Богородица — Утешение скорбящим

Скорби отрезвляют помутившийся грехами ум, направляют наши мысли и сердце к Богу. Икона «Всех скорбящих Радость» особо любима и дорога сердцу православных. Верующие самим названием образа охарактеризовали свое отношение к Пресвятой Богородице. 

икона Всех скорбящих Радость
Один из вариантов иконы «Всех скорбящих Радость»

История иконы Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих Радость”

В наши дни распространено предание, что икона Божией Матери Всем скорбящим радостьвпервые прославилась как чудотворная накануне раскола, в 1688 году. Однако, несомненно, что этот чудотворный образ наши предки знали и почитали гораздо раньше. Сведений о происхождении образа Богоматери Всем скорбящим Радость сохранилось крайне мало.

В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, при лаврской больнице, в храме во имя святителя Николы Чудотворца, находится очень древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость». Правнук великого князя Ярослава Мудрого (ок. 978-1054 гг.) и сын князя черниговского Давыда Святославича (1050-1123 гг.

), Никола Святоша (ок.1080-1143 гг.), устроил святые ворота, а в 1107 году постригся в иноки в Киево-Печерской обители и сам нес послушание вратаря. Он стал первым из русских князей, принявших монашеский постриг. Здесь же князь-инок построил больницу и приставил к ней своего врача Петра. При больнице Никола служил больным около тридцати лет.

Существует предание, что еще с древних времен нуждающиеся получали исцеление от пречистого образа Богородицы. Предание сообщает, что находившийся у ворот больницы вратарь несколько раз видел по ночам, как некая Женщина приходила в больницу, и заметил, что после всякого такого посещения кто-нибудь из больных получал здравие.

Он принялся узнавать у больных, кто эта Женщина. Те же  отвечали, что и они видели, как Она приходила, а на вопрос, кто Она, получили от Нее ответ: «Я — скорбящим Радость». Тогда сторож решил проследить за таинственной Посетительницей. Однажды ночью он увидел, что мимо него прошла эта Женщина и зашла  в больницу, где лежал серьезно больной инок, уже приготовившийся к переходу в вечность.

Икона образ скорбящей пресвятой богородицы

Сторож отправился  к болящему и на стене над умирающим монахом заметил в отблеске лунного сияния изображение Божией Матери. Только тогда  вратарь понял, что он удостоился увидеть Богоматерь. Он упал на колени и принялся горячо молиться Пресвятой Богородице. Больной инок тоже удостоился зреть Богородицу, которая даровала ему скорое исцеление. После видения он впал в глубокий сон, проспал несколько дней и пробудился совершенно здоровым.

Тропарь, глас 4.

От святыя иконы Твоя О! Владычице Госпоже Богородице, исцеления цельбы подаются обильно, верою и любовию всем приходящим. Тако и мои немощи посети, и душу мою помилуй Благая, и тело мое исцели благодатию си Пречистая.

Кондаки, глас 6.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежди, разве Тебе Владычице, Ты нас помози. На Тебе ся надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, да ся не постыдим.

Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко Блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти, ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.

Библиотека Русской верыКанон Пресвятой Богородице «Всем скорбящим радость» →

Читать онлайн

Время написания иконы «Всех скорбящих Радость» остаётся неизвестным. Первые упоминания об этом образе относятся к 1688 году. Евфимии Папиной (сестре патриарха Московского Иоакима) во время долгой болезни в сонном видении явилась Пресвятая Богородица. Дева Мария повелела пригласить священника из Преображенской церкви на Ордынке (Москва).

Икона образ скорбящей пресвятой богородицы

Весть об этом чуде быстро распространилась по столице. Жители города стали именовать церковь, где находился образ Пресвятой Богородицы, Скорбященской. К этому времени относится написание многочисленных списков (копий) с чудотворного образа.

Существует предание, что икона «Всех скорбящих Радость» в 1711 году была вывезена в Петербург сестрой Петра I Натальей Алексеевной. В Москве же был оставлен список. По другой версии, наоборот, царевна забрала с собой точную копию. Соответственно, в церкви на Ордынке остался оригинал.

Во время советской власти Скорбященская церковь была закрыта. В ней устроили фондохранилище Третьяковской галереи. По одной из гипотез, чудотворная икона пропала, местонахождение ее неизвестно. В восстановленном храме находится икона 18 века, подаренная патриархом Московским и всея Руси Алексием I. По другой версии, в храме остался изначальный, оригинальный образ Богородицы.

День памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — 6 ноября по новому стилю.

Молитва перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Привезенный в Санкт-Петербург в 1711 году образ «Всех скорбящих Радость» почитается наравне с московским. В настоящее время он находится в петербургском соборе Преображения Господня.

Предлагаем ознакомиться:  Русская народная культура и традиции

Особо почитается список иконы Божией Матери под названием «Всех скорбящих Радость с грошиками» в Петербургской церкви Пресвятой Троицы. Первоначально икона Божией Матери была обретена семьёй Куракиных в Неве (предположительно в 18 веке). Затем образ находился в Тихвинской часовне на окраине Петербурга недалеко от стекольного завода.

Летом 1888 года в сильную грозу после попадания молнии в часовню огнем опалились многие иконы. Медные монеты из упавшей кружки для сбора пожертвований чудесным образом приклеились к образу «Всех скорбящих Радость». Поэтому на позднейших списках эти монеты рисуют краской. После такого чуда перед иконой «Всех скорбящих Радость с грошиками» стали служиться молебны. В 1890 году зафиксирован первый случай получения помощи от этого образа. 14-летний Николай исцелился от эпилепсии.

О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище!

Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде.

Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подавши.

приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Список царевны

Около 1710–1711 года царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра I), переезжая вместе со двором в Санкт-Петербург, вывезла икону «Всех скорбящих Радость» из церкви Преображения на Ордынке. Все справочники по богородичным иконам по этому пункту расходятся во мнениях: некоторые считают, что она увезла список, другие, что список был оставлен в Москве вместо оригинала.

Икона, привезённая царевной в Петербург, была украшена окладом и поставлена в домовой церкви Воскресения Христова при её дворце за Литейным двором на Шпалерной улице. Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых.

Икона образ скорбящей пресвятой богородицы

В 1713 году при дворце была устроена богадельня, к ней после смерти царевны в 1716 году приписали её домовой храм. Императрица Екатерина II также почитала икону и в 1768 году во время эпидемии оспы ходила к ней на богомолье перед тем как сделать прививку от этой болезни себе и наследнику Павлу Петровичу.

Список иконы был выполнен на кипарисной доске размером 69,0 × 51,2 см. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

В храме также находилось три копии, сделанных со списка царевны, ни одна из которых не сохранилась:

  • первая точно повторяла иконографию списка царевны и была украшена окладом, сделанным ещё при царевне Наталии Алексеевне. В 1847 году её без оклада передали в полоцкий Спасо-Ефросиниевский монастырь, а в храме поместили её копию работы П. М. Шамшина.
  • две другие имели видоизменённую иконографию с добавлением фигур страждущих и были выполнены в живописной манере. Одна (293,4 × 226,7 см) находилась на хорах и была написана в 1858 году художником Ф. А. Бронниковым. Вторая (213,5 × 124,5 см) находилась в нише на наружной стене. Она была создана в 1869 году художником И. А. Тюриным на медной доске в память пятидесятилетия перестройки храма.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви. В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

В петербургском Спасо-Преображенском соборе сейчас находится икона, которая считается образом Натальи Алексеевны, но, как отмечают исследователи, это заблуждение, так как сохранилась старинная литография с изображением иконы царевны, и икона из Спасо-Преображенского собора с ним не совпадает. Возможно, это чтимый список в драгоценном окладе, который, как известно из документов, хранился рядом с иконой царевны в Скорбященской церкви. По-видимому, именно его и перенесли в собор при закрытии церкви.

Предлагаем ознакомиться:  Есения: значение и происхождение имени, как назвать ласково, характер и судьба девочки

Всех скорбящих Радость с грошиками — список с иконы «Всех скорбящих Радость» с прилипшими к красочному слою во время пожара медными монетами (на списках с иконы монеты изображаются краской). Имеет размеры 53,5 × 35,5 см, относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим». По стилю живописи датируется XIX веком.

«Молния с силой ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены, но не коснулась образа Богоматери, несмотря на то, что другие иконы были опалены пламенем, а кружка для сбора подаяний совершенно разбита. Образ Владычицы прикреплён был в часовне в углу на шнурке. От громового удара икона спустилась на землю, причём лик Богоматери, сильно потемневший от времени и копоти, как бы просветлел и обновился. Двенадцать же медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикреплёнными в разных местах к образу».

Икона образ скорбящей пресвятой богородицы

Известие о случившемся быстро распространилось по городу и на следующий день с благословения митрополита Исидора (Никольского) началось служение молебнов перед иконой. Вскоре появились сообщения о чудесных исцелениях от иконы. К первым из них относятся: 6 декабря 1890 года — 14-летнего Николая Грачева, страдавшего припадками, и 7 февраля 1891 года — 26-летней Веры Белоноговой, лишившейся голоса из-за болезни горла.

В 1893 году император Александр III молился в часовне и пожертвовал деньги и земельный участок на строительство каменного храма, который был освящён 2 августа 1898 года (авторы проекта А. И. фон Гоген и А. В. Иванов).

В 1930-е годы церковь на набережной Невы была снесена (сохранилась лишь часовня; проспект Обуховской Обороны, 24), и в настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Празднование иконе «Всех скорбящих Радость с грошиками» совершается 23 июля по юлианскому календарю (5 августа в XX и XXI веках). В московском храме на Ордынке 23 июля празднуется так же, как и 24 октября, хотя не считается престольным праздником.

Известны многочисленные списки образа Богородицы «Всех скорбящих Радость», находившиеся в различных городах России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Им приписывают различные чудеса, послужившие причиной их местного почитания. Ниже приведён ряд наиболее известных списков, с которыми связаны самостоятельные предания.

  • Решневская — получена в дар от странствующего монаха благочестивой вдовой Марией Савич, которая, получив от иконы чудесную помощь, построила ей каменный храм в селе Решнёве Кременецкого уезда Волынской губернии. В 1650 году при освящении храма по молитве матери был исцелён от паралича младенец.
    Икона является копией Иверской, но местными жителями именуется «Всех скорбящих Радость». Празднование иконе совершается 7 августа (24 июля по юлианскому календарю).
  • В церкви больницы Киево-Печерской Лавры, поставленная туда, по преданию, основателем больницы святым князем Николаем Святошей. Образ прославился многочисленными исцелениями. По преданию, сторож больницы замечал несколько раз женщину, приходившую в больницу к тяжелобольным, которые после этого выздоравливали. Однажды он увидел на стене над умирающим монахом в отблеске лунного света изображение Богоматери. Больной тоже увидел это видение и выздоровел.
  • В вологодской тюремной больнице, принадлежавшая, согласно позднему и недостоверному преданию, святому князю Ивану Андреевичу (в иночестве Игнатию). Икона участвовала во всех городских крестных ходах. Не позднее 1827 года икону украсили серебряным позолоченным окладом. Этот список не сохранился.
  • В Воронеже в Богословской церкви. По преданию, в царствование Петра I один воевода, проезжая по реке Воронеж мимо храма, отказался от предложения адъютанта поклониться иконе, сказав: «У вас всё чудотворно». Поднявшаяся буря, грозившая затопить лодку, вызвала у воеводы раскаяние и желание приложится к иконе, что и было им исполнено. Икона почиталась чудотворной, ей приписывали многочисленные исцеления и в благодарность за них украшали вотивными привесами. Ей было установлено дополнительное празднование на третий день после дня Святой Троицы.
  • Список из тверской кладбищенской церкви, первоначально находившийся в кафедральном соборе города. Первое сообщение об исцелении от него датируют второй половиной XVIII века. В дальнейшем исцеления списку приписывались неоднократно, и к 1776 году икона была украшена многочисленными вотивными привесами. Особо икона прославилась исцелениями в холерные 1848 и 1853 годы. После эпидемии её украсили серебряным золочёным окладом.
  • В Тобольске находился список иконы, созданный на рубеже XVII—XVIII веков (подновлён в 1745 году). Начало почитания иконы неизвестно, но в 1752 году, когда её переносили в новый храм, на ней уже был серебряный золочёный оклад. Храмовая опись 1795 года сообщает, что на иконе было множество вотивных привесов, колец, крестов и драгоценных камней. Икона особо почиталась купцами, которые ежегодно носили её в торговые ряды для молебнов. Икона не сохранилась, по её воспроизведениям XIX века (во многих храмах Тобольска были её чтимые списки) известен её размер 71 × 53 см. Иконография относилась к типу «Умиление и посещение в беде страждущим» (Мизерикордия).
  • Список из Скорбященской церкви Дома милосердия в Харбине (Китай), основанного в 1920-х годах. Икона была даром сотрудницы епископа Нестора (Анисимова), и вскоре священник обнаружил обновление тёмных красок на иконе, приведшее к обновлению образа. Это стало началом почитания иконы среди православных Харбина. В 1950-х годах церковь была закрыта, и вся её утварь и убранство перешли государству. Староста церкви З. Л. Тауц-Зверева смогла получить разрешение вывезти икону в Гонконг, откуда в 1965 году её перевезли в США, где поместили в синодальном соборе Русской православной церкви заграницей.
Предлагаем ознакомиться:  Сергий радонежский икона о чем молятся

Старообрядческие храмы в честь явления иконы Богородицы Всем скорбящим радость

Храмы в честь образа Богородицы Всем скорбящим радость, построенные до раскола Русской Православной Церкви, неизвестны: по какой-то причине не было массового почитания этого образа.

Престольный праздник явления образа Богоматери Всем скорбящим радость отмечается в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в г. Новокузнецке Кемеровской области, г. Тольятти Самарской области и в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл. Также сегодня престольный праздник единоверческого храма в селе Семино Ковернинского района Нижегородской области.

Старообрядческий храм в честь образа Богородицы Всем скорбящим радость в г. Новокузнецке Кемеровской области

Старообрядческий храм иконы Пресвятой Богородицы Всем скорбящим радость в г. Тольятти Самарской области

Старообрядческий храм иконы Пресвятой Богородицы Всем скорбящим радость в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл

В ноябре 1910 года в г. Рязани был возведен старообрядческий храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость». С 1937 г. по 1945 год рязанский храм был закрыт и разграблен. После периода советских гонений храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но и в настоящее время праздник явления иконы Богородицы Всем скорбящим Радость особо почитается в рязанском приходе.

Старообрядческий Успенский храм (изначально в честь образа Божией Матери Всем скорбящим радость) в Рязани

Икона «Всех скорбящих Радость» — иконография

Существует несколько живописных вариантов написания образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Богоматерь всегда изображается в полный рост в сияющим ореоле, стоящей на облаке или полумесяце. Внизу под Ней — скорбящие и нуждающиеся в Ее помощи и заступничестве люди. Пресвятая Богородица в руках держит четки (западноевропейское влияние на русскую иконографию), свиток или хлеб (означает, что Богоматерь является Питательницей «алчущих и жаждущих»).

Иногда на Ее руках изображают Богомладенца Иисуса. Над Ней (или над Ними) два ангела держат рипиды (изображение шестикрылых серафимов, используемые при богослужении). Вверху на облаке восседает Пресвятая Троица. Внизу иконы развернутый свиток со словами из Кондака (гимна) Пресвятой Богородице. С двух сторон от Богоматери (с Богомладенцем) стоят святые угодники.

Икона образ скорбящей пресвятой богородицы

Такой иконографический тип схож с западноевропейскими образцами иконописи, где, например, есть изображение под названием «Мадонна во славе».

Чудеса от иконы «Всех скорбящих Радость»

Духовным писателем иеродиаконом Александром Матюхиным в книге «Человек Божий» приведено жизнеописание старца Николая Дивеевского (1913-1994). В произведении описано чудесное событие, произошедшее с родителями старца — Симеоном и Евдокией.

Симеон исповедовал православную веру, Евдокия относилась к старообрядцам. Благочестивый муж молился Божией Матери о вразумлении и наставлении своей жены в истинной вере. Однажды Евдокия молилась пред образом «Всех скорбящих Радость», совершая хвалебное пение «Богородице Дево, радуйся…» в православном и старообрядческом варианте.

Вдруг  ее посетила прекрасная Дева, которая подошла к Евдокии. Богоматерь сложила ее пальцы в троеперстие (в знак того, как нужно правильно складывать пальцы при крещении). И затем указала называть Ее в молитвах «Благодатная» вместо » Обрадованная» (православная версия вместо старообрядческой). Так у женщины развеялись все сомнения какое вероисповедание истинное и благоугодно Богу и Пресвятой Богородице.

Икона Богородицы “Всех скорбящих Радость” — в чем помогает

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» помогает верующим, которые столкнулись с тяжелыми испытаниями в жизни, нуждаются в благодатной помощи и поддержке Богоматери. Перед этим образом молятся об утешении в болезнях, о разрешении конфликтных ситуаций, благополучии семейной жизни.