Значение символа

alt
В буддизме такой символ означал тождественно равенство с мудростью.

Для мужчин и женщин значение тату и подобный знак, представленный в другой форме, имеет различные значения. Святое изображение — символ власти и величия. Расположенная в нижней части ока спираль — мощный энергетический поток, который отличается безграничной силой. Если иероглиф изображают белой краской, то глаз Гора символизирует мир живых, а черный окрас олицетворяет мир усопших.

Артефакт имел не только силу среди египетского народа, но и у людей других стран. Знак с глазом Гора присутствует на пирамиде в Египте, а также на кафедральных соборах, часовнях и памятниках архитектуры. Он имеет несколько значений в разных религиозных течениях и народов, что представлено в таблице.

Религия и нация Обозначение
Буддисты Свет и мудрость
Христиане Добро и божественное начало
Греки Красота и приобретение мудрости

Существует теория, что знак Глаз Бога появился больше 6-ти тысячелетий назад. Символ в разных религиях изображался в двух вариантах:

  1. Рисунок божественного ока внутри равностороннего треугольника. От самого треугольника расходятся лучи. Этот вариант принадлежит египетской культуре, именуется «Глаз Гора».
  2. Око изображено не внутри фигуры, а на вершине треугольника.

Символ встречается на различных предметах, дошедших до нас из древности.

По одним источникам, древний символ глаз в треугольнике защищает человека от зла в виде душевных и физических заболеваний. Также он обладает силой исцеления.

alt

Другие источники утверждают, что амулет способствует развитию искусства ясновидения, способствует раскрытию лжи, притягивает положительную энергетику. Знак также помогает познать внутренний мир, определить свое предназначение, быть твердым и не отступать от принятых решений.

Глаз Гора

Глаз Гора с бровью.

В египетской культуре знак был обозначением могущественного бога Гора. В преданиях говорилось, что у Гора были необыкновенные глаза: левый – это Луна, а правый глаз – Солнце. Он наблюдал круглые сутки за происходящем между людьми всей земли, и от его пронзительного взгляда ничто не могло ускользнуть.

У египетского символа даже есть собственное имя – Атшет, в переводе значащее «Всевидящий Глаз Гора».

Бог был справедлив, но милостивым его сложно было назвать. Гор жестоко расправлялся с грешниками, которые нарушали его великие законы. Многие его боялись, но все же больше относились с почтением к могуществу и всесилию.

Чтобы получить покровительство в поиске истины, египтяне использовали знак Глаз Гора в магических обрядах.

В музеях хранится множество древних фресок, свитков и изделий из керамики с изображением божьего газа: одни предметы принадлежали жрецам, другие – фараонам и придворной знати. Иногда Глаз Гора изображался с бровью – в этом случае он подчеркивал могущество божества.

Древний Восток[править]

В хаттско-хеттском мифе у бога грозы демоном-змеем отняты глаза и сердце.
Чтобы вернуть их себе, бог грозы рождает сына-человека, который женится на дочери змея и выпрашивает у него сердце и глаза своего.

В шумеро-семитской мифологии глаз олицетворяет «Владыку Священного Глаза» Эа или Энки, где он символизирует мудрость, всезнание, бодрствование.

Гера с чашей

У финикийцев Кронос имел два открытых и два закрытых глаза, что означает постоянное бодрствование.

Уджат
Солнечный глаз
Лунный глаз
«Египтяне также знали уже о лучах и свете, о молнии и зное в глазах, так что они употреблялись как знаки власти и как символ огня пылкости)».

Как орган, воспринимающий свет, краски и образы, а также благодаря роли в космогонических представлениях, глаз выступает одним из важнейших символов Древнего Египта.
Показательны, например:

  • египетское определение радужной оболочки глаза со зрачком — «солнце в отверстии» (или сотворенное Слово)[1];
  • высказывание из «Книги мертвых»: «Я смотрю — значит» я существую”.
  • название и значение знака-детерминатива Wadza — “божественное око, «тот, кто питает священный огонь, или разум человека» (то есть фактически Осирис)[2].

Глаз имеет в египетской традиции чрезвычайно сложный символизм:

  • существует множество различных символов, имеющих вид глаза — «Глаз Гора», Аттет, «всевидящий» и т. д.;
  • Солнце и Луна считаются «Глазами неба» (правый — Солнце, Ра и Озирис, левый — Луна и Изида — часто, крылатые;
  • изображение пары глаз с крыльями в древнеегипетской иконографии обозначает Север и Юг как два раздела небес, небесное пространство;
  • как глаз рассматривается Полярная звезда;
  • глаз служит символом озарения, разума, знания и верховного жреца (Великого Провидца), обладавшего Священным Знанием, приобретенным благодаря собственному дару ясновидения;
  • «Текстах Пирамид» (1266 г. до н. э.) говорится о двух «злых глазах», которые опечатывают запор ворот;
  • око также часто встречается на египетских надгробных камнях (помощь) мертвым в загробной жизни.

Особенно тесно символ глаза связан с Ра, Гором и Осирисом.

«Твой правый глаз — вечерняя ладья, твой левый глаз — утренняя ладья».

Око Ра выступает также как самостоятельный персонаж: согласно одному из мифов, Глаз Солнца оставил светило и скрылся в пустыне, нарушив равновесие в мире.
Покровитель священных наук Тот сумел перенести (заманить) Око в Египет и восстановить первичный порядок, спасая тем самым человечество от гибели.

Пылающим глазом Ра считается Урей — змей, извергающим огонь Солнца, изображаемый стоящим на хвосте.
Он выступает символом божественности, царственности, двух уровней неба (Восток и Запад), а также Верхнего и Нижнего Египта.

«Когда он поднимает глаза, наполняет он все светом, но когда он их закрывает, наступает тьма (мрак)».

Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора вырос снова (ослепление Гора Сетом и последующее исцеление его богиней Хатор)[3].
Видимо, этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета — «уджат»[4].
Уджат служит символом:

  • его всевидящей власти Гора;
  • силы и мощи — сам глаз и бровь соответственно;
  • единства и целостности космоса (мироздания);
  • Луна и её фазы;
  • жертвоприношения (приношения богам в храмах) — амулеты с одним, двумя или четырьмя изображениями глазами.
Предлагаем ознакомиться:  Руна Дагаз (Дагас): Значение и толкование

??? «На множестве памятников встречаются изображения крылатого глаза, или Уджата, бога войны и справедливого возмездия. (…)
Божественный глаз считался также эманацией этого могущественного, воинственного и мстительного божества».

Глаз в треугольнике

Имя Озириса означает «место для глаза»; его иероглиф — глаз над сиденьем (трона).

Киклопы

Платон называет глаз главным солнечным инструментом, по его мнению, глаз имеется у души, и ему одному видима Истина.

Взгляд медузы Горгоны, обращающий людей в камень — один из символов «дурного глаза».
Выступает в качестве апотропея, подобно тому, как Персей обратил силу Медузв против неё самой с помощью отражения в щите.

Атрибут (символ):

  • Аполлон как «наблюдатель небес»;
  • Солнце — в том числе как глаз Зевса (Юпитера);
  • тысячеглазый Аргус (Аргос);
  • киклопы.

Амулет глаз Гора в наше время

Кулон Глаз Гора

Амулет Глаз Гора защитит своего обладателя от зла.

В наше время амулет используется в качестве оберегающего от зла талисмана . Экстрасенсы и маги также используют его для проведения ритуалов. В основном эти ритуалы связаны с общением с потусторонним миром.

Для использования талисманом нужна его активация:

  • когда дома никого не будет, подготовить подходящую атмосферу: выключить свет, зажечь свечи, расположить амулет перед собой;
  • далее нужно подготовиться самому: расслабиться, сосредоточиться на амулете и мысленно представлять сферу, в которой нужна помощь древнего божества – например, работа или гармония в семье;
  • несколько минут заряжать амулет своими мыслями, не отвлекаясь на посторонние темы.

Амулет Глаз Гора нужно постоянно носить с собой, желательно невидимо для окружающих. Чаще всего талисман носят в форме подвески на шнурке за воротом рубашки.

Северная традиция[править]

Одноглазым предстаёт Один, напившийся из источника Мимира.
Глаз Одина также представляется в виде источника, омываемого водой (как слезами).

В древнеирландской героической саге описывается «злой взгляд» короля фоморов Балора, сокрытый за веком, которое могли поднять четверо мужчин.
В кельтском эпосе злой глаз (символ злых намерений и зависти), противопоставляется доброму сердцу, благородству и состраданию.

alt

Орган зрения, при помощи которого, по народным представлениям, можно воздействовать на окружающий мир и людей (главным образом отрицательно).
Глаза соотносятся с внутренним миром человека, они часто считаются вместилищем души; по некоторым польским поверьям, в момент смерти душа выходит из тела через глаза.

Аномалии глаз (косоглазие, сросшиеся брови, длинные веки, отсутствие ресниц, краснота, перевернутое отражение в зрачке и др.), подобно другим телесным недостаткам, трактуются как знак принадлежности человека к демоническому миру.
Согласно популярному представлению, «четырехглазая» собака (имеющая черные круги под глазами) способна видеть мертвых и отпугивать нечистую силу.

В народной аксиологии глаза наделяются высшей оценкой (ср. «беречь как зеницу ока»); в народной медицине существуют разнообразные магические способы предупреждения и лечения глазных болезней; ради здоровья глаз соблюдаются табу на работу в определенные праздники (например, у южных славян в Видов день, 15/28 июня) или на отдельные виды работ.
Слепота считается наказанием, посылаемым за большие грехи.

Засорение глаз как наказание за нарушение табу на шитье и прядение в пятницу и во многие праздники — известный мотив в славянской мифологии.
По широко распространенным верованиям, от этих действий засоряются и колются глаза Св. Параскевы Пятницы; виновной в этом «матушка Прасковея» засорит глаза куделью.

  • нельзя белить стены — «замажешь родителям очи»,
  • нельзя выгребать золу из печи — засыплешь глаза умершим,
  • выливать воду во двор — «мертвым очи зальешь»;
  • мочиться в воду — «все равно, что матери в глаза».

Тульские и псковские крестьяне на Троицу ходили на кладбище обметать могилы — «глаза у родителей прочищать»; южные славяне жгли на могилах свечи, чтобы покойникам «там было видно».

alt

С апотропейными целями применялось завязывание и замазывание глаз.
У русских Забайкалья сеятель в поле завязывал себе глаза и произносил: «Как я не вижу белого света, так пусть птицы не видят моих семян».
Македонцы в «мышиные дни» замазывали дыры в стенах и говорили, что замазывают глаза мышам, а в «волчьи дни» так же «замазывали глаза волкам».

Открытые глаза покойника часто трактуются как предвестие еще одной смерти (он «высматривает» нового покойника).

В мифах нганасан Моу-нямы (Земля-мать) носит в себе множество глаз.
По поверьям нганасан человек и животные живут, пока у них живы глаза.
После их смерти глаза попадают в распоряжение Моу-нямы, а мёртвый должен обзавестись новыми, иначе он заблудится на пути в землю мёртвых.

В китайской мифологии известна «зрячая плоть» — существо, сплошь покрытое глазами.

Символизм глаза может принимать на себя перо фазана.

Гера с чашей

В поздней китайской народной мифологии богиня зрения — Яньгуан.

Из своего правого глаза Изанаги породил бога Луны.

Ацтекские шаманы верили, что они могут узнать тайны духов в глазах ягуара.

У американских индейцев «глаз сердца видит все».
Это глаз Великого Духа и всеведения.

В мифе североамериканского индейского племени оджибве одно из шести сверхъестественных существ, вышедших из моря, чтобы смешаться с людьми, было с повязкой на глазах.
Когда это существо сняло повязку, то человек, на которого упал его взгляд, тут же умер, словно поражённый молнией.
В мифе индейского племени комоксов женщина — дочь Орла ушла от мужа.

В мифе калифорнийского индейского племени яна человек, почти превратившийся в скелет, беспрерывно плачет, и овцы приходят пить воду, текущую из его глаз; когда же он перестаёт плакать, на месте его страданий остаётся солёный источник (сходный мотив имеется и в мифе индейского племени модок).

Предлагаем ознакомиться:  Подарили фикус к чему это

Как использовать оберег Всевидящее око

Оберег в виде Всевидящего ока дает хороший эффект от личного пользования в виде амулета, вышивки на одежде или тату на теле. Чаще всего его носят как украшение – в виде кулона или подвески.

Некоторые приобретают предметы интерьера (картины, статуэтки) с изображением магического символа, чтобы защитить свое жилье от злых сил. Но в таком случае знак имеет меньшую силу, чем в условиях индивидуального использования.

Тату Глаз в треугольнике.

Тату Глаз в треугольнике.

Тату, на котором изображен глаз внутри правильного треугольника, несет в себе значение мудрости, огромной душевной и физической силы, стремление к изучению истины. Подходит всем без исключения. Чаще всего татуировку с Глазом Гора делают маги, чтобы усилить свою энергетику и открыть вход в потусторонний мир.

Желающим сделать подобную татуировку нужно знать некоторые нюансы расположения рисунка на теле:

  • женщины наносят символ на плечи или спину;
  • если девушка набивает татуировку Всевидящего ока на запястье, это может означать принадлежность к нетрадиционной ориентации;
  • мужчины также носят татуировку на плечах и спине, спокойно могут изобразить на запястье.

Для разных полов значение тату в виде Всевидящего ока немного отличается:

  1. Девушки при помощи этого рисунка выражают свою таинственность, загадочность. Также владелицам такой татуировки око помогает усилить интуицию.
  2. Мужчины, которые носят тату, заявляют о своей силе, как физической так и духовной.

Татуировку глаза в треугольнике нужно делать с большой осторожностью. Сплетаясь с энергетикой индивидуального человека, древний символ проявляет себя по-разному. Каждому обладателю тату он дает индивидуальные способности, усиливает разные свойства характера.

Глаз в треугольнике на долларе
Глаз в треугольнике на долларе

Треугольник также является древним женском символом. Треугольник может быть мужским знаком, если рядом с ним присутствует треугольник с вершиной, которая направлена вниз. В этом случае треугольник с вершиной внизу трактуется как женский, а треугольник с вершиной вверху — мужской.

Сам же по себе треугольник как символ в чистом изначальном виде тождественен пирамиде, храму, святилищу, дольмену, пещере, которые сами по себе имели явную женскую символику.

А если мы вспомним, что всевидящее око является одним из излюбленных символов масонов, которые придают особе значение женскому первоначалу и египетской древней религиозной символике, а также ведут бескомпромиссную борьбу с «мужским» монотеизмом, то нам станет ясно, что изображение всевидящего ока (глаза в треугольнике) вполне может трактоваться как «современный» символ Великой Матери со всеми вытекающими из этого последствиями:

  • Борьба с монотеизмом (иудаизмом, христианством, исламом)
  • Борьба с традиционной патриархальной семьёй
  • Продвижение феминизма и ЛГБТQ
  • Сексуализация культуры (оргиастический культ плодородия)
  • Экологизм (очищение и освобождение Матери-земли от забот)
  • Атеистический материализм (приземленность) против религий (этимологически восстановления утраченной связи с Богом)
  • Примат материального (материнского, женского) над духовным (мужским). Культ денег, успеха и удовольствий любыми средствами — забвение морали и нравственности
  • Другие «приятные» явления

Австралия и Океания[править]

У народов Океании солнце — это «большое глазное яблоко».

В иранской мифологии Добрый Пастырь Йима обладает солнечным глазом и секретом бессмертия.

Согласно верованиям персов, в глазах собаки, которую принесли к смертному одру, умирающий может увидеть, что произойдет с ним в загробном мире.

Глаз Варуны — это солнце.

Геба с чашей и кувшином

Третий (внутренний) глаз в центре лба — непременный атрибут Шивы, знак его могущества и разрушительной силы.
Представляет собой также духовное сознание, (трансцендентную) мудрость, интуитивное восприятие, синтезирующую силу огня.

В целом символизирует свет и мудрость.

Третий глаз Будды, «пылающая жемчужина», — духовное сознание и трансцендентная мудрость, внутреннее зрение (ясновидение), позволяющее увидеть реальность за ширмой иллюзии.

Сходный символизм имеет павлин как атрибут — Амитабхи, тибетской инкарнации медитирующего Будды Неизмеримого Света: оперение этой птицы состоит из множества глаз.
Изображение множества глаз могло также иметь позитивный символизм, связанный с бдительностью и сиянием звезд в ночном небе.

Око Господне

Всевидящее Око Господне. В. Х. фон Хохберг, 1675 г.

«Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их».

1-е Петра 3:12
«Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает».

Притчи 22:12
«Свет тела — это глаз».

Матф., 6:22

Как знак мудрости и проницательности несут глаза на своих крыльях высшие ангельские чины (херувим, серафим).

Подобным образом, с множеством глаз может также изображаться дьявол (сатана).
Например, в одной древней колоде Таро Дьявол представлен в образе Аргуса со множеством глаз по всему телу (Парижская национальная библиотека, Отдел гравюр.

Атрибут:

  • Люция, Св. (Люсия, Лукия) — пара глаз на блюде;
  • Оттилия, Св.

Гигиея с чашей

Изображение глаза, вписанного в равносторонний треугольник — широко распространённый знак, восходящий к символу Иеговы в иудейско-христианской традиции.
Первоначально (для ранних христиан) Око Господне (всевидящее, недрёманное) выступает символом Бога-Отца, Его всеведения и вездесущия.
Позднее (в живописи — с периода Возрождения) — служит символом Божественной Троицы.

Часто этот знак окружает сияние (солнечное), которое рассматривается как воплощение бесконечности и безграничности божественных проявлений — силы, святости и т. д.
В случае, когда треугольник с глазом, в свою очередь, вписан в круг, он служит символом и иллюстрацией догмата о триединстве Бога
Применительно к человеку Око Господне — символ нравственного сознания.

Семь глаз — это семь Божьих духов Апокалипсиса.

В исламе глаз соотносится со сверхъестественным ясновидением.

Глаз Сердца — воплощение сердца в Вечности, духовный центр, место абсолютного интеллекта и просветления.
В отличие от рассудка, позволяет видеть и познавать «Вечное Настоящее» — выходящее за пределы мирских противопоставлений прошлого и будущего.
Дабы постичь свою высшую сущность, посвященный должен добраться до глубинного полюса Сердца.

Противоположность Глаза Сердца — «дурной глаз», символ деструктивных сил зла.

Представления о магической силе глаз (как защитной, так и разрушительной) способствовал широкому использованию глаз и их изображений в магии.
Наиболее широко в традициях всех культур представлены амулеты для защиты от дурного глаза и отведения зла (Византия, Вавилон, Италия).

Предлагаем ознакомиться:  Что значит карие глаза

  • Изображение глаза, отводящего зло, до сих пор помещают над дверями дома в Турции.
  • Персидские женщины и дети носили на шее или вплетали в волосы стеклянный шарик с помещённым в него высушенным глазом овцы, зарезанной в память о жертвоприношении Авраама.
  • На Родосе
 — были широко распространены изображения черного глаза в синем или желтом обрамлении;
 — глаз, заключенный в пантакль, охранял только что построенные дома;
 — глаз волка, заключенный в железное кольцо, оберегал от опасностей.

В качестве защиты от дурного глаза особой популярностью пользуются минералы, напоминающие своим видом глаза животных — кошачий, тигровый, бычий, соколиный и т. п..

Другим средством защиты от сглаза рассматривается зеркало, «возвращающее» зло к его источнику.

Глаз и его аналоги считаются также средством преодоления негативных чувств: вины, тревоги и страха.

Во сне глаз выступает в роли инструмента познания.

«Всевидящее око» или «Око провидения», восходящее к христианскому символу Бога-Отца и Троицы, во многих ложах располагается над стулом мастера.
В этом качестве служит напоминанием о «проникающей во все тайны мудрости и бдительности Творца, „Великого Строителя всех Миров“».

«Глаз занимает определенную часть тела и, ущемляя определенным образом свободу человека, ассоциируется с определенной функцией и изображается в составе лиц».

В ассоциативной интерпретации Юнга глаз — «материнская грудь», а зрачок — ее “дитя[5].
В глубинной психологии глаз выступает органом света и сознания, позволяющим нам воспринимать мир, который сообщает ему реальность.

Для психоаналитика глаз в сновидении (равно как и рот) — частый скрытый символ женского полового органа.
Он восприимчив и позволяет взгляду другого человека проникнуть в себя, захватывает его и удерживает; а когда к глазам подступают слезы, он увлажняется и сочится влагой.

С другой стороны, глаз как источник взгляда, проникающего и овладевающего, символизирует мужской половой член.
«Взгляд твердеет; он метит в свою цель и устремляется к ней; он входит, проникает вглубь и пронзает ее насквозь; он полон огня и мечет молнии; он стреляет и убивает наповал».

Нередко рассматривается как андрогинный символ, сформированный из овального женского и круглого мужского символов.

Как символ чувств и состояний души чаще всего манифестирует чувства отверженности, вины, тревоги и страха.

Превышающее норму количество глаз обладает двойственным значением, явление обычное в сфере бессознательного и создаваемых им образов.
Множественность лиц и глаз чаще выступает признаком ущербности, означает распад или физическое разложение — понятие, лежащее в основе демонической идеи разрывания на части[6].
Может также иметь позитивный символизм, связанный с образом звезд, которые, впрочем, пребывают во мраке.

Как и рука, ранний символ Бога-Отца (до того, как его стали изображать в человеческом облике).
Атрибут:

  • Киклопов, Полифема — один глаз в центре лица;
  • Аргуса — множество глаз по всему телу.

Выкалывание глаза перед судьёй, указывающим на свой собственный глаз — Суд Залевка.

Фольклорно-мифологические представления о «дурном» глазе: «Вий» Н. В. Гоголя.

Сходные представления «на другом уровне осмысления»:

  • стихотворение А. Блока «Есть игра: осторожно войти…»,
  • стихи Г. Аполлинера об авиаторе…
  • «Глаз сердца» — знак духовного озарения, интелектуальной интуиции.
  • «Глаза — зеркало души» — …
 — MNME — Иванов В. В., Глаза // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1991. Т.1
 — SMES — Толстой Н. И., Глаза // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002
 — Толстой Н. И. Глаза и зрение покойников // Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 185—205 {amp}lt; SMES
 — Иванов В. В., Об одной параллели к гоголевскому Вию, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 5, Тарту, 1973 {amp}lt; MNME
 — Иванов В. В., Категория «видимого» и «невидимого» в тексте: еще раз о восточнославянских фольклорных параллелях к гоголевскому «Вию», в кн.: Structure of texts and semiotics of culture, The Hague — P., 1973 {amp}lt; MNME
 — Матье M. Э., Древнеегипетский обряд отверзания уст и очей, в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, [т.] 5, М., 1958 {amp}lt; MNME
 — Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. II: Баба-Яга, «Чтения в императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете», 1865, кн. 3 {amp}lt; MNME
 — Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946 {amp}lt; MNME
 — Рифтин А. П., Категории видимого и невидимого мира в языке, «Ученые записки Ленинградского государственного университета. Серия филологических наук», 1946, в. 10 {amp}lt; MNME
 — Цивьян Т. В., A-iб-{amp}lt;*N-UID- и рефлексы этого образа на Балканах, в кн.: Античная балканистика 3. Языковые данные и этнокультурный контекст Средиземноморья. Предварительные материалы, М., 1978 {amp}lt; MNME
 — Africa Т. W., The one-eyed man against Rome: an exercise in euhemerism, «Historia», 1970, Bd 19, H. 5 {amp}lt; MNME
 — Crawford О. G. S., The eye goddess, L., 1958 {amp}lt; MNME
 — Gimbutas M., The gods and goddesses of Old Europe. 7000 to 3500 В. С. Myths, legends and cult images, L., 1974 {amp}lt; MNME
 — Lбng J., The concept of psyche: its genesis and evolution, «Acta ethnographica», 1973, t. 22, fasc. 1-2 {amp}lt; MNME
 — Riemschneider M., Augengott und heilige Hochzeit, Lpz., 1953 {amp}lt; MNME
 — Thieme P., Studien zur indogermanischen Wortkunde und Religionsgeschichte. B., 1953 {amp}lt; MNME
  • Уджат, крылатый глаз
  • Пылающий глаз бога солнца Ра, знак его огненной природы, изображался в виде урея — стоящего на хвосте
  • Глаз «удьят». Древнеегипетский символ-амулет
  • Тот лечит лунный глаз
  • Три глаза-идола. Тель-Брак. Передняя Азия. Алебастр, ок. 3200 г. до н. э.