Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля

Праздник всех христиан, Благовещение — это поистине великий день, который символизирует один из самых важных моментов жизни Пресвятой Богородицы. Недаром он очень почитаем среди всех конфессий.

Празднование 25 марта/7 апреля

сия честныя дары, Тебе единой прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих,

от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся.

Икона божией матери благовещение

и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его.

Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая.

и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго.

яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение

за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем,

ныне и присно и во веки веков. Аминь.

виждь, Царице, яко безпрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего.

И многажды аще каюся, ложь пред Богом обретаюся, и каюся трепеща,

да не како поразит мя Господь, и по часе мале паки таяжде творю.

и чесо ради не подаси ми всегда благая творити?

и всею мыслию люблю закон Бога моего.

Но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, тая творю, и сей преступаю.

но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит,

и подаст ми благодать Святаго Духа, дабы аз отныне престал сквернодействовати,

Икона божией матери благовещение

и прочее бых пожил в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа,

Емуже подобает всякая слава, честь, поклонение и велелепие со Безначальным Его Отцем

и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков.

Пребожественнаго же Отца Небеснаго Дщерь Превожделенная,

посреде терния мира сего Тем обретенная, яко крин пресветлый добротою девства блистающийся,

да Сыну Божию Чистая Матерь Неискусобрачная будеши!

воньже Архангела Гавриила красотою безмернаго девства Своего удивила еси

и от того неизреченное обрадование восприяла еси?

невидимый, наипаче же падший древле род человечь?

ныне убо Слово Божие тихо сниде с небес, яко капля каплющая на землю,

и вселися в Твою Богоблагодатную девственную утробу и бысть Плоть спасения нашего ради.

празднующе начало свобождения своего от работы нетления в свободу славы чад Божиих.

Ныне радуется женское естество, Евы ради падшее,

та бо повинувшися змию печаль роди женам и неудержанно введе смерть.

естество женское почтила еси, зане девством чистым паки истинную жизнь ввела еси,

и сего ради жены, девство держаще, врага яве побеждати начинают.

яко семя Жены сотрет главу змия.

С нимже ликовствует ныне весь род человечь, понеже Тобою,

Пречистая, упразднися днесь древнее отвращение Божие к человеком, Бога бо паки привела еси к нам.

Еюже сниде Бог на землю и яко Мост пречуден, имже сущих от земли паки возводиши на небо.

падшим и заблуждшим людем Твоим?

Вся наши жертвы и приношения ничтоже суть пред величеством благодеяний Твоих.

Единое точию угодно Тебе: «сердце сокрушенно и смиренно»,

Икона божией матери благовещение

егоже и Сын Твой и Господь наш «не уничижит».

исполни нас от превосходящия высоты смирения Своего елика вместити возможем,

да принесем Ти во всесвятый день Благовещения Твоего Твоя от Твоих,

во еже во всяцем деле блазе не мыслити высокая, но выну в смирении духа пребывати.

в кротости и чистоте сердца со Архангелом Гавриилом возопием тебе: Радуйся, Благодатная,

Господь с Тобою и Тобою с нами во веки веков. Аминь.

Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы

Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует.

Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с тобою.

благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую,

от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невеста Неневестная.

Яко одушевленному Божию Кивоту, да никакоже коснется рука скверных.

радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

К началу страницы

2009 Храм свт.Феодосия Черниговского

(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

Икона божией матери благовещение

В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.

Благовещение. XIV век. Охрид

Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: “радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией – даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами”.

Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие?

Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Благовещение, Преображение и Воскрешение прав. Лазаря. Синай. XII в.

Ангел же продолжал говорить Ей: “не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца”.

Благовещение. Армянская рукопись

Мария в недоумении спросила Ангела: “как это будет, когда Я мужа не знаю?”

Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”.

Синайская икона

Тогда Мария со смирением сказала: “Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему”.

И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311

Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православною Церковью 25-го марта (7 апр. н. ст.). Праздник благовещения один из самых великих праздников.

Собор Рождества Богоматери, 1502, Дионисий

Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

Благовещение. Симоне Мартини

Благовещение. Франческо Албани

Благовещение. Бальдоовинетти

Благовещение. 13 в. Армянское Евангелие

София Киевская, ок. 1040

Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30

Благовещение. Фра Филиппо Липпи

Благовещение 14 в.

Благовещение. Пинтуриччино

Благовещение. Андрей Рублев. 1408

Благовещение. Фра Беато Анджелико. 1432

Благовещение. Леонардо да Винчи, 1472

Благовещение. Царские врата 15-16 в.

Благовещение. Ангелико Валдарно

Благовещение. Паоло Вернезе 1560

Благовещение. Царские врата 1620, Поганово

Благовещение. Бартоломео Мурильо, 1655

Джованни Батиста Питони, 1758

Шнорр фон Карольсфельд, 1818

Благовещение. Бёрн-Джонс, 1876

Благовещение. Генри Оссава Танеер, 1896

Благовещение. Данте Габриэль Россетти

Благовещение Джон Кольер

Пьетро Каваллини, Благовещение, базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 год

Благовещение. Роман Николайчук

Благовещение. Михаил Нестеров

Благовещение

Благовещение

Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей

Благовещение. А. Иванов

Благовещение. Индейский образ. He Qui

Благовещение. Григорий Гагарин

Благовещение. Египетская икона

Благовещение. Китайская икона

Благовещение. Индийская икона. 18 век

Благовещение. Коптская икона

Благовещение. Болгарская икона

Заговор от бедности, бед, горя:Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Без запястья, но с крестом под хрустальным мостом Спит, сидит, но все слышит и зрит Старый святой с седой бородой, босой. Он видит и упреждает, Во всех горестных случаях мне помогает: От голода и холода, от меча и огня, От непримиримого колдуна, От старости и преждевременной старости, От всех людей волостных, честных и бесчестных, От суда напрасного, наказанья ужасного.

Под мостом хрустальным святой седой сидит, Спит, но все слышит и зрит. Кто меня тронет, тот его посох уронит. Кто его ненароком разбудит, тот сам себя этим погубит. Ключики, замки навесные, Слова мои потайные и колдовские. Не раз и не два закройтесь, мои слова, Девятью замками, девятью ключами. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь

Благовещение, оборот иконы «Богоматерь Психосострия». XIV век. Охрид

Молитва защищает от неприятностей, несчастий, горя, нищеты, при праведной жизни весь год.

В иконе, посвященной этому празднику, сокрыта божественная сила, освобождающая от грехов и исцеляющая от недугов.

Благовещение — один из 12 самых важных церковных праздников. Празднуется это светлое событие за 9 месяцев до Рождества Христова, а именно, 7 апреля. Благовещение – это непереходящий праздник, а потому дата его празднования каждый год одинакова.

Икона Божией Матери поможет в любых ваших праведных просьбах, защитит от врага и поможет спасти душу. А молитвы перед иконой «Благовещение…» помогут в выздоровлении и вообще — получить «благую» (хорошую) весть о чем-либо.

Благовещение в переводе со старославянского означает «добрая новость». В этот день к Богородице снизошел Ангел и сообщил, что она обрела своей праведной жизнью милость Бога для рождения Спасителя.

Этот праздник нужен, чтобы показать силу веры, которая сокрыта в человеке, и любовь всевышнего. Обращение к Марии посланника Божьего начиналось со слов «возрадуйся, дева», и со временем Благовещение стало отмечаться с радостью и любовью в сердце. Мария показала своей верой полное доверие к Богу. По преданию, именно такую праведную девушку, способную отречься от всего грешного, и ожидал Господь.

Икона Благовещения представляет заступницу всех обездоленных, является помощником в молитве. Через личное обращение к Богородице мы можем попросить о заступничестве за наши грехи. Она поможет очистить душу.

Благовещение означает «благая», или «добрая» весть. 

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о Своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание, и, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

Благовещение, приметы и обычаи, заговоры, ритуалы, что и когда загадывать традиции и обычаи праздника

Приметы погоды имели очень большое значение для наших предков, ведь именно от них зависел урожай всего будущего года, необходимость запаса дров и многие другие бытовые моменты

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно разместить иконы в квартире: правила размещения иконостаса

Обычно обращали внимание на погоду во время больших праздников, например, Пасхи. До наших дней дошли и приметы погоды на Благовещение.Если на Благовещение еще нет ласточек, значит, весна придет позже, чем положено, и будет холодной

Заморозки предвещали богатый урожай, особенно яровых, овса и огурцов. Считали, что если на Благовещение холодно, значит, еще сорок дней мороз по утрам будет. Мороз обещает хороший урожай груздей.

Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей

Теплая и солнечная погода — к пожарам. Если на небе при этом совсем нет облаков, летом будет много гроз.

Дождь 7 апреля означал засушливое лето и хороший урожай ржи и грибов. Некоторые считали, что дождь в этот день — к удаче в рыбной ловле.

Гроза предвещала теплое лето и хороший урожай орехов.

Солнечная погода означает большой урожай пшеницы.

Если благовещенской ночью на небе будет мало звезд, это знак того, что яиц в этом году будет мало. Теплая ночь предвещает дружную весну. Если звезд будет много, значит, будет хороший урожай конопли.

Ветер, туман и иней предвещают плохой урожай в этом году. Туман служит также знаком скорого половодья на реках.

Если на крышах еще лежит снег, значит, лежать на полях ему еще до Егория, то есть, 6 мая. Снег, лежащий на земле в этот день, обещал плохой урожай.

Наши предки считали, что какая погода была на Благовещение, такой она будет и на Пасху.

Зимние пути, то есть, прочный лед, по которому можно пройти, рушится или за неделю до этого праздника, или через неделю после него.

В целом, к этим приметам стоит прислушиваться, так как у наших предков было несравненно больше времени для того, чтобы примечать даже маленькие бытовые детали.

С праздником Благовещения связано много традиций и ритуалов. В этот день нельзя шумно веселиться, шить и вязать, работать.

В былые времена на Руси в Благовещение принято было выпускать домашних животных на улицу, как говорится ‘’слушать весну’’. По окончанию церковной службы, разжигали большой костёр, этим призывая тепло, а вокруг храма водили хоровод незамужние женщины, который имел название ‘’кривой танец’’.

В этот праздник запрещается одалживать деньги и отдавать что-то из дому. Существует поверье, что таким способом вы отдаёте своё благополучие и здоровье.

В Благовещение, с давних времён, принято не стричь волосы и даже не зачёсываться, чтобы не запутать судьбу.

История Девы Марии

В те далекие времена все девочки воспитывались при храмах и сохраняли целомудрие. По достижению 14 лет многих выдавали замуж, остальные возвращались в родительский дом. Дева Мария пожелала остаться девственной, и ее просьба была одобрена священниками. Святую Марию обручили со старцем Иосифом, которому в то время было 80 лет. Праведник охранял целомудрие своей невесты, пребывая в святости.

Через 4 месяца после обручения Деву Марию посетил архангел Гавриил и сообщил ей весть от бога: она избрана стать матерью Спасителя мира. Праведная Мария не отказалась от участи стать матерью Сына Божьего, потому что имела сильную веру в сердце и полностью доверяла богу. Непорочное зачатие считается чудом, необъяснимым разумом человека. Несмотря на скептицизм атеистов, верующие полностью признают факт божественного зачатия.

Старец послушал ангела и оставил праведную Марию у себя. Через определенное время родился Иисус, спаситель мира.

Существует множество икон, фресок, а также списков с них, репродукций, изображающих момент Благовещенья. Одни из этих изображений – старинные, а другие – относительно новые, современные. Время создания первого образа Благовещения – 2 век, изображение появилось в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы.

По мнению экспертов, икона из иконостаса Благовещенского собора Кремля принадлежит кисти великого иконописца Андрея Рублева. Изображение было сделано Андреем Рублевым в 15 веке, предположительно в 1405 году. Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, настроение, композиция дают право говорить о ее принадлежности кисти великого мастера. Образ, написанный на липовой доске, сейчас хранится в Троицком Соборе.

К особенностям иконы относятся:

  1. Отсутствие скученности фигур. Андрей Рублёв считал, что икону не нужно загромождать второстепенными деталями, изображение должно быть простым, хорошо читаемым с большого расстояния.
  2. Наличие центральной оси. Великий иконописец всегда выделял центральную ось иконы, а половинки изображения как бы двигались по направлению к этой оси с двух сторон. Сюжет образа построен на диалоге Архангела Гавриила и Пречистой Девы. Изображение делится на две половины: левую – небесную, архангельскую, и правую – земную, богородичную. В горизонтальном пространстве происходит диалог небесного и земного, а в вертикальном осуществляется боговоплощение: Святой Дух в виде зелёного луча нисходит на Деву Марию. Устремлённость половин иконы к центру, диалогу создает целостность, единство композиции.
  3. Особая праздничная цветовая гамма, специфический колорит. Радостное настроение изображению придают золотистый фон и яркие красные пятна. Архангел Гавриил выполнен в зелёном и золотистом цвете, при этом зелёный цвет символизирует жизнь, Святой Дух. Богородица держит в руках красную нить, из которой прядёт завесу для Иерусалимского храма. Одежда Девы Марии синего и вишнево-коричневого цвета. Первый из этих цветов символизирует небо и молитвенное настроение, а второй – царственность Святой Девы. Престол Девы Марии покрыт красными и зелеными подушками. Красный цвет символизирует радость, жертвенность, а зелёный – жизнь, обновление.

Описание этого образа позволяет увидеть его отличие от старинного канона, которому следовали византийские и греческие иконописцы. Особенностями их изображений были мрачность, порывистость, резкость. На иконе Рублева мы видим надежду, радость, человеколюбие, внутреннюю силу, торжественность. Хотя на дворе был всего лишь 15 век, но знаменитый мастер смог создать свой неповторимый стиль, который стал основой для русской иконописной школы.

На восточных столбах Киево-Софийского собора, поддерживающих алтарную арку, присутствует мозаичная композиция «Благовещение». Она включает изображения архангела Гавриила и Богоматери. Пресвятая Дева держит в руках веретено с пурпурной пряжей, ее одежда синего цвета, а лик – розоватого, белого, зеленовато-серого. Архангел Гавриил обращён к Богородице, правой рукой он совершает благословение, а левой держит жезл.

Фигура Архангела и Богоматери изготовлены разными мастерами и между образами есть множество различий. Гавриил массивен, грузен, складки его одежды прямоугольные, ломкие. Изображение Богоматери выглядит более легким и искусно сделанным. В мозаике отсутствуют какие-либо указания на место действия, также сведен минимуму набор информативных деталей, что является особенностью иконописи, относящиеся к веку македонской династии.

Существует множество икон, фресок, а также списков с них, репродукций, изображающих момент Благовещенья. Одни из этих изображений – старинные, а другие – относительно новые, современные. Время создания первого образа Благовещения – 2 век, изображение появилось в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы.

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того, это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха как исторические события произошли в один и тот же день года.

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Источник, возле которого произошло Благовещение

Источник, возле которого произошло Благовещение

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

Устюжское Благовещение, Новгородская икона, вторая четверть XII век, Государственная Третьяковская Галерея

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Кириопасха — Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха;

иногда встречается неправильная этимология — Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апреля по григорианскому («гражданскому») календарю.

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II — 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века.

Благовещение, Рождество Христово, Сретение. XII в., монастырь святой Екатерины, Синай

Благовещение, Рождество Христово, Сретение. XII в., монастырь святой Екатерины, Синай

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

Предлагаем ознакомиться:  Значение цифр в нумерологии случайные числа и знаки Судьбы

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Благовещение. Французская миниатюра конца XIII века

Благовещение. Французская миниатюра конца XIII века

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название «евангелисмос» появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. «день приветствия», «возвещение» или «день/праздник Благовещения»; лат. «annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem» (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), «Mariae salutatio» (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий.

Благовещение воспринималось и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название — Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis — Благовещение Блаженной Девы Марии).

Благовещение. Китайская икона, XVIII век

Благовещение. Китайская икона, XVIII век

Наиболее известные изображения Пресвятой Девы в момент получения благой вести

Очень многие художники изображали Благовещение Пресвятой Богородицы; иконы и фрески этой тематики начали появляться в древний период истории христианства. Интерес к изображаемому событию не утратился до сих пор. Существует три основных сюжета иконы Благовещенье, используемые из века в век:

  1. Архангел Гавриил сообщает Пресвятой Деве новость о том, что ей предстоит стать Матерью Божьей. Дева Мария принимают эту весть с радостью, покорностью. К данной группе относится, к примеру, Устюжская икона.
  2. Образ представляет собой диптих, то есть два изображения, объединённых общим сюжетом. На одной иконе рисуют Архангела Гавриила, а на другой – Богоматерь. Такие изображения можно увидеть на церквях, царских вратах.
  3. Образ Богородицы изображается без Архангела. Дева Мария сидит в умиленной позе, нередко перед книгой. Такие иконы часто называют «Се раба Господня» по тем словам из Евангелия, которые произнесла Богоматерь, получив благую весть.

Изображения последнего типа следует отличать от икон Остробрамская Виленская, Умиление Серафимо Дивеевская, Скорбящая, Калужская.

В православной церкви иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» получили широкое распространение. Они относятся к различным типам и техникам выполнения и являются одними из самых почитаемых у верующих людей.

Тиносская икона

Миниатюра Евангелия апракос. Вторая четверть XII века, Государственный Исторический Музей

Тиносская икона Благовещение Пресвятой Богородицы предположительно написана апостолом Лукой в начале I в.н.э. Название получила по месту обретения в 1823 году. Образ относится к типу «Богородица с рукоделием». Её нашли в земле после упорных поисков, которые начались после видения монахине Пелагии.

Сегодня икона находится в одноимённом храме на острове Тинос. Ежегодно тысячи паломников приезжают сюда и проходят на коленях путь от порта до храма, чтобы помолиться перед чудотворным образом.

Мозаичная икона, расположенная на столбах в киевском храме Святой Софии. В руках Девы Марии, одетой в синее одеяние, находится веретено с пурпурной нитью. Правая рука архангела Гавриила поднята в благословляющем жесте. В левой руке Посланника находится жезл. Он выглядит более угловатым и грузным, чем женская фигура.

Мозаичная икона Богородицы в Софийском собореИнтересно! Основываясь на разнице в технике исполнения фигур, входящих в состав композиции, исследователи считают, что над фигурами работали два мастера.

Особо почитается в Русской православной церкви чудотворная икона Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжная. Образ написан в начале XII века в Великом Новгороде. Своё название она получила благодаря легенде, появившейся на основе жития Прокопия Устюжского. В 1290 году блаженный Прокопия призывал жителей Великого Устюга прийти в храм и молиться, чтобы город обошла стороной страшная беда.

Интересно! Несмотря на то, что образ написали в Великом Новгороде, церковь долгое время поддерживала легенду об устюжном происхождении реликвии.

Сегодня подлинник иконы хранится в Третьяковской галерее. Но существует несколько почитаемых списков, которые хранятся в следующих храмах:

  • Благовещенском и Архангельском соборе столицы;
  • Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры;
  • Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

    Икона Богородицы «Благовещение» Устюжская

По типу икона относится к «Благовещению с рукоделием». Характерной особенностью этого иконографического извода является фигура младенца Христа, входящего в чрево Богородицы. В целом, изображение довольно лаконично, лишенное архитектурных деталей.

Знаменитая икона Благовещение Пресвятой Богородицы, принадлежащая кисти известного православного иконописца, находится в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. Как и на большинстве известных благовещенских икон Богоматерь изображена занимающейся рукоделием. Она сидит на престоле с наклоненной в сторону Божьего Посланника головой. Цветовая гамма образа очень символична и выражает радостное, праздничное настроение. В ней преобладают золотые, красные и зелёные тона.

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От этой сферы исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный знак явления Святого Духа.

Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

«Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св.

Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться!

Благовещение, мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040

Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь».

Благовещение. Мозаика храма Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Благовещение. Мозаика храма Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Иконография

На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли  выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды – непременно пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. В руках Богородица часто держит веретено и пряжу. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма.

Благовещение у кладезя. Роспись собора Рождества Богоматери, 1502 год, Дионисий и сыновья

Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем» – перевод митр.

Фрагмент иконы Благовещения. Византия. XII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Художественное выражение праздника Благовещение создавалось на основе многочисленных письменных источников. Иконография образа Благовещение Пресвятой Богородицы складывалась на протяжении нескольких веков.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Библейский сюжет представлен в православной иконописи четырьмя основными типами, основанными на различных трактовках события, создателями Евангелия:

  1. Самым распространённым типом иконы является «Благовещение с рукоделием», созданное на основе Протоевангелия от Иакова. Жрецы иерусалимского храма решили соткать для него новую завесу. Для этого выбрали восемь дев, которые на основе жребия выбрали себе материал для работы. Марии достались пурпур и багрянец, забрав которые она вернулась домой и принялась за работу. Именно в этот момент к ней явился архангел Михаил.
  2. Образ «Благовещение с книгой», основывается на рассказе псевдо-Матфея. Он упоминает, что Мария прилежно служила Господу, посвящая своё время праведному труду и чтению священных и религиозных текстов. На основе этой записи появились иконы, изображающие читающую Деву Марию, перед которой появляется Посланник Божий.
  3. К благовещенскому типу икон относится образ «Богородица у колодца» (Предблаговещение). Сюжет, на основе которого создавался художественный образ, описывается в 11 главе Евангелия от Иакова. Дева Мария с кувшином в руках набирает воду из колодца и слышит голос невидимого ещё ангела, призывающий её радоваться. Испугавшись, она возвращается в дом и возвращается к своему занятию. Часто это изображение входит в состав житийных икон Богоматери.
  4. Икона Благовещение Пресвятой Богородицы «Се раба Господня» изображает Деву Марию, радующуюся вести, принесенной ангелом. Отличительной чертой этого извода является раскрытая перед Богоматерью книга.
Предлагаем ознакомиться:  Во сне давать еду покойной матери

На заметку! Четыре перечисленных сюжета сохраняются в иконописи на протяжении многих веков, дополняясь деталями, соответствующие духу времени. На однотипных иконах разного времени отличаются постановка и поза фигур, архитектурные и пейзажные детали.

Проповеди и статьи про Благовещение Пресвятой Богородицы

«Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах.

Одной из целей почитателя Богоматери должно быть стремление к жизни тихой и от суеты удаленной, но при этом внутренне насыщенной и глубокой.

Условности существования могут не дать человеку такого подарка, да он и сам может быть неспособен на продолжительное сосредоточенное жительство. Но стремиться к тишине и молитве, вздыхать по временам об их отсутствии обязан всякий человек, возводящий глаза к небу и повторяющий Гаврииловы слова: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою».

Икона последней трети XVII, Костромской музей

Протоиерей Андрей Ткачев

«На ложь о человеке, на его редукцию к земле и к животу, к низменному и животному, на подчинение его непреложным и безличным законам природы Церковь отвечает образом Марии, пречистой Богоматери, Той, к Которой, по словам русского поэта, всегда возносятся «от великой полноты сладчайшие людские слезы».

Протопресвитер Александр Шмеман

«И в празднике Благовещения Божией Матери переплетаются таинственно и страшно, страшно и дивно эти два настроения. С одной стороны – как не ликовать, как не изумляться и не трепетать при мысли, что глас Господень достиг Пречистой Девы Богородицы и ангел возвестил Ей, что Сам Бог через Нее станет человеком, войдет в этот мир, и что приходом Божиим весь мир уже будет преображен, уже не будет стоять лицом к лицу со своим Творцом только в трепете и благоговении, но будет ликовать, что в нем, в его сердцевине — Сам Бог: не только о том, что человек так велик, что Бог мог с ним со­единиться, но вся тварь вещественная, видимая соединена с Ним таинственно…»

Митрополит Сурожский Антоний

Валерий Брюсов

Благовещенье

Ты была единая от нас,Днем Твоей мечтой владела пряжа,Но к Тебе, святой, в вечерний часПриступила ангельская стража.

О царица всех мирских цариц,Дева, предреченная пророком.Гавриил, войдя, склонился ницПред Тобой в смирении глубоком.

Внемля непостижное уму,Ты покорно опустила очи.Буди Мне по слову твоему,Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче.

Благовещение, Рождество Христово, Сретение. XII в., монастырь святой Екатерины, Синай

27 августа 1902

Марина Цветаева

В день БлаговещеньяРуки раскрещены,Цветок полит чахнущий,Окна настежь распахнуты, —Благовещенье, праздник мой!

В день БлаговещеньяПодтверждаю торжественно:Не надо мне ручных голубей, лебедей, орлят!— Летите, куда глаза глядятВ Благовещенье, праздник мой!

В день БлаговещеньяУлыбаюсь до вечера,Распростившись с гостями пернатыми.— Ничего для себя не надо мнеВ Благовещенье, праздник мой!

Константин Бальмонт

Благовещенье и свет,Вербы забелели.Или точно горя нет,Право, в самом деле?

Благовестие и смех,Закраснелись почки.И на улицах у всехСиние цветочки.

Благовещение с вмч. Фёдором Тироном. Новгород. Церковь Бориса и Глеба в Плотниках. 2-я пол. XIV в.

Сколько синеньких цветков,Отнятых у снега.Снова мир и свеж, и нов,И повсюду нега.

Вижу старую МосквуВ молодом уборе.Я смеюсь и я живу,Солнце в каждом взоре.

От старинного КремляЗвон плывет волною.А во рвах живет земляМолодой травою.

В чуть пробившейся травеСон весны и лета.Благовещенье в Москве,Это праздник света!

Протоиерей Николай Гурьянов

Благовещение Святое —День великий на Руси,С ним ты чувство молодоеВ черством сердце воскреси;Отзовись душой, как младость,Грудью полною своейНа сияющую радость,На улыбку вешних дней.Соблюдая праздник строго,В этот день твердит народ,Что и пташка хвалит БогаИ гнезда себе не вьет;В этот праздник, выйдя к полюС горстью полною зерна,Добродушно птиц на волюВыпускала старина.

Приближенье дней пасхальныхПроясняет хмурый взгляд,Из сторонок чужедальныхВ гости ласточки летят.И, внушая мысль о братстве,О дарах любви благой,Будто спорят о богатствеНебо с грешною землей.Все внимают чутким слухомГимну зорьки золотой,Опушились нежным пухомВетви вербы молодой.И глядит на нас, сияяНедоступностью чудес,Эта вечность голубаяТоржествующих небес.

Простой сюжет с течением времени обрастает деталями

Миниатюра рукописи. Византия. XIII век. Афонские музеи

Мозаичная икона 1300-1325 года, Музей Виктории и Альберта, Великобритания

Но часто бывает, что некоторые искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.

Фреска. Сербия. XIV век. Сербия. Косово. Высокие Дечаны

С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.

За всеми второстепенными деталями мы не должны забывать о сути события. Архангельское благовестие и его принятие Богородицей – это не просто иллюстрация к Священному Писанию. Это – великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

С момента зарождения христианского вероучения, художественный сюжет данного священного образа проиллюстрирован в разных иллюстративных формах:

  1. Архангел возвращается к Деве Марии. И находясь рядом с ней, он, информируя её радостной, предсказанной богом новостью, о появлении малыша. К числу таких композиций следует отнести, например Устюжскую икону.
  2. Постановочная композиция, состоящая из двух икон, воссоздающие в совокупности весь образ данного религиозного события. На одном из них, крупным планом представлен Гавриил, а на другой сама Богородица.
  3. Сюжет, в котором, Дева Мария изображена одна, сидящая на стуле.

Праздник Благовещения

Это один из самых почитаемых праздников православного мира. Верующие вспоминают благовещение архангела Гавриила, когда он сообщил Деве Марии о непорочном зачатии Спасителя мира. Это радостный и светлый праздник для всех верующих, когда сердца наполняются блаженством от мысли о спасении.

Раньше в царской Руси в Благовещение накрывали столы и приглашали всех верующих угоститься, кормили бедняков и малоимущих крестьян. В наши дни эта традиция возродилась, и некоторые благотворительные фонды устраивают угощение для всех нуждающихся. Православные христиане также могут посетить дома инвалидов или сирот, чтобы раздать подарки и угощения. Это благое дело принесет благословение подвизавшимся.

Благовещение отмечают в один и тот же день — 7 апреля. Это не переходящая дата, которая остается неизменной.

В Благовещение принято:

  • совершать добрые дела;
  • избегать грехов и дурных мыслей;
  • не работать по дому и подсобному хозяйству;
  • дарить всем людям улыбку и добро;
  • подавать милостыню.

Раньше на Благовещение выпускали из клеток птиц как символ свободы. Эту традицию возрождают и в современные дни. В апреле начинаются первые сельскохозяйственные работы, поэтому перед иконой благословляли семена для будущего богатого урожая.

Под иконами ставили освященную благовещенскую воду. Считалось, что она может поднять с кровати даже тяжело больного человека. Водой поили скотину, чтобы защитить от падежа.

Святые отцы о Благовещении

«Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась!

Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6, 9).

Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», – возглашает небоявленный Василий.

«Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. («О чистота, радость сердцу сотворяющая и душу в небо претворяющая! О чистота, благое стяжание, зверьми не оскверненное! О чистота, в душах кротких и смиренных пребывающая и человеками Божиими сих творящая! О чистота, посреди души и тела как цвет процветающая и всю храмину благовония исполняющая!» Прп. Ефрем Сирин. О чистоте.)

И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: «Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь«.

«Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный нисшел до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповрежденною, и пребыть на веки Матерью Бога воплощенного?

Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Нее! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесенную над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изреченного в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной.

Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших Царство Небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошел, чтобы нас на небеса возвести».