махабала и другие, обозначающие этот присущий ему атрибут. Чирандживи — ‘беЗсмертный’, в различных версиях «Рамаяны» утверждается, что Хануман был благословлён Рамой на беЗсмертие, он будет пребывать на земле до тех пор, пока будет жива память о славных деяниях Рамы.

Курупсундар — обладающий неприглядной внешностью, но внутренней красотой: «куруп» — ‘некрасивый’, «сундар» означает ‘красивый’. Камарупин («рупин» — ‘видимый, в видимом облике’; «кама» — ‘желание’) — он по желанию может видоизменяться, уменьшаться до размеров атома и увеличиваться до неограниченных пределов.

Изображение Ханумана

Он может изображаться пятиглавым, именуемым Панчамукхи. В этом образе он освободил Раму и Лакшману из Паталы. Головы его обращены в разные стороны и несут 5 различных энергий: голова льва — Нарасимхи — означает победу над тёмными силами, смелость и преодоление чувства страха; голова самого Ханумана— символизирует победу над врагами, уничтожение грехов, наполнение своей жизни чистыми помыслами и благими деяниями;

Хануман может изображаться либо вместе с другими центральными персонажами «Рамаяны», либо он представлен в одиночку. На изображениях с Рамой и Ситой он располагается, как правило, справа от Рамы, как преданный, преклоняющийся пред ним, а руки его сложены в жесте намасте. Когда он один, то всегда имеет оружие, одна его рука в жесте защиты, и может быть представлен в одной из сцен, отражающих события его жизни, например, как дитя-Хануман, держащий Солнце;

Чаще всего он изображается с Рамой, Ситой и Лакшманой, обычно открывая грудь, чтобы символически показать, что их лики он хранит в своём сердце.

Храмы и статуи Ханумана

Существуют многочисленные храмы и статуи, посвящённые Хануману, по всей Индии. Считается, что самые первые изваяния Ханумана появились в VIII веке, его изображения можно встретить в храмах X века в центральной и северной части Индии. Например, резьба по камню, представляющая сюжет поклонения Хануману, а также скульптуры Ханумана в пещерных храмах деревни Андавалли (Undavalli) (VI-XIII вв.) рядом с городом Виджаявада (Андхра-Прадеш) недалеко от побережья Бенгальского залива.

Особо выделяется храмовая статуя, установленная в 2003 году в храме Паритала Анджанея, самая высокая в мире скульптура, посвящённая Хануману, в высоту достигающая 41 метра, расположена она в штате Андхра-Прадеш в деревне Паритала, недалеко от города Виджаявада.

Индии рука мантра что такое

В древнем селении Индии Кхаджурахо6 к юго-востоку от Дели находится древнейший храмовый комплекс. Известно, что в стародавние времена здесь было более 85 храмов, что удалось установить благодаря наличию остатков фундаментов этих некогда величественных сооружений, в ходе археологическим раскопок были восстановлены лишь некоторые из них.

Предлагаем ознакомиться:  Выходить замуж замужней женщине во сне: толкование

На территории храма Джакху в Шимле, столице штата Химачал-Прадеш, находится 33-метровая статуя Ханумана. Также по преданию здесь сохранились следы бога обезьян, якобы в этих местах он отдыхал по пути, когда переправлял гору с целебными травами из Гималаев на Ланку.

Храм Санкат Мочан7, или «Обезьяний» храм, в Варанаси штата Уттар-Прадеш посвящён Хануману. Здесь также стоит статуя Ханумана. Считается, что пуджа, проведённая в этом храме, может даровать избавление от проблем и исполнение желаний. В храм ежедневно приходят паломники и преданные Ханумана.

В городе Читракут на границе Мадхья-Прадеши Уттар-Прадеш есть поросший лесом холм, на возвышении которого находится святилище, посвящённое Хануману, Хануман-Дхара, к которому ведут 360 очень крутых ступеней вверх, в нём находится небольшое изваяние Ханумана.

В штате Карнатака, в деревне Хануманали, на холме Анджанея стоит храм Ханумана, в котором присутствует лик вождя обезьян, высеченный в скале.

Другие многочисленные статуи Ханумана можно встретить по всей Индии, например, огромная статуя Ваджрангабали оранжевого цвета, раскрывающего грудь, в области сердца которого находятся Рама и Сита, статуя находится в Шахджаханпуре штата Уттар-Прадеш высотой в 125 футов. Огромная статуя Ханумана, оборудованная механической системой, изображающей Ханумана, раскрывающего сердце, где он хранит Ситу и Раму, находится в Нью-Дели.

Мраморная скульптура Ханумана, держащего гаду (булаву), а другая рука сложена в жесте защиты, находится в Нандуре, Махараштра. Статуя в деревне Агараштата Карнатака в 31 метр высотой. Тридцатиметровая скульптура, отличающаяся реалистичностью изображения, находится в Шри Адья Катаяни Шактипит Мандир — в храмовом комплексе Чаттарпуре.

Фестивали и праздники, посвящённые Хануману

Хануман является одним из главных персонажей в ежегодных празднованиях Рамлила в Индии, которая представляет собой драматическую реконструкцию жизни Рамы на основе событий, воспетых в древневедическом эпосе «Рамаяна» или основанных на нём других произведениях, таких как «Рамачаритаманаса»8. Этим событиям также посвящены драматические пьесы и танцевальные мероприятия, которые проводятся во время ежегодного осеннего фестиваля Наваратри в Индии.

День рождения Ханумана — Хануман-Джаянти отмечается в традиционный месяц Чайтра в лунно-солнечном ведическом календаре (март-апрель). Фестиваль, во время которого празднуется рождение героя «Рамаяны» Ханумана, проходит в месяц Чайтра (обычно на день Чайтра-пурнима) или в месяц Картика. В этот знаменательный день преданные Ханумана ищут его защиты и благословений, приходят в храмы, дабы поклониться ему и принести подношения, читают гимны, вознося почтение Хануману, в частности, «Хануман-Чалиса», а также древние священные писания, такие как «Рамаяна» и «Махабхарата».

Хануман — бог ванаров (полуобезьян-полулюдей). Самое раннее упоминание об обезьяне, представшей в образе божественного создания, которому преподносят подношения, содержится в «Ригведе» (гимн 10.86). Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что этот гимн относится именно к Хануману. Здесь представлен диалог между Индрой и его женой Индрани о том, что она заметила, как некоторые подношения сомы, предназначенные Индре, были переданы обезьяне, обладающей неимоверной энергией и неисчерпаемой силой, имя которой Вришакапи.

Она расценивает это как знак того, что люди забывают Индру. На что царь богов Индра отвечает, что живое существо (обезьяна), которое беспокоит её, не стоит рассматривать как врага или соперника, напротив, они должны приложить усилия, чтобы мирно сосуществовать. В заключение гимна все приходят к согласию и разделяют на равных меж собой подношения.

Индии рука мантра что такое

Хануман упоминается в ведическом наследии времён — беЗсмертных эпосах — «Рамаяне» и «Махабхарате». Также в пуранах: «Махабхагвата-Пурана» описывает Ханумана как обитателя земель Кимпуруши-варши, где он и жители этих мест поклоняются Рамачандре; также о нём упоминает «Брихад-дхарма-пурана», «Сканда-пурана», драматургическое произведение «Маханатака» и другие.

«Хануман Чалиса» является прославлением Ханумана в виде гимнов, автором которой традиционно считается поэт Тулсидас. Он утверждал, что ему были видения, в которых пред ним предстал Хануман, впоследствии им была написана его поэтичная версия сказания о Раме — «Рамачаритаманаса».

Предлагаем ознакомиться:  Женщина Водолей: характер, судьба, карьера

В «Рамаяне», автором которой считается Вальмики, Хануман является одним из центральных персонажей, где он фигурирует в качестве вождя обезьян, помощника и посланника Рамы. Здесь он являет собой образ истинного идеального бхакти, духовного преданного, при этом мужественно и самоотверженно отстаивающего Дхарму и Путь истины.

Такие тексты, как «Бхагавата-пурана», «Ананда Рамаяна» и «Рамачаритаманаса», представляют его как мудрого, сильного, храброго и всем сердцем преданного Раме.

История рождения Ханумана

Согласно ведическим легендам, Хануман родился в царстве Кишкиндха, принадлежавшем ванарам, у Анджаны и отца Кешари. Имя его отца означает «смелый, словно лев». По одной из версий его мать Анджана с благочестивым почтением поклонялась богу Шиве, и за её смиренную преданность бог Шива наградил её рождением сына, который стал его воплощением на земле.

Ханумана ещё называют сыном бога ветра Вайю, как было поведано в сказаниях о рождении Ханумана, описанных также в «Бхавартхе Рамаяне» поэта Экнатха (XVI век н. э.), которая гласит, что когда царь Айодхьи Дашаратха совершал по совету Васиштхи ягью на зачатие сына, проводил которую мудрец Ришьяшрингу.

Жёны Дашаратхи должны были отведать священный напиток пайасам («дарованный богами»). Однако чашу с пайсамом, предназначенным Сумитре, унёс орёл9, который, пролетая над деревней, где жили будущие родители Ханумана, выронил чашу, и её подхватил бог Вайю и перенёс к тому месту, где совершала богослужение Анджана, и передал ей в руки. Испив из чаши, она вскоре зачала сына. В результате у неё родился Хануман.

Легенды о Ханумане. Детство и юность

Хануман был учеником солнечного бога Сурьи. «Я буду всегда рядом, ни на шаг не отставая, и стану самым прилежным учеником» — сказал Хануман Сурье, который за 60 часов передал ему все знания. В благодарность за это Хануман пообещал богу солнечного света и тепла во всём поддерживать и опекать сына Сурьи — Сугриву, когда это будет необходимо. Так, впоследствии Хануман и Сугрива стали верными друзьями, и он не раз оказывал Сугриве помощь и выручал из беды.

Как повествует Вальмики в «Рамаяне», однажды, ещё до того, как лучезарный Сурья стал духовным наставником Ханумана, он, будучи ещё маленьким, но уже обладавшим неимоверной силой и воистину небывалыми и уникальными способностями, завидев яркое красное светило, восходящее на небе, счёл его за фрукт, и, памятуя слова матери о том, что его пища должна состоять из сочных и спелых фруктов, похожих на Солнце, он подлетел к Солнцу, схватил его за бок и долго летел с ним по небу, что повлекло за собой замедление движения Солнца10 и на земле воцарился хаос, никто не мог разобрать, где день, а где ночь.

Тогда царь богов Индра дабы восстановить порядок, метнул в Ханумана молнию, которая попала ему в челюсть, и он упал на землю бездыханным. Бог Вайю, пребывая в скорби от потери сына, покинул землю, что повлекло за собой огромные страдания, которые испытывали все живые существа. Чтобы он вернулся, Шива вернул к жизни Ханумана и даровал ему силу и мощь, подобную ваджре Индры.

Другие боги также преподнесли дары Хануману: Агни обеспечил ему защиту от огня, Варуна — от воды, Вайю даровал сыну возможность летать, как ветер. Бог Брахма даровал ему возможность перемещаться в любом месте, и при этом никто не будет в состоянии его остановить. Вишну преподнёс ему в дар оружие — гаду (булаву).

Спустя некоторое время после этого Хануман начал использовать полученные божественные возможности и силы на невинных прохожих как простые шалости, пока однажды в лесу Кишкиндхи он не подкрался к мудрецам, находящимся в медитации, и не начал подбрасывать их в воздух. Один из них, мудрец Матанга, очень разозлился и наслал на Ханумана проклятие, которое повлекло за собой то, что Хануман забыл подавляющее большинство своих сверхсил, и в будущем, когда ему они будут крайне необходимы, он вспомнит о них только после того, как ему напомнит об этом тот, кто окажется рядом (им будет Джамбаван11, который предложил Хануману перепрыгнуть через океан, чтобы попасть на Ланку и найти там похищенную Раваной Ситу, и напомнил ему, что тот может преодолеть это огромное расстояние над океаном, благодаря тем божественным сверхспособностям, которыми он наделён).

Хануман явился на землю одновременно с Рамой, великим правителем Солнечной Династии, правившим 11 000 лет12, время его правления именуется как « Рамараджья» — Золотой век. Он укрепил основы Дхармы на земле, праведность, добродетель и благочестие среди подданных государства были нормой, время его правления не было запятнано страданиями, горем, унижением и несправедливостью.

Предлагаем ознакомиться:  Вскочил прыщ на кончике носа примета

Каждый человек был олицетворением самых светлых качеств, никто не помышлял ничего дурного, было налицо абсолютное соблюдение известных нам и для некоторых достаточно трудноисполнимых в наше время Кали-юги принципов «Ямы» и «Ниямы»13, в частности, правдивость, непричинение вреда, отсутствие жадности, зависти, ответственность за свои слова, мысли и поступки.

Правитель нёс ответственность за процветание своего народа во всех аспектах. На страницах «Рамаяны» мы видим описание высокоразвитой цивилизации, существовавшей некогда на нашей планете. Рама воплотился на земле, дабы стать образцом идеального поведения для своего народа, на своём примере показать, какими качествами должен обладать каждый.

Также его миссия на рубеже эпох (Трета- и Двапара-юги) явившегося на землю, состояла в том, чтобы высветить перед человечеством в образе демона Раваны — его антипода — все пороки, которыми тот обладал, будь то похоть, злоба, вожделение, гнев, алчность, и показать всю их беЗсмысленность и тленность, а также то, к чему они приводят.

Равана должен был стать олицетворением тех качеств, которые в лице Рамы уничтожила сила праведности и верности Дхарме. Их противостояние и привело к победе сил света, что являет собой очевидность неизбежного исхода извечной борьбы добра и зла. Многие боги также воплотились в это время на земле, среди них был и Хануман, явленный в этот мир, дабы участвовать в этих событиях и помогать Раме.

Ввиду того, что события «Рамаяны» происходили приблизительно 1200–860 тыс. лет назад, то и внешний облик героев мало соответствовал тем образам, которые рисует наше воображение, сообразуясь с современной эпохой. Ванары и медведи тех времён не были представителями животного царства. К сожалению, теперь мы можем только предполагать, какими были представители этого таинственного народа, который давно исчез с лица земли.

Янтра Ханумана

Янтра Ханумана — некая геометрическая конструкция, проводник космической энергии, гармонизирующая пространство и наделяющая концентрирующегося на ней определёнными качествами, а также трансформирующая энергию низких вибраций, поднимая её до более высоких. Обеспечивает защиту от напастей, дарит силу и мужество в преодолении трудностей, наделяет храбростью и смелостью, обеспечивает уверенность в себе и своих силах.

Янтра Ханумана представляет собой изображение, помещённое в защитный квадрат бхупур, которое представляет собой круг в лепестках лотоса, олицетворяющий силу абсолютной истины, изначальную природу чистую и божественную. Янтра помещается в вашем жилище на чистом алтаре, лицом ориентирована должна быть на север или восток.

При этом соблюдайте определённые правила: не позволяйте никому прикасаться к священному изображению, не допускайте её запыления и загрязнения, а также само место, где она стоит, должно всегда содержаться в чистоте, так как оно будет заряжено энергией, излучаемой янтрой. Во время медитации на янтру, как правило, повторяется мантра, прославляющая божество, таким образом, призывающая энергии этого божества. Медитация на янтру Ханумана позволит вам быть более сосредоточенным и сконцентрированным в моменте.