Буллинг в школе: понимание, профилактика и решение проблемы - goroskopi24.ru
[dg_banner_ibv]

Буллинг в школе: понимание, профилактика и решение проблемы

Каждый второй человек хоть раз сталкивался с буллингом — в качестве свидетеля, жертвы или агрессора. Буллинг (или травля) — это систематическое физическое или эмоциональное насилие над конкретным человеком. Это не только школьная проблема — часто и взрослые люди, попадая в коллектив, переживают подобное отношение. Однако чаще всего от буллинга страдают именно дети.
Когда люди конфликтуют, оба участника ссоры злятся и могут аргументировать свою позицию — они понимают, что именно вывело их из себя в конкретной ситуации. Буллинг не имеет ни явных причин, ни цели, и происходит систематически. Как минимум одна из сторон делает вид, что ничего особенного не происходит. Например, буллер может говорить «Мы просто играем» или «Это просто шутка». И жертва, скорее всего, подтвердит это — боясь получить еще более жестокую расправу за правду в будущем.
Буллинг не похож на шутку или приятельскую перепалку на утрированно повышенных тонах. Друзья на самом деле иногда могут агрессивно подшучивать друг над другом, но в этом случае обе стороны чувствуют себя уверенно — понимают контекст, обоим смешно и комфортно. При буллинге веселится только буллер, жертва же чувствует страх и беспомощность.
Например, дети играют на школьном дворе — несколько мальчиков перебрасывают портфель между собой, а владелец рюкзака мечется между ними и пытается выхватить свою вещь. Если все, включая «ловца», весело смеются — это игра. Если после они вместе идут домой, дружески болтая — тоже. Если вчера они таким же образом перекидывались сумкой другого мальчика из компании — аналогично.
Косвенный и виртуальный буллинг труднее распознать: очевидных последствий (как испорченный портфель или синяк) они не оставляют. Но это не значит, что их легче пережить. Все варианты сильно травмируют ребенка и приводят к тяжелым последствиям : заниженной самооценке, тревожным расстройствам, депрессии, невозможности социализироваться. Как следствие, страдает и академический аспект: как можно сосредоточиться на учебе, когда живешь в постоянном страхе?
У буллера часто есть последователи, у жертвы иногда появляются защитники. Некоторые дети стараются держаться в стороне — например, осуждают агрессора и хотели бы помочь жертве, но боятся разделить ее бремя и стать новым «козлом отпущения». Другие, напротив — одобряют агрессию и хотели бы примкнуть к «команде победителя», но опасаются последствий и наказания от учителей или родителей. Глобально в буллинге есть три основные роли:
Жертва смиренно сносит издевательства, иногда даже пытается заслужить одобрение буллеров, надеясь таким образом прекратить травлю. И очень редко рассказывает о происходящем кому-то, кто действительно может вмешаться — из-за стыда, страха осуждения, даже чувства вины. Ощущая свою инаковость, ребенок может искренне поверить, что с ним что-то не так. Раз его дразнят, на то есть причина. И причина в нем — значит, он виноват.
Ребенок, который терпит издевательства в школе и знает, что наблюдатели не вмешиваются, теряет базовое доверие к себе или к миру, поэтому и не обращается за помощью. Те, кого он считал друзьями или авторитетами — например, учителя — игнорируют происходящее. Выходит, только он видит несправедливость. И либо «неправильный» он, либо все вокруг — в любом случае, никто со стороны не может помочь.
Всегда обращайте внимание на поведение. Стоит насторожиться, если ребенок не хочет идти в школу или не хочет о ней говорить. Замкнутость, повышение тревожности, расстройство аппетита или сна — все это косвенно может намекать на проблемы в коллективе. Не спешите обвинять ребенка, если у него начали пропадать вещи — расспросите, при каких обстоятельствах это произошло.