Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери одна из наиболее прославленных афонских святынь, которая хранится там уже тысячу лет – по преданию, с 999 года, когда чудесным образом пришла по водам в огненном столпе в монастырь иверитов (грузин).

Согласно древнейшему грузинскому сказанию74, в Иверском монастыре во времена второго иконоборческого гонения75 принял постриг некий благочестивый муж из Византии. Он поведал историю о семейной святыне – иконе Божией Матери Одигитрии, лик которой поразил копьем еретик, и из раны истекла кровь. При виде этого страшного явления он раскаялся и, чтобы спасти икону, опустил ее в море.

После прибытия иконы на Афон ее поставили в алтарь, но Богородица перенесла образ на врата обители. Иноки воздвигли надвратный храм, где икона пребывает и поныне. Она именуется Портаитиссой (Вратарницей) и освящает монастырские врата как символ входа в Небесный Иерусалим.

Сейчас афонская «Вратарница» закрыта двумя окладами. Первый, серебряный, грузинской работы начала XVI века с нее не снимается, но он очень хорошо передает основные линии рисунка. В этом образе Богомладенец на руке Матери сидит значительно ниже, чем на других иконах Одигитрии. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Богомладенец свободно восседает как бы внутри Богоматери, опираясь ногами, словно на подножие, на полукруглую складку свисающего с Ее рук мафория.

Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Ее Ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богомладенца неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков (этим временем искусствоведы датируют и Иверскую икону), эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гиматием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее), Царские одежды подходят для Иверской иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на ее списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна и «зело ужасно-зрачна, с великими очесами»76. Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Ее, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов противления (Еф. 5, 6) и список грехов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4, 3), подобие которой образует свисающий мафорий. Она и Скиния Откровения: Отверзся храм скиния свидетельства на небе (Откр. 15, 5–6), где Бог открылся ап. Иоанну Богослову: Он был облачен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие. {amp}lt;…{amp}gt; Из уст Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным (Откр. 19; 13, 15).

Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Ее икона исчезнет с врат Иверского монастыря.

В XVII веке по заказу царя Алексея Михайловича список с Иверской иконы был выполнен для Москвы77. Сделал его в меру и подобие иконописец Иамвлих Романов. Во все время работы над образом ежедневно служились Литургии, на которых за иконописца молился весь монастырь. Сам же он держался особо строго поста. В 1648 году 13 (26) октября Царь вместе с патриархом Иосифом и всей православной Москвой встречали крестным ходом новую икону у Воскресенских ворот Кремля. Здесь для Вратарницы Российской столицы была устроена часовня, и вскоре Иверская икона, наряду с Владимирской и Смоленской, стала самой почитаемой в Москве. Сложилась традиция ношения иконы по домам, и каждый москвич стремился принять Ее как можно пышнее. Само место около часовни почиталось святым, для охраны которого наряжались особые караулы. Во время отсутствия иконы ее замещал список (сейчас находится в церкви Николая Чудотворца в Кузнецах в Москве). Иверская часовня простояла до 1929 года. В ночь на 29 июля она была тайком срыта. Чудотворная икона изъята, но впоследствии возвращена и поставлена в Воскресенском храме в Сокольниках. В 1994 году часовню восстановили в первозданном виде. В Иверском монастыре был заказан новый список с чудотворного образа, который по древнему обычаю исполнен безвозмездно.

Предлагаем ознакомиться:  Семь церковных таинств православной церкви

6 ноября – День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это неудивительно, ведь многие на протяжении жизни проходят через лишения и трудности, скорби и печали, болезни и немощи. Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду.

Иерусалимская икона Божией Матери

По преданию, в 988 году император Лев IV Философ подарил этот образ святому равноапостольному князю Владимиру в память о его крещении в Корсуни. Икона считалась одной из главных святынь христианского мира как написанная апостолом Лукой во время его пребывания в Иерусалиме. От первообраза Одигитрии она отличается более всего колоритом и тем, что Богомладенец сидит на правой руке Божией Матери, совершенно повернут к Ней83, а Его ножки сложены крестом. Богородица склонила голову к Сыну в печальном раздумье. Ее темно-пурпурный мафорий распахнут у ворота и открывает на груди и сбоку у рук ярко-красный подбой изнанки, оттененный пробелáми. Беспокойный красный цвет привлекает особое внимание и становится чуть ли не главным в иконе. Резко обозначенный, он не дает созерцать вне себя ни лик Божией Матери, ни Христа, облаченного в архиерейскую рубашечку с синим клавом и красным поясом. Этот цвет будто струится по уступам в протянутую руку Пресвятой Богородицы и далее в символическую чашу, обрисованную складками мафория. Матерь Божия словно предуготовляет здесь жертвенный Престол, чтобы сослужить Своему Сыну. Одежды Его указывают на священнодействие Великого Архиерея, приносящего Жертву. Золотые покровы, благословляющая десница и свиток говорят, что перед нами Господь, принимающий Жертву в храме тела Его Пречистой Матери. Завершает создание символического литургического действа крест, образуемый ножками Богомладенца. С него Христос вступает прямо в чашу, и туда же Он полагает свиток – символ творения и греха. Христос Сам есть искупительная и очистительная Жертва, омывающая кровью грешное человечество.

По слову Божиему, кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 38). Мы видим Богородицу как «многотекущую реку» и «купели образ»84. Следуя такому сравнению позже в некоторых списках, отвороты мафория Богородицы изображались цвета чистой изумрудной воды, а не красными.

Иерусалимская икона «многосветлое просвещение»85 была очень любима на Руси. Яркость и ясность ее зрительного образа были понятны чистому русскому сердцу, не тяготевшему к сложным богословским художественным идеям, которые так любила Византия. Святой равноапостольный князь Владимир в память о крещении новгородцев передал икону Новгороду, где она стала главной святыней. В 1571 году Иоанн Грозный забрал ее в Москву. Икона была поставлена за патриаршим местом в алтаре Успенского собора. Отступая из русской столицы в 1812 году, Наполеон вывез ее во Францию. Там она была поставлена в Париже в соборе Нотр Дам, позже ее следы затерялись.

Близкими по иконографии Иерусалимскому образу являются Грузинский, Царьградский, Гребенский и Шуйский изводы.

Чудо с грошиками

Летом 1888 года в городе на Неве прославился чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Это случилось после пожара, вызванного ударом молнии, в часовне деревни Клочки вблизи Стеклянного завода на окраине Петербурга. После того как потушили пожар, с изумлением обнаружили, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но потемневший от времени и копоти лик Богородицы просветлел и обновился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги, деньги рассыпались по полу, а к образу в разных местах прилепилось 12 медных монет.

Весть о преображении иконы разнеслась по всей столице, и толпы людей устремились к чудотворному образу с грошиками. Вскоре появился новый тип иконы «Всех скорбящих Радость», на которой краской стали писать грошики. Было также установлено еще одно празднование в честь этого образа — 5 августа, день его чудесного преображения.

Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками стала источником бесчисленных чудес, многие неизлечимые больные получили исцеление. Так, в 1890 году прихожане часовни стали свидетелями удивительного выздоровления отрока Николая Грачева, который страдал от припадков эпилепсии.

Как-то ночью больной увидел перед собой Пресвятую Богородицу со святителем Николаем Чудотворцем и услышал голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но заранее никому ничего не говори». Прибыв наутро в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его навсегда.

Предлагаем ознакомиться:  Материнская молитва за свое чадо

Таким же поразительным образом вскоре исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Несчастная потеряла голос из-за горловой чахотки, перед которой были бессильны врачи. Женщине оставалось уповать лишь на молитвы и Божию помощь. Однажды во сне Вера ясно услышала таинственный голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!»

На месте сгоревшей часовни был построен храм в честь прославленной иконы. После революции Скорбященский храм был взорван, но чудотворная икона сохранилась в семье прихожан. В годы Великой Отечественной войны святой образ поместили в Свято-Троицком храме. Великое множество людей, молясь перед этой иконой, получили от Божией Матери утешение в нечеловеческих испытаниях и скорбях, обрушившихся на ленинградцев в страшные годы блокады.

Тихвинская икона Божией Матери

Так же просто, в чистых и лаконичных формах несет в мир проповедь спасения Тихвинская Одигитрия. Как и в Иерусалимской, Богомладенец Христос на Тихвинской иконе восседает на руке Матери, словно на престоле, и обращен к Ней, крестообразно сложив ножки, но с вывернутой правой пятой. Царь Царей, Он благословляет Богородицу-Церковь – Свою главную сотрудницу и путеводительницу творения, как бы указывая: «Достойна».

Я есть Путь и Истина и Жизнь (Ин. 14, 6); Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15, 4), говорит Господь. И Церковь ведет народы к вечной жизни, потому что только Ее Господь благословил был проводником человечеству. Обращенность Христа и Богородицы друг к другу указывает также на необходимое для спасения богообщение, на важность участия в нем и Бога, и человека. Человек грешен и не может спастись без Бога, а Он слушает лишь того, кто чтит Бога и творит волю Его (Ин. 9, 31).

На Тихвинской иконе величественный благословляющий Богомладенец изображен во всем Своем могуществе и Славе. Но золотое облачение покрывает ноги, сложенные крестом – образ Евхаристической Жертвы. Здесь, как и в Иерусалимской иконе, Христос «приносящий и приносимый, приемлющий и раздаваемы».

Завершает всеобъемлющий образ учения о Церкви возложенный на крест свиток. Церковь основана на кресте, и на нем утверждается закон Христов: Новый Завет Бога с человеком.

Из Византии на Русь часто привозили красивые и чудотворные иконы, однако не все становились любимыми и «главными». Согласно «Сказанию»86 Тихвинская икона сама в ослепительном сиянии прибыла в 1383 году из Царьграда в Новгородские приделы и стала величайшей русской святыней. С XVI века в монастыре, построенном в ее честь Иоанном Грозным, с Тихвинской иконы делались многочисленные повторения, но спрос был так велик, что к XIX веку начала действовать иконописная мастерская, специализировавшаяся только на одной этой иконе. Списки создавались в меру и подобие оригинала и были столь высокохудожественны, что и сейчас, видя их во многих храмах, можно получить точное представление о первообразе.

В годы Второй мировой войны Тихвинская икона была вывезена за границу и находилась в Чикаго. В 2004 году она была возращена Русской Церкви и в настоящее время находится в своем монастыре в Тихвине.

Молитва перед иконой Богородицы «Всех скорбящих радость»

«Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице.

Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих;

на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Казанская икона Божией Матери

Этот образ отличается от других Одигитрий своей сокращенной иконографией. Он был явлен по указанию Самой Пресвятой Богородицы, поэтому особенности изображения, несомненно, определяются его предназначением.

После обретения в 1579 году на пожарище в Казани икону принял и перенес в церковь будущий патриарх всея Руси священномученик Гермоген. Он же написал службу Казанской иконе и «Сказание» о ней. Как показала история, эта встреча была знаменательна, так как в Смутное время (1606–1613 гг.) именно патриарх Гермоген вдохновил рассеянный русский народ, лишенный царя-помазанника, на освободительную войну против иноземцев и разбойничьей власти. Казанская икона стала военным стягом Народного ополчения, которое собралось и победило под ее водительством.

Предлагаем ознакомиться:  Икона от зависти и злых людей

Нашла свое объяснение и ее необычная иконография. Богородица с Богомладенцем стоят «плечом к плечу», обращенные в мир. Видна лишь одна благословляющая десница Спасителя. Предельно лаконичное поясное изображение приводит на память славословия о Богородице, воспеваемой как «Нерушимая Стена», «Взбранная Воевода победительная». Видимым образом через Свою Казанскую икону Богородица открыла России, что Она ее щит и заграда. С тех пор ей молятся, зная, что Она «источает неоскудные милости», «предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравные и богобоящиеся рабы Своя» (из кондака Казанской иконе).

С Казанской иконой связаны еще многие исторические события России. В 1682 году свт. Митрофаний Воронежский предсказал, что до тех пор, пока Казанская икона будет в Петербурге, враг не вступит в него. Сестра Петра I Наталья привезла в новую столицу чудотворный список, ставший самым почитаемым в городе. Для прославления святыни был выстроен величественный Казанский собор, в котором в Отечественную войну 1812 году молился Божией Матери русский полководец князь Михаил Илларионович Кутузов. После победы в собор были свезены все захваченные у французов полковые знамена и сорок пудов церковного серебра, пошедшего на иконостас и подсвечник к чудотворной иконе.

В настоящее время первообраза Казанской иконы не существует. В ночь на 29 июня (12 июля) 1904 года несколько святотатцев похитили святыню из соборного храма Богородичного монастыря г. Казани. Воров поймали. Один их них утверждал, что сжег икону, другой – что продал ее старообрядцам, у которых существовало предание о получении свободы веры через обретение Казанского образа. В утешение насельницам Казанского монастыря из Греции был прислан список с самой почитаемой в Константинополе иконы «Паммакариста» – «Всеблаженная»87.

Черниговская (Ильинская) икона Божией Матери

Утратив соборное чувство единения в Боге, заслонив Образ Божий мирской жизнью с ее тяготами и проблемами, русский человек, принужденный жить по земным меркам, с интересом обратился к западной цивилизации, найдя в ней много чудесного и доселе незнакомого для себя.

С изменением человека меняется и храмовое искусство. Возникают новые иконы Божией Матери, значительная часть которых воспроизводит католические образцы. И постепенно Богородица как Утешительница и подательница жизненных благ заслоняет Собою образ Христа Спасителя, как это случилось ранее в Католической Церкви.

Черниговская икона Божией Матери «Одигитрия», о которой рассказывается во вдохновенной книге свт. Димитрия Ростовского «Руно Орошенное», была написана в католической традиции, «живоподобно», масляными красками, с коронами на головах Богородицы и Христа.

Чудеса ее начались в 1662 году. Восемь дней, с 16 по 24 апреля, образ Богородицы источал слезы. В Ильинском монастыре это наблюдал святитель Димитрий Ростовский вместе со своей паствой. Необычайное явление собирало к иконе множество людей, и по их усердным молитвам подавались утешения, исцеления и даже воскрешение из мертвых.

Святитель Димитрий Ростовский подробно описал в своей книге вместе чудеса и воспел источник этих чудес – Саму Божию Матерь. Плач Богородицы он сравнивал с появлением росы на руне Гедеона (Суд. 6, 37–38) – знак присутствия Бога среди Своего народа и помощи ему, которое Святыми отцами было истолковано как прообраз непорочного зачатия Девы Марии. Пресвятая Богородица – Руно Орошенное, пишет он, потому что, как руно, «одевает нас Пресвятая Дева милостью Своею, когда покрывает честным Своим омофором, и согревает нас, когда тепло о нас молится, Молитвенница теплая», и, как роса, охлаждает грешников, и «претворяет пламень страстей в Росу бесстрастия». Каждая капля, истекающая из Ее очей, – это милость, которой орошает Пресвятая Богородица землю.

Вспомнил святитель Димитрий Ростовский и другие назидательные случаи помощи Пресвятой Богородицы, которые послужили сюжетом для образов «Целительница» и «Нечаянная Радость». Однако он ничего не сказал об иконографии, не описал ликов Божией Матери и Христа, Их одежд, не сказал о том, что Черниговская икона прообразом своим имеет древнюю знаменитую Смоленскую Одигитрию. Св. Димитрий Ростовский просвещал исключительно словом. Он вывел русскую церковную культуру на литературный уровень, став одним из первых духовных писателей новой эпохи.

Икона Божией Матери «Одигитрия» разошлась по Руси в многочисленных списках с разными названиями. Как поется в акафисте Одигитрии, Она благая Путеводительница к светлому град Иерусалиму небесному, ко Христу, Она изводит человека из рова земных страстей.